Сулакшин о народных дружинах и либерализации оборота оружия

Nov 28, 2012 17:04



Оригинал взят у ssulakshin в Простые решения в непростых ситуациях неэффективны

Для анализа мы выбрали две ситуации, которые создают очень сложную и противоречивую картину. Один и тот же критерий (целесообразности, блага общества) приводит к противоположным выводам, и здесь легко ошибиться, пойдя на поводу у своего вкусового предпочтения: мне кажется, мне нравится.

Существует огромное количество данных статистики, на которые ссылаются эксперты. Однако эти данные показывают, что в случае с ужесточением или либерализацией оборота оружия результаты были часто противоположные даже в пределах одной страны. Возникает каша из примеров, откуда удобно иногда выхватить только тот пример, который доказывает твою позицию. Надо учитывать, что обстоятельства в конкретной стране могут быть не такими, как в тех странах, опыт которых аналитик хочет использовать.

Итак, создание народных дружин. Это явление стало активизироваться. А в нашей современной политической действительности ничего не активизируется, если не принято решение на Старой площади, в администрации президента, в управлении внутренней политики, который включает государственный политический ресурс, в том числе ресурс воздействия на СМИ, поддержки создания организаций, партий. Решения эти принимаются на основании некоторых аналитических соображений.

Что за цели могли там увидеть и поставить, активизируя движения дружин?



Есть две версии. Первая - действительно забота о порядке на улицах. Стремление бороться с уличной преступностью с помощью народных дружин - это на самом деле путь. Наркоман или бомж в виду дружинников не будет сумочку отбирать у девицы.

Вторая - производная от митингов и беспорядков оппозиционного плана, которые для власти представляют угрозу. Прогнозируя нарастание таких событий, можно конструировать некоторые контринституты и организации, которые будут противостоять им. Против гей-парада выпустить, например, казаков, которые начнут пороть извращенцев на улице. Почему нет? Логика такова. А потом можно их пожурить за мелкое хулиганство (я теоретизирую, это не значит, что я воспроизвожу конкретные решения).

Можно вспомнить и конную казачью полицию, которые разгоняли восставший пролетариат в 1905 году и пытались повторить это в 1917-м.

Важный момент: сегодня налицо ностальгия по социальному общению. Остро ощущается его дефицит, неудовлетворенная потребность людей в таких формах коммуникаций, социального бытия человека вне пространства своей семьи.

Раньше были демонстрации - да, идеологизированные и т.д., но посмотрите записи! Я недавно собственные пленки из детства, юности посмотрел: сколько было у людей радости от общения! Общения не хватает, поэтому возможность общения в дружинных ячейках - ценность, которая будет стимулировать людей включаться в этот процесс. Хотя я и не преувеличиваю его значимость.

Кроме того, налицо неспособность или нежелание полиции исполнять свой прямой государственный долг - обеспечивать порядок на улицах вместо того, чтобы коммерциализировать свое служение (явно или коррупционно). И эта деформация тоже может быть скорректирована дружинами.

Но опасности существуют, о них уже было сказано.

В ситуации с оружием все тоже сложно, хотя чуть более ясно для нас: ведь Центр выпустил исследование по поводу возможностей и опасностей либерализации оборота оружия в России. Многие лоббистские силы выступают за это. Понятно, почему: это новый бизнес, новые рынки сбыта. А фактически прибыль на крови.

Они говорят: если бы грабитель знал, что у вас оружие, он поостерегся бы нападать на вас. Есть логика? Вроде бы есть. Но на эту логику есть еще двадцать контрлогик.

Дело в том, что все зависит от конкретной социокультурной обстановки в конкретной стране. От привычек, традиций, социальных коммуникаций между людьми.

Вот несколько графиков из нашего исследования, отражающих опыт других государств, на которые ссылаются лоббисты. Покажу их, чтобы убедить вас: заранее заданного решения «либерализуем оборот оружия - получаем снижение преступности» нет и нигде не было. Есть положительные эффекты, а есть отрицательные. Например, Англия, Уэльс. В момент принятия закона, ужесточающего оборот оружия, преступность пошла вниз.




В Швеции же после ужесточения оборота оружия уровень преступности по некоторым видам преступлений пошел сначала вверх, а потом вниз.







Эстония, постсоветская страна, либерализовала оборот оружия, и в результате показатели преступлений средней и небольшой тяжести пошли вверх, а тренд тяжких преступлений как шел вниз, так и сохранил это движение.




А вот динамика преступности с момента принятия РФ об оружии.




Что будет, если российское население вооружить? Посмотрите на Северный Кавказ: будет это. Посмотрите на Центральную Россию: будет стрелять не только травматика, но и боевые пистолеты. Для России это невероятно опасно. Для бизнесменов - невероятно соблазнительно.

Но поскольку мы уже отправили министру внутренних дел эту работу по оружию, а от предыдущего министра получили за нее благодарность, есть надежды, что профессионализм, ответственность и совесть у верховодителей России сработает. Простые решения в непростых ситуациях эффективными, как правило, не бывают.

Запись опубликована Дневник Сулакшина. You can comment here or there.

безопасность, Центр проблемного анализа, криминал, люди, Сулакшин

Previous post Next post
Up