Сегодня мы с «Российскими древностями» снова отправляемся в старинный северный город Каргополь. В нем мы бывали уже трижды в ходе наших Больших летних путешествий - в 2020, 2023 и 2024 годах, но пока что, каемся, не описали и половины его памятников. Мы уже написали о
соборе Рождества Христова - древнейшем сохранившемся храме Каргополя и о
Благовещенской церкви, которую порой сравнивают с лучшими итальянскими памятниками. Ныне наш разговор пойдет о памятнике того же уровня (и размера), состояние и перспективы которого, увы, пока что оставляют желать лучшего. Итак, храм Воскресения Христова.
Фото из книги Грабарь И.Э. «История русского искусства.» т.1 М 1910.
Воскресенский храм стоит на небольшой площади неподалеку от крепостных валов города. Недаром впервые он, еще деревянный упомянут как стоящий у крепостных ворот, в Писцовой книге 1614-1615 года.
Мы не знаем, кто и на чьи деньги возвел этот прекрасный храм из тесаного известняка с использованием кирпича. Специалисты склоняются к тому, что образцом был взят Успенский собор Московского кремля.
Фото Алексея Паевского, август 2023 года
Вот что пишет об этом храме книга «Каргополь. Памятники древнерусского зодчества», вышедная еще в 1971 году:
«Воскресенская церковь выстроена из тёсаного известняка. В конструкциях также был использован и кирпич. Воскресенский храм производит впечатление цельного монолита. Из кубического объёма вырастают пять грузных глав на массивных барабанах. Они почти соприкасаются и как бы давят своей тяжестью на сам основной объём. Тесное расположение главок Воскресенской церкви определяет схожесть каргопольского храма с Успенским собором Московского Кремля, что является признаком величия московской культуры. С востока - три апсиды, с запада - небольшой притвор.
Фото Алексея Паевского, август 2023 года
Северный и южный фасады имеют трёхчастное вертикальное членение низкорельефными пилястрами, как у старейшего Христорождественского собора Каргополя. Полуциркульные закомары завершают фасады храма - единственный случай в Каргополе. Объёмно-пространственное решение сближает Воскресенскую церковь с русскими храмами ХVI века. Но богатство декоративных деталей в её оформлении - это уже во вкусе позднего ХVII столетия».
Детали декора. Фото Алексея Паевского, август 2023 года
Важнейшая особенность Воскресенского храма - он ни разу не был перестроен, и сохранился в оригинальных формах, если не считать двух пробитых позже окон, и пристроенного после пожара 1765 года, когда выгорела большая часть Каргополя, входного притвора с западной части. Храм одноэтажный, холодный.
Вид с востока. Фото Алексея Паевского, август 2023 года
«По некоторым данным, под храмом, в южной стене. имелся подземный ход, который после пожара, случившегося в 1765 году, был засыпан. Сам храм был «ремонтирован» в 1788 году. На деньги, предоставленные каргопольским купцом Андреем Алексеевичем Вешняковым, был установлен и позолочен иконостас. Также на средства этого каргопольца в 1798 году была сооружена каменная колокольня, не сохранившаяся до наших дней. На звоннице имелось 6 колоколов, самый крупный из которых был отлит в самом Каргополе и весил 107 пудов», - пишет уже упомянутое издание.
Вид с запада. Фото Алексея Паевского, август 2023 года
Западный притвор XVIII века
Фасады храма богато украшены местными камнерезами: мы видим традиционные для ХVII века резные детали окон, поясков, порталов, барабанов.
«Хорошо смотрится глубокий перспективный портал, напоминающий портал Благовещенской церкви, его полукружие повторяется в закомарах. Плавная линия закомар красиво завершает стену, богато профилированный поребрик карниза вносит дополнительную нарядность к узорочью окон. Декоративное убранство стен продолжено на барабанах куполов в виде аркатур и декоративных поясков. Примечательно, что и здесь нигде, исключая апсиды, узор окон не повторяется. Если будут одинаковые колонки наличников, то кокошники непременно разные, если схожие кокошники - обязательно разные колонки.
Работа камнесечцев на северном фасаде. Фото Алексея Паевского, август 2023 года
Южный фасад. Фото Алексея Паевского, август 2023 года
Резные столбики с полочками, с бусинками, с ромбиками, кокошники, «коруны» - все собрано здесь. Точно так же не найдем мы и полного тождества в оформлении окон всех трех каргопольских храмов конца XVII века, хотя общность декоративной обработки дает основание предположить, что это дело рук одной артели мастеров. То, что каменносечных дел мастера жили в то время в Каргополе, мы знаем по документам», - пишет издание 1989 года.
Северный фасад. Фото Алексея Паевского, август 2023 года
Увы, с 1970-х годов состояние храма постоянно ухудшается. Через стены проходят трещины, внутрь храма попадала дождевая вода. В 2017 году храм был в лесах, но реставрация не проводилась - о чем было несколько публикаций в СМИ (в том числе - вот
эта). Мы посетили и отсняли памятник в 2023 году. Лесов уже не было, однако состояние храма все еще было далеким от хорошего. Ну, хоть металлические стяжки по периметру стен появились.
Стяжки на фасадах. Фото Алексея Паевского, август 2023 года
Хорошо видно состояние храма. Фото Алексея Паевского, август 2023 года
Текст: Алексей Паевский
Следите за нашими публикациями во
ВКонтакте,
Тelegram,
Одноклассниках,
Живом Журнале и
Яндекс.Дзен Литература:
Каргополь. Памятники древнерусского зодчества. - Издательство: «Искусство». Ленинградское отделение, 1971
Г. П. Гунн «Каргополье - Онега», М., «Искусство», 1989. Стр. 30-32.