Н. Я. Динник. Каспийское побережье Кавказа и Закаспийская область // Известия Кавказского отдела Императорского Русского географического общества. Том XIX. 1907-1908. № 4.
Часть 1. Часть 2.
Часть 3.
Баку. Посадка на пароход, отправляющийся в Красноводск. (Г. Дуранте, 1898)
В начале 6-го часа вечера я уже занял место в каюте большого, нового и хорошего парохода «Куропаткин», совершенно не похожего на
прежние маленькие грязные колесные пароходики, ходившие по Каспийскому морю. Пароход должен был выйти из Баку в 6 часов вечера, за 14 или 15 часов перерезать в поперечном направлении все Каспийское море и прибыть в Красноводск в 10 или 11 часов утра. Из трубы парохода давно уже клубился густой черный дым, палуба была полна народа - персиан, армян, татар и представителей других восточных национальностей, но отхода парохода нам пришлось ждать еще довольно долго вследствие того, что почта не была доставлена на него в надлежащее время.
Я более часа ходил по палубе в томительном ожидании. В это время взошла полная луна, тысячи блестящих звезд украсили черно-синее безоблачное небо и вместе со множеством огней пристани и стоявших около нее судов красиво отражались в гладкой, как зеркало, поверхности моря; а вдали, кроме того, блестели бесчисленные фонари большого города, расположенного амфитеатром на склоне довольно крутой горы, понижающейся к морю. Мостик все время соединял пароход с пристанью, и по нему туда и сюда сновала публика. Наконец в 7 часов 50 минут раздался третий свисток, публика сразу засуетилась, провожающие и все те, которым не надо было перебраться за синее море, поспешили сойти на пристань. Еще минуты через две с шумом завертелся винт, забурлила и запенилась вода около кормы парохода, он дрогнул и сначала медленно, а потом быстрее и быстрее начал рассекать морские волны и удаляться от берега, уходя в открытое море.
Пароход «Генерал Куропаткин». 1915
Выехали мы из Баку при самой лучшей обстановке: в чудный тихий и теплый весенний вечер (25 марта) и, как уже было замечено, при свете полной луны. До полуночи она светила в той стороне, в которую направлялся пароход, и мы подвигались как бы навстречу ей по широкой, ярко освещенной чудным золотым светом полосе моря, отражавшей лучи лунного света нам в глаза. Берег скоро скрылся от наших взоров, но огни Баку и соседних с ним нефтяных промыслов мы могли различать еще довольно долго. Наконец исчезли и они, и с парохода, кроме неба и черно-синего моря, в одном только направлении освещенного лунным светом, ничего не было видно. Пароход наш шел очень быстро, и мы с каждым часом удалялись верст на 30 от Кавказа и на столько же приближались к пустыням Закаспийского края. Я просидел на палубе до 11 часов ночи, наслаждаясь чудной погодой и находясь под обаянием той особенной, таинственной обстановки, которая окружает пароход, плывущий ночью в открытом море и вдали от земли.
Пароход «Куропаткин» во время отхода. Почтовая открытка. Изд. А. Мелкумянца, Красноводск
На следующее утро в 6 часов я был уже на палубе и с нетерпением ждал того момента, когда покажется берег совершенно неизвестной для меня страны. Но в это время кроме неба и воды с парохода ничего не было видно. Наконец в восьмом часу на востоке начала обрисовываться узкая, едва отличимая от моря серая полоска - берег азиатского материка. Еще через час можно было более или менее ясно различить очертания высокого скалистого барьера, выступы скал и обрывающиеся к морю крутые ущелья, казавшиеся издали вертикальными бороздами, рассекающими скалы. В это время пароход повернул на север, обогнув длинную косу, выдвинувшуюся около Красноводска верст на 30 в море. Недалеко от нее показались низкие песчаные острова, и еще через несколько времени мы увидели маленький городок с белыми и серыми домиками, приютившийся на берегу моря и окруженный почти со всех сторон высокими крутыми скалами. Природа как будто бы нарочно устроила здесь, в скалах маленькую почти круглую выемку или нишу, чтобы человек мог найти место для крошечного городка на этом негостеприимном и пустынном берегу.
Красноводск. Вид с моря на Курапаткинскую набережную. Почтовая открытка. (А. А. Яворский, 1896-1901)
___________
В 10 часов утра наш пароход остановился у пристани Красноводска. Я подождал, пока обычная в таких случаях суета несколько успокоится, а затем сошел с парохода и отправился в город. При ближайшем осмотре Красноводск оказался еще более оригинальным, чем издали. Он, как известно, основан в 1869 году, когда здесь высадились кавказские войска и заложили укрепление.
Красноводск расположен на холмистой сильно покатой к морю местности и очень красиво окружен с трех сторон довольно высокими крутыми горами, которые во многих местах состоят из лишенных всякой растительности скал, и открыт только в стороне, обращенной к морю. В противоположном ему направлении над городом возвышается очень крутая, высокая и остроконечная гора с вершиной, имеющей площадь в несколько квадратных аршин. С нее можно любоваться, как с птичьего полета, прекрасным видом на город, пристань, бухту, соседние горы и море. В хорошую погоду на ней всегда можно встретить группу лиц, желающих с высоты окинуть взором Красноводск и его окрестности. С северной стороны города возвышается почти отвесная высокая светло-серая скала, на которую во многих местах даже невозможно взобраться, а с южной - темные и менее крутые горы. На гребне их белеют три огромные цилиндрической формы цистерны, снабжающие Красноводск опресненной водой. Даже весной, в конце марта, на всех горах, окружающих город, растительности нет почти никакой, если исключить маленькие одиночные солянки (Salsola), Gagea pusilla, Lepidium draba L., Alyssum, полынь, вьюнчики (Convolvulus) и некоторые другие, растущие чахлыми одиночными экземплярами. Во время лета и это все выгорает, скалы страшно накаляются солнцем и пышат огнем. Поэтому Красноводск отличается необыкновенно знойным летом; вообще же он имеет теплый континентальный и очень здоровый климат. Атмосферных осадков выпадает в нем очень мало, именно 87 мм в год, и наибольшее количество их приходится на ноябрь и декабрь.
Красноводск. Общий вид с горы. Почтовая открытка
Красноводск представляет город чисто азиатского типа и гораздо менее похож на европейские города, чем, напр., любой из городов Закавказья. Для европейца все в нем ново: люди, их жизнь, нравы, костюмы, жилища, домашние животные и т. д.
Красноводск. Главная улица. Почтовая открытка
Все дома Красноводска сделаны из камня, имеют плоские крыши и, как везде в теплых странах, балконы или крытые галереи. Красноводск принужден тесниться на очень ограниченном пространстве, - поэтому те из домов, которые находятся на окраинах его, своей задней стороной упираются в скалы. Большой сорвавшийся с них камень может иногда такому дому и обитателям его принести немало бед. Лавки, базары и все продающееся в них также совершенно иные. Всякого рода зелень (петрушка, укроп, лук) и другие травы, которые так любят жители Востока, уже в конце марта были навалены здесь целыми горами, в окнах почти всюду висели крупные
чарджуйские дыни [Они сохраняются почти в течение целого года.], рыба нагромождена большими кучами, а на набережной, вблизи пристани, пространство не менее полуверсты в длину и сажен около полусотни в ширину занято правильными четыреугольными, перетянутыми толстой железной проволокой тюками хлопка, который доставляется сюда на верблюдах и по железной дороге из Средней Азии и на пароходах отправляется в Россию [Каждый такой тюк или кипа сильно спрессованного хлопка весит 8-10 пудов; верблюд везет их 2-3 штуки и в 30-36 дней проходит 1000 верст. В вагон грузится до 60 таких тюков.]. На улицах очень мало русских, но зато на каждом шагу встречаешь восточные типы: персов, киргизов, текинцев, иомудов, сартов, армян и т. д. Некоторые из них имеют такой темный цвет кожи, что издали их можно принять если не за негров, то по крайней мере за арабов. На улицах они пьют чай или кофе, закусывают, сидя вокруг столов, курят кальян и болтают по целым часам, как подобает сынам Востока. Быков здесь не видно вовсе, лошадей сравнительно немного, зато верблюдов и ослов видишь всюду на улицах, базарах, площадях и т. д. Киргизы приезжают в Красноводск преимущественно на верблюдах и разъезжают на них по городу. Я всегда с удовольствием смотрел, как верблюд, высоко подняв свою сравнительно небольшую удлиненную голову, сидящую на изогнутой и сжатой с боков длинной шее, медленно, с необыкновенной важностью и без всякого шума ступает, как на ходулях, своими длинными ногами с большой мозолистой стопой и с высоты оглядывает большими глазами все, что совершается вокруг него. Крик как верблюдов, так и ослов беспрерывно раздается внутри города, то в той, то в другой стороне. На верблюдах возят здесь воду, камень, дрова, хлопок и т. д. Крупные каменные глыбы для тротуаров и домов киргизы доставляют исключительно на верблюдах, навешивая по одному из них с каждой стороны животного; при этом управляет им часто маленький киргизенок, по приказанию которого верблюд послушно ложится, дает развязать и сбросить с себя вьюк и также послушно встает.
Красноводск. Тюки хлопка, ожидающие погрузки на пароход. (Дж. Маккатчен, не позднее 1911 г.)
На улицах Красноводска я видел двух ручных джейранов (Gazella subgutturosa Güld.). Эти в высшей степени изящные, легкие и грациозные антилопы с необыкновенно тонкими ножками, как известно, легко приручаются и здесь свободно бегают по улицам города и мало боятся людей. Если за ними погонятся собаки, то они, делая громадные прыжки, тотчас оставляют собак далеко позади себя и быстро убегают от них во двор, где живут. Здешние газели имели на боках и спине буровато-серый цвет, черный хвост и черную полосу вдоль хребта, а заднюю часть бедер и нижнюю часть туловища белые. Лицевой рисунок у них был выражен очень ясно: от глаза к носу тянулась темная полоса, а над нею светлая. Лоб и темя имели пепельно-серый цвет и казались как бы седыми.
На базарах Красноводска продавалось много белуг (Acipenser huso L.), причем некоторые из них отличались огромными размерами. Одна имела шесть аршин в длину, короткое толстое рыло, громадную пасть, шириною в целый аршин, и весила около 40 пудов; но, как сообщали мне, иногда попадаются здесь белуги весом в 70, 80 и будто бы даже в 100 пудов [Ф. Ф. Каврайский в своей работе «Осетровые рыбы Кавказа и Закавказья» (Тифлис, 1907 г., стр. 35) говорит, что вес белуги на Кавказе достигает 75 пудов.]. Чаще ловят их не около Красноводска, а недалеко от
Чикишляра, преимущественно весной и очень редко в зимнее время, так как они зимою уходят на большую глубину. Осенью и зимой здесь продают звериные шкуры, а иногда рога джейранов, сайгаков, горных баранов, безоаровых козлов и т. д. Вообще в лавках и на базарах Красноводска можно встретить много такого, что никогда не попадется на глаза в европейском городе.
Остров Челекен, Закаспийская обл. Туркмены-рыбопромышленники. Почтовая открытка
Весь Красноводский залив, а также большая бухта его почти со всех сторон отделены от открытого моря длинной, вытянутой к юго-востоку косой и рядом островов. Некоторые из них высоки, скалисты и издали представляются острыми черными зубчатыми гребнями, поднимающимися из моря, другие же более или менее низки, местами покрыты травой, а местами представляют сыпучие пески. Наибольший из них -
Челекен находится при входе в Красноводский залив и имеет площадь почти в 450 кв. верст. На нем постоянно живут туркмены, находится нефть, каменная соль и озокерит. Наиболее высокие горы Челекена поднимаются до 3500 футов над ур. моря. На островах, окружающих Красноводский залив, водится много змей из семейства ужовых, и по преимуществу водяной уж (Tropidonotus tesselatus Laur.). Он часто достигает в длину двух аршин. Гримм нашел здесь много ящериц: Phrynocephalus interscapularis Licht., Scapteira crispa Str. и некоторых других. На эти острова зимою довольно часто, а летом значительно реже выходят маленькими группами (по 2, по 4 штуки) тюлени (Phoca caspica Nilss.). На них нет здесь не только настоящего промысла, но даже их почти никогда не трогают, если исключить те редкие случаи, когда рыбопромышленники убьют одного или двух, чтобы мясо их употреблять как наживку для ловли белуги. Около берегов Красноводска над морем летает довольно много диких уток, куликов разных видов и рыболовок, или чаек. Из последних чаще всего попадаются на глаза чайка сизая (Larus canus L.) и чайка обыкновенная (Larus ridibundus L.).
По окрестностям Красноводска я пространствовал два дня, но, к сожалению, погода, бывшая пред этим очень теплой, в эти дни сделалась гораздо холоднее, и потому пресмыкающиеся, которых я надеялся найти здесь немало, попрятались в свои норы. Из ящериц я встретил обыкновенную агаму (Agama sanguinolenta Pall.), которую называют здесь за способность изменять цвет хамелеоном, ящерку быструю (Eremias velox Pall.) и круглоголовку ушастую (Phrynocephalus mystaceus Pall.). Из отряда змей в окрестностях Красноводска, в особенности у берегов моря, часто встречается упомянутый уже водяной уж (Tropidonotus tesselatus Laur.). Гримм говорит об огромном количестве этих ужей, найденных им около Красноводска и на ближайших к нему островах, и прибавляет, что они часто лежат на прибрежных камнях или на траве целыми десятками, свернувшись в клубки [О. А. Гримм в своем труде «Каспийское море и его фауна» (Труды Арало-Каспийск. экспед., вып. 2, стр. 40, 1876 г.) описывает их под именем T. hydrus Pall.]. Не особенно далеко от Красноводска около Балханского залива Эйхвальдом была найдена очковая змея (Naja oxiana Echw. = Naja tripudians var. coeca Gm.), но Гримму и другим исследователям здесь не удалось найти ее, несмотря на тщательные поиски [Ibid., стр. 40.]. Около Красноводска Гримм нашел еще полоза Карелина (Zamenis Karelini Brandt). В летнее время в Красноводске и его окрестностях встречаются в огромном количестве фаланги (Galeodes areneoides, G. graecus и G. intrepida) и скорпионы, но в дни моего пребывания в Красноводске они еще не выползали из своих нор. Что касается птиц, то в Красноводске и его окрестностях я видел двух стервятников (Neophron percnopterus L.), удода (Upupa epops L.), чеканов-попутчиков (Saxicola oenanthe L.) и красивого черноголового чекана (Saxiola finschii Heugl). Чаще всех птиц попадался мне чекан-попутчик, которого можно было видеть почти на любой куче камней. Довольно часто встречается здесь хохлатый жаворонок (Alauda cristata L.).
Большая часть скал в окрестностях Красноводска состоит из очень плотного и твердого глинистого сланца светло-серого или голубовато-зеленого цвета.
Красноводск. Вид железнодорожной станции. (Экспедиция К. Г. Маннергейма, 1906).
humus ___________
Из Красноводска я отправился по
Закаспийской, или Среднеазиатской железной дороге дальше внутрь Азии [К особенностям Среднеазиатской жел. дор. относится между прочим то, что все пассажирские вагоны ее окрашены в светло-палевый цвет, для меньшего поглощения лучей теплоты.]. На протяжении верст 100 рельсовый путь тянется здесь вдоль узкого и длинного (65 верст) Красноводского залива, а затем вдоль Балханского, в который, как предполагают, вливалась прежде Амударья. Местность, прорезываемая железной дорогой, имеет очень пустынный характер и печальный вид. С одной стороны здесь видишь море, а с другой средней высоты горы - продолжение Большого Балхана. На первой от Красноводска станции они, впрочем, довольно красивы и сложены из горизонтальных ярусов скал, наверху которых стоят еще высокие колонны и столбы. Растительности на юго-западном склоне этих гор нет никакой, также и воды, и почти везде они очень круто обрываются к Закаспийской железной дороге; на северном же склоне их, по исследованиям различных путешественников, есть родники и растет можжевельник, барбарис, черешня, крушина и другие кустарники [Наивысшая точка Б. Балхана гора Дирем-даг поднимается до высоты 1600 метров над уровн. моря. Большой Балхан состоит главным образом из известняков и песчаников.]. Из дичи на этих горах встречаются безоаровые козлы, джейраны и много горных курочек (Perdix chucar Gray и Ammoperdix griseogularis Brandt). На равнинах, по которым проходит железная дорога, растительность также крайне бедна, а местами даже отсутствует вовсе. Здесь растут солончаковые растения, жесткие травы и кустики почти безлистных колючек. Они лишены даже зеленого цвета и представляются серыми или грязно-бурыми. Около станции Кара-Тенгар, в 47 верстах от Красноводска, дорога проходит очень близко к берегу моря и по сторонам ее всюду валяются округленные и омытые морем мелкие камешки, а также обломки раковин. Очевидно, это место еще сравнительно недавно было дном моря.
За станцией Кара-Тенгар тянется еще более пустынная местность, с самой скудной растительностью, состоящей из полыни и различных жестких и колючих трав и кустарников, растущих островками. На северо-востоке видны довольно крутые, но не очень высокие горы - Б. Балхан. На них и здесь нет почти никакой растительности. У подножья Балхана тянется равнина с солонцовой глинистой почвой или же типичные солонцы, а еще дальше блестит Балханский залив. В некоторых местах этой пустыни соль так сильно покрывает поверхность земли, что она кажется совершенно белой и блестит как серебро. В такой местности расположены станции Белек и Джебель. Последняя является как бы крошечным оазисом в бесконечной пустыне. На этой станции около самого полотна дороги находится высокое сооружение вроде башни, в которую проведена вода с гор. Вода своим напором, без всякой водокачки, наполняет башню и употребляется здесь для всяких нужд и в том числе для поливки. Благодаря последней вокруг станции удалось развести довольно порядочное количество деревьев, которые растут в этом знойном и крайне сухом климате очень недурно. В пяти верстах от станции Джебель находится небольшое озеро, которое видно с полотна дороги. В нем вода так солона и имеет вследствие этого такой большой удельный вес, что человек в этом озере не может потонуть. В нем
купаются приезжающие сюда лечиться от ревматизма.
За станцией Джебель на протяжении около сотни верст местность представляется еще более унылой и печальной. Это равнина с песчано-глинистой почвой и без всяких признаков зелени. Колючки, правда, растут и здесь отдельными кустиками, но они совершенно лишены зеленого цвета, а во многих местах и их почти нет.
Около станции Балла-Ишем, отстоящей от Красноводска на 156 верст, горы Большого Балхана кончаются и здесь дорога пересекает впадину Узбой - занесенное песками древнее русло Амударьи, по которому в прошлые времена эта река протекала в Каспийское море [П. А. Варенцов в своей очень интересной статье «Материалы к познанию Закаспийской области» (Тифл., 1907), описывая Узбой, говорит, что в нем находится в большом количестве самосадочная соль, которая даже добывается на нескольких промыслах, что здесь находятся родники с пресной и колодцы с слабосолоноватой водой, которая иногда содержит еще и сероводород, а что в самом русле Узбоя вода так солона, что человеку трудно погрузиться в нее с головой. По его же словам, воды Узбоя так хорошо помогают от ревматизма, что для излечения его достаточно принять здесь 15-20 ванн.].
Станция Айдин после землятресения 1895 г.
В 200 верстах от Красноводска, недалеко от станций Айдин и Перевальной, характер местности сильно изменяется, так как дорога проходит через настоящие сыпучие пески и барханы. На громадном пространстве глаз видит здесь огромные бугры, сажен в 7-8 высотою, валы и горы песка, имеющие то более или менее притупленные, то острые вершины и гребни и отделенные друг от друга глубокими ямами и впадинами. Вся эта местность представляется до такой степени изрытой, что напоминает поверхность моря, если бы оно мгновенно застыло во время сильнейшей бури. Самый выносливый и крепкий человек выбился бы из сил, если бы ему пришлось пройти по этой местности 5-6 верст. Песок здесь очень рыхлый и легко сдувается ветром. На буграх его растут кое-где кусты саксаула и других растений пустыни [По этим местам поезд идет сравнительно медленно, так как шпалы лежат здесь на голом песке и легко могли бы смещаться при быстром движении поездов.]. И здесь вдали тоже видны горы, но уже вправо от дороги, и притом более низкие. Это Малый Балхан и хребет Кюрюн-даг, соединяющий М. Балхан с гораздо более могучим хребтом Копет-дагом. Скажу несколько слов о Копет-даге вообще и Ахалтекинском оазисе.
Копет-даг, или Туркмено-Хоросанские горы, начинается от станции Ушак, находящейся перед Кызыл-Арватом, тянется с СЗ на ЮВ и оканчивается у долины р. Теджена. Вблизи юго-восточного конца он сильно понижается и рядом небольших возвышенностей соединяется с Парапамизом, а через него с Гиндукушем и Каракорумом; в северо-западной же стороне через Кюрюн-даг, Балханы и подводный хребет Каспийского моря соединяется с Кавказом. Таким образом, Копет-даг вместе со всеми названными хребтами представляет одну громадную складку, простирающуюся на несколько тысяч верст. Он состоит из нескольких параллельных хребтов, прорезанных многими глубокими продольными и поперечными ущельями. Простирается Копет-даг в длину на 600 верст и по нему проходит граница России с Персией. Высота хребта довольно значительна, но нигде не превосходит 10.000 футов; при этой высоте и теплом, крайне сухом климате окружающих его стран хребет этот не может быть покрыт вечными снегами, а тем более иметь ледники. Копет-даг состоит главным образом из пластов меловой формации.
Станция Ушак. 1884
Вдоль подножья Копет-дага с северо-восточной стороны его располагается так называемый Ахалтекинский оазис, наибольший в Закаспийской области. Он начинается от северо-западного конца Копет-дага, недалеко от Кызыл-Арвата, и простирается вдоль подножья его далее Асхабада на протяжении с лишком 200 верст. Ширина оазиса колеблется в пределах от 10 до 20 верст. Весной оазис представляет зеленую полосу, с одной стороны которой поднимается покрытый на вершинах снегом Копет-даг, а с другой тянется знойная летом и холодная зимою бесконечная песчаная пустыня Каракум, простирающаяся почти от самого Каспийского моря до Амударьи на протяжении верст 600 с востока на запад. Ширина ее в восточной части также доходит верст до 400. С Копет-дага стекает к Ахалтекинскому оазису много горных речек, водами которых пользуются жители для орошения своих полей и садов. Почва оазиса в высшей степени плодородна и на ней отлично могут расти хлеба всех сортов, огородные растения, виноград и фруктовые деревья, если только имеется в достаточном количестве вода. Состоит эта почва главным образом из глин, суглинков и лёсса. К сожалению, очень многими местами, покрытыми ею, нельзя пользоваться вследствие недостатка в воде, которая в Закаспийском крае, по словам П. А. Варенцова, есть высшая драгоценность. Зато на орошаемой ею местности можно косить траву (клевер, напр.) от 6 до 8 раз в год [П. А. Варенцов. Стр. 50.]. Места с очень плодородной почвой находятся и внутри гор, в ущельях Копет-дага, - поэтому там находится много поселений как туркменских, так и русских.
Преобладающим населением Ахалтекинского оазиса являются текинцы (племя текке), которых немало можно видеть и в городах, напр. в Асхабаде. Это народ, как известно, тюркского племени, говорящий на языке очень близком к турецкому или татарскому. Текинцы довольно красивы, редко имеют выдающиеся скулы и наружностью сильно напоминают настоящий кавказский тип. Они высокого роста, чаще худощавые, крепко и хорошо сложены; цвет их волос почти черный или темно-каштановый. Борода довольно большая и состоит из невьющихся волос. Текинцы, бывшие прежде отчаянными разбойниками, сделались теперь честным, симпатичным и мирным народом. Мне неоднократно говорили, что с одним текинцем можно объехать всю Закаспийскую область нисколько не рискуя быть убитым или ограбленным. Мои знакомые рассказывали мне в Асхабаде, что здесь в какое угодно время года женщины, девушки и дети могут ходить по городу без опасения быть обиженными. Спиртных напитков текинцы совсем не употребляют. Верхней одеждой мужчинам служит длинный халат из бумажной, шелковой, редко шерстяной полосатой материи (узкие сероватые полоски, чередующиеся с красноватыми или темно-малиновыми). На голове текинцы носят большую полушарообразную папаху из бараньего меха черного, рыжего и изредка белого цвета, без суконного верха. Иногда папахи бывают обвиты тюрбаном. Отличительными нравственными качествами текинцев считают честность, правдивость, добродушие, мягкость характера, гостеприимство и храбрость. У текинцев девочек рождается меньше, чем мальчиков, и вообще замечается значительный перевес мужского пола над женским, - поэтому многоженства почти не существует, очень многие мужчины остаются холостыми (27%), а калым за девушку доходит до 1500 руб., не считая подарков и имущества невесты.
___________
Станция Кизыл-Арват. (А. К. Энгель, 1887)
Перед рассветом наш поезд пришел в Кызыл-Арват, находящийся у подножья Копет-дага, и притом почти у самого начала его в северо-западной стороне. На нем в марте и апреле лежало еще довольно много снега, который стаивает совершенно только летом. Гребень Копет-дага находится очень недалеко от Кызыл-Арвата, именно верстах в десяти, и виден прекрасно. Невооруженным глазом из Кызыл-Арвата можно ясно различить скалы и глубокие ущелья этого хребта. Копет-даг не только украшает окружающую его однообразную и скучную местность, но, кроме того, сгущая на своих склонах и вершинах водяные пары и превращая их в дождь и снег, питает родники, дающие начало речкам, которые стекают на плоскость. Здесь водами их пользуются для орошения. Одна такая речка протекает и около Кызыл-Арвата и дает возможность жить здесь нескольким тысячам людей [Кызыл-Арват имеет более 4000 жителей, да недалеко от него находится аул того же имени, заключающий с лишком полторы тысячи жителей.]. Кызыл-Арват, подобно всем здешним местам, имеет очень жаркое лето [Летом температура в тени доходит до 44 °C; осадков в год 194,7 мм.], но, как я узнал от местных жителей, отличается очень здоровым климатом. Даже во время сильных летних жаров, когда приходится пить очень много воды, здесь почти никто не болеет. В Кызыл-Арвате есть церковь, двухэтажная гостиница, почтовая станция, парк, а от него идет хорошая разделанная дорога через горы в укрепление Кара-Кала (80 верст от Кызыл-Арвата), расположенное на реке Сумбаре, на Атрек и в Чикишиляр. В Кара-Кале стоят войска и живет много русских поселенцев, занимающихся земледелием.
Станция Кизыл-Арват. Церковь Александра Невского (возведена в 1898 г.)
В Кызыл-Арвате я пробыл более полусуток, побродил по его окрестностям и видел много хохлатых жаворонков (Alauda cristata L.), полевых жаворонков (A. arvemsis), городских ласточек (Hirundo urbica L.), деревенских ласточек (H. rustica L.), грифов (Vultur monachus L.), чеканов (Saxicola oenanthe L.), рябков (Pterocles arenaria Pall.) и журавлей (Grus virgo L.).
В горах, находящихся недалеко от Кызыл-Арвата, водится много зверей. Здесь можно встретить горных баранов (копетдагский баран - Ovis vignei arkal Lydek., или Ov. vignei Warenzowi Sat., или Ov. cycloceres Турк. и Сатун.), за которыми нередко охотятся как туркмены, так и русские, безоаровых козлов (Capra aegagrus Gm.) и пантер (Filis pardus L.). В степи около Кызыл-Арвата часто попадались джейраны (Gazella subgutturosa Güld.), а из птиц - рябки (Pterocles alchata Sewerzowi Bogd. и P. arenaria Pall.) и дрофы-красотки (Otis maqueeni Gray). Зимою здесь добывают много лисиц и большую часть их сбывают скупщикам в Красноводске.
Станция Бами. (А. К. Энгель, 1887)
Станция Бами производит очень приятное впечатление. С нее также хорошо видны горы, на которых в самом конце марта лежало много снега. По одну сторону почти от самой железной дороги здесь начинается подъем, постепенно увеличивающийся и переходящий первоначально в предгорья средней высоты, а затем в крутой и скалистый гребень Копет-дага. По другую сторону полотна расстилается бесконечная равнина; она на протяжении верст двадцати в ширину покрыта низкой свежей зеленой травкой, среди которой во многих местах цветут темно-красные тюльпаны, а дальше переходит в песчаную пустыню, простирающуюся на сотни верст. Недалеко от станции протекает речка Бами. Она получает начало на Копет-даге и несет довольно порядочное количество воды. Около Бами вся эта вода по оросительным каналам пускается на поля, засеянные хлебом. 27 марта места с напускной водой были покрыты густейшею пшеницей, имевшей высоту в пол-аршина. В мае она уже поспевает. На орошенных местах среди хлебов также цветет много тюльпанов.
Фонтан на станции Бами. (А. К. Энгель, 1887)
Вокруг станции растет целая роща, состоящая из тополей, акаций, вяза (Ulmus), тутового дерева и т. д., а передний фасад станции обвит виноградом. Каждое дерево этой рощи унизано множеством гнезд различных птиц. Это единственное местечко на десятки верст вдоль дороги и на сотни верст к северу от нее, где птицы могут устроить себе гнездо на дереве. Находящийся недалеко от Бами аул Беурма имеет хорошие сады и виноградники.
Станция Бахарден. (А. К. Энгель, 1887)
Станция Бахарден своим садиком и окружающей ее местностью сильно напоминает Кызыл-Арват и его окрестности. Сюда также стекает с Копет-дага речка, и водами ее орошаются хлебные и клеверные поля. Последние расположены на дворах и огородах между хатами. Я видел, как свежий, только что скошенный клевер носили здесь вязанками в конце марта для корма скота. Деревья в это время уже распустились и были густо покрыты листьями. На горах недалеко от Бахардена, по рассказам местных охотников, водятся безоаровые козлы, барсы и пантеры, но нет горных баранов.
Паровозное здание на станции Бахарден. (А. К. Энгель, 1887)
Верстах в 60 от Бахардена находятся остатки знаменитой текинской крепости Геок-Тепе, вблизи которой построена железнодорожная станция. Поезд стоит здесь довольно долго, для того чтобы проезжающие могли осмотреть бывшую крепость и маленький музей различного текинского оружия, взятого после штурма Геок-Тепе. На небольшом памятнике здесь высечен последний перед штурмом приказ Скобелева: «Вперед, вперед и вперед! Бог с нами! Отступления ни в каком случае не будет»
и подробности о штурме крепости: «23 дек. 1880 г. начало осады, конец ее 12 января. Осаждали 227 офицеров и 6672 нижних чина. Число защитников 25000-30000, а всех жителей 45000. Защитники имели около 5000 ружей, одно медное орудие и два чугунных. Убито при штурме 18 офицеров и 11 умерло от ран».
Геок-Тепе. Памятник (открыт в 1901 г.). (Е. Ф. Цианевич-Климович, не позднее 1911 г.)
Бронзовое текинское орудие лежало около здания музея. Лафетом и хоботом ему служит деревянное бревно толщиною почти в обхват и длиною аршина в четыре. К сожалению, я не мог осмотреть музея, так как он был закрыт вследствие производившегося в нем ремонта.
Геок-Тепе. Музей. Почтовая открытка
Крепость Геок-Тепе расположена на совершенно ровной степной местности и имеет вид четыреугольника, обнесенного высокой, громадной толщины стеной. Она имеет высоту сажени в 4 или 5, толщину вверху сажени в три и внизу сажен в 6, сохранилась до сих пор очень хорошо и поражает своими размерами. В одном месте она на протяжении нескольких десятков аршин разрушена. Это брешь, где стена была взорвана несколькими бочонками подложенного под нее пороха во время штурма. Через нее русские ворвались в крепость. Смотря на это место, невольно подумаешь, сколько пролито здесь крови и сколько погибло за несколько минут как текинцев, так и русских!
Геок-Тепе. Место обвала крепости минной колонной полковника Куропаткина. Почтовая открытка
Верстах в 25 от Геок-Тепе находится станция Безмеин. Против нее Копет-даг поднимается, как кажется издали, еще выше, чем в других местах, и высота его гребня доходит здесь до 9½ тысяч футов, а некоторых вершин почти до 9800 футов [Г. Вазараш имеет высоту в 9782 ф.]. С Копет-дага стекает к окрестностям Безмеина несколько горных потоков, но недалеко от него и к северу от дороги степь представляет настоящие солонцы. Земля покрыта слоем соли и издали кажется совершенно белой, как будто бы на ней лежит снег. Недалеко от Безмеина в ущелье Копет-дага находятся Чули,
Фирюза и другие места, служащие как бы дачами или местом отдохновения от страшных летних жаров для жителей Асхабада. К Фирюзе проложена даже узкоколейная железная дорога, которая бывает открыта с мая по ноябрь приблизительно.
Казарма на станции Безмеин. (А. К. Энгель, 1887)
___________
ОКОНЧАНИЕ Материалы о Красноводске и других населенных пунктах Закаспийской области:
https://rus-turk.livejournal.com/544343.html