См. также:
•
Бухтарминские староверы. Материалы Казакстанской экспедиции Академии Наук (1927) 1. Масленичный конь
2. Масленичный конь
3. Ряженые (подростки) на улице в берестяных масках
4. Ряженые (подростки) на улице в берестяных масках
5. Катание с ледяной горы (катушки). Деревня Быкова
6. Катание с ледяной горы (катушки). Деревня Быкова
7. Катание с ледяной горы (катушки). Деревня Быкова
8. Масленичное катание на расписных по́шевнях. Деревня Быкова
9. Масленичное катание на расписных по́шевнях. Деревня Быкова
10. Масленичное катание на расписных по́шевнях. Деревня Быкова
11. Масленичное катание на расписных по́шевнях. Деревня Быкова
12. Женщина в зимней одежде, прислонившаяся к углу забора
13. Две девочки и мальчик в местных костюмах
14. Молитвенный дом в деревне Белой со стороны улицы
Кержаки посылают своих мальчиков обучаться церковной грамоте и пению к хорошему начетчику, который в несколько лет обучит читать нужные для богослужебных целей книги. Способный мальчик может пойти и дальше: овладев хорошо грамотой, может и сам стать начетчиком и руководителем богослужения, или, как здесь часто говорят, «наставником» или «попом». У хорошего начетчика собирается иногда большая группа учеников, обучающихся церковнославянскому чтению. В старое время, до введения здесь сельских школ, такие школы у наставников были единственными очагами обучения. До недавнего времени в д. Белой славилась школа Ассона Емельяновича Зырянова, теперь [В 1927 г. - rus_turk.] 82-летнего старика, который был главным наставником всего района; во многих местах его религиозные противники и кержацкую веру называли «ассоновской верой». Старики вспоминают, как Ассон, обучая их грамоте, поощрял их всякими подарками и за выученные склады лучшим ученикам давал пряники. В старое время ассоновская школа имела общественный, а не частный характер; по окончании обучения, Ассон выдавал хорошим ученикам своеобразный аттестат об окончании школы. Приводим текст такого удостоверения, полученный нами от А. Н. Белослюдова; это удостоверение было выдано известному нам крестьянину в д. Белой:
Похвальный лист.
Ученик школы Ассона Зырянова Иван Ферапонтов Барсуков в 7 января 1914 года соответствовал на вопросы учителя за что выдается сия программа. Молодец, молодец, молодец.
9 января 1914 г.
(Е. Э. Бломквист, Н. П. Гринкова. Кто такие бухтарминские старообрядцы // Бухтарминские старообрядцы. Л., 1930.)
15. Старый кержак Ассон Емельянович Зырянов с женой. Деревня Белая
16. Ассон Емельянович Зырянов с дочерью и тремя учениками у входа в избу. Деревня Белая
17. Ассон Емельянович Зырянов с дочерью и тремя учениками у входа в избу. Деревня Белая
18. Группа крестьян - мужчины, женщины, ребята - на Пасхе, в праздничных костюмах
19. Девушка (Зубова), 14 лет, в типичном местном сарафане и головной повязке «на два конца». Деревня Быкова
20. Группа женщин и мужчин в местных костюмах
21. Игра в чехарду на Пасхе
22. Игра в чехарду на Пасхе
23. Изба-одноколок
24. Жених и невеста с дружкой
25. Группа кержаков у входа в избу. Деревня Быкова
26. Улица в деревне Быковой
27. Задворки деревни Быковой
28. Мятье льна. Деревня Быкова
29. Трепанье льна
30. Ткацкий стан - красна́. Деревня Быкова
31. Двое мужчин за разделкой туши
32. Сушка снятых кож
33. Казаки рода кирей
34. Казаки рода кирей
35. Уборка хлеба на горных пашнях
36. Корова местной породы. Деревня Быкова
37. Толчея для толчения крупы
38. Высокая деревянная изба
39. Старинное крыльцо двухэтажной избы. Деревня Белая
40. Двухэтажная рубленая изба
41. Двухэтажная рубленая изба
42. Новый двухэтажный деревянный дом с четырехскатной крышей. Деревня Тургусун
43. Маслодельный завод
44. Крестьянские усадьбы у подножия гор
45. Общий вид деревни Быковой
46. Общий вид деревни Фыкалки
47. Один из отрогов деревни Язовой
48. Один из отрогов деревни Язовой
49. Дорога из д. Коробиха в с. Сенное
50. Дорога из с. Сенного в дер. Коробиху
51. Река Бухтарма
52. Река Бухтарма
53. «Трескин притор» на р. Бухтарме ниже деревни Быковой
54. Общий вид долины реки Бухтармы
55. Общий вид долины реки Бухтармы
56. Правый берег р. Бухтармы
57. Вид реки Бухтармы вверх по течению
58. Нижнее течение р. Бухтармы
А. Белослюдов. К истории «Беловодья» // Записки Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Том XXXVIII. 1916.
Вести о беспредельных просторах Сибири и о соседних с нею долинах неведомых странах давно проникли в Россию, и гонимые за веру старообрядцы создали в своем воображении где-то в далеком пространстве географический пункт Беловодье, присвоив ему свои желанные мечты. Для того, чтобы реализовать его, они составили даже маршрут с радужным описанием привольного жития там о Христе подражателей. Из России нужно было пробраться «на Екатеринбурх, на Томск, на Барнаул, вверх по реке Катурне на Красный Яр, деревня Ака, тут часовня и деревня Устьба. В Устьбе спросить странноприимца Петра Кириллова, зайти на фотеру. Тут еще множество фотер. Снеговые горы: оные горы за триста верст от Алама стоят во всем виде. За горами Дамасская деревня, в той деревне часовня, настоятель схимник Иоанн. От той обители есть ход сорок дней с роздыхами, через Кижисскую землю, потом четыре дни ходу в Тотанию, там Опоньское государство; живут в избе океана моря: место, называемое Беловодием и озером Ловом, а на ем сто островов, а на них горы, а на горах живут о Христе подражатели Христовой церкви, православные христиане. А там не может быть антихрист и не будет. И в оном месте леса темные, горы высокие, расседлины каменные, а там народ именно, варварств никаких нет и не будет, а ежели б все китайцы были христиане, то б и не едина душа не погибла» (Андерсен. Старообрядцы и сектанты).
Руководствуясь подобными маршрутами в поисках Беловодья, пробираются они через леса и степи в северные предгория Алтая, в верховье реки Бухтармы, трудными горными тропами переваливают выси гор, проходят пустыни, забираются вглубь Китая на берега Лоб-Нора, идут дальше, гибнут, - оставляя после себя легенды.
Об одном из таких путешествий рассказал мне Ассон Зырянов, глава раскольников долины Бухтармы. В 1861 г., когда ему было лет двенадцать, он сам ходил на Беловодье. Маршрут этот не был еще напечатан. Ниже мы прилагаем и подлинный чертеж пути, составленный Ассоном Зыряновым.
Рано утром поднялась деревня. Вой подняли бабы. Все побросали, - дома, скотину… Взяли только лишь то, что нужно было в дальную дорогу. Верхами с ружьями мужчины, за ними бабы, дети, лошади с вьюками, и опять мужчины, - всего сто тридцать человек поехали на Беловодье. Поднялись на увал, простились со своей деревней Белой. И перебрались за Бухтарму.
Перевалили через Нарымский хребет. Спустились к Черному Иртышу. Близь устья Бурчума перебрались через Иртыш. Прошли близь озера Улюнгура. Встретились с начальником торгоуцким: три пера имеет у себя на шапке. Отец Ассона, Емельян, такой же самоучка, как и Ассон сам, не раз уже бывавший в Монголии и знавший, по словам сына, языки - китайский, монгольский и манжурский, развернул перед начальником заготовленную дома еще грамоту, расписанную никому на земле не понятными каракулями, с раскрашенными внизу печатями, и заявил по-торгоутски, что они «индейцы», идут в Индию и просят указать им путь. Начальник был весьма любезен; направил их на
Урумчи, предупреждая, чтоб не уклонились в сторону, к востоку, потому что там пустыня. Распростившись с торгаутским начальником, «индейцы» наши двинулись дальше. Прошли тропами от колодца к колодцу до озера Ном и озера Манас. Через китайскую деревню прошли в город Манас, отсюда двинулись на Урумчи. Из Урумчей на юг, перевалили высокие горы со снежными вершинами - Ирень - Кабарга. Прошли через китайскую деревню к озеру Бограш, через которое протекает река Карыша. Перебили на берегах этой реки в кустарниках много маралов, свернули к югу и оставив, по мнению Ассона, озеро Лоб-Нор на запад от себя, зашли в болото. Здесь в камышах убили триста пятьдесят кабанов, прожили два месяца на берегах какого-то озера и двинулись дальше. Зашли в пустыню. От жары люди стали помирать, воды в запасе было так мало, что давали людям только на язык. Похоронив в пустыне нескольких товарищей, добрались наконец к подножию высоких черных гор. Перевалив через эти страшные, высокие каменные горы, вышли на ровную каменистую степь. Дошли по степи до речки Чемень. Видели в степи и охотились за куланами, дикими яками и дикими верблюдами. Прошли за речку Чемень. Увидели впереди ледяные вершины высоких гор, держали совет и решили вернуться обратно. Разделились на две партии. Мужчины все обрились и решили назваться кемчугами. Одна партия пошла прямо на
Турфань, другая по старому пути. Встречаясь с китайцами, отец Ассона заявлял, что они кемчуги. Но когда проходили по улице Манаса, китайцы кричали: «Урус». Подходя к озеру Улюнгур, издали увидали большую гору, отец Ассона называл ее Ильиной горой, потому что в передний путь у подошвы этой горы делали дневку в Ильин день. Обратно в Белую вернулись немногие, и те в большинстве пешком. Из партии, ушедшей на Турфань, не вернулся никто. Путешествие тянулось более двух лет, и Ассон Зырянов предполагает, что пройдено было не менее пяти тысяч верст. Это одно из путешествий на далекое Беловодье.
Другие путешествия кончались почти тем же. Надежды найти Беловодье вдали - рушились, но зато ходившие на Беловодье увидели привольные места вблизи, куда по возвращении и сбивали переселяться своих односельчан. Беловодцы, таким образом, являлись искателями лучших мест, лучший жизни. Это древние стихийные путешественники, невольные соглядатаи. Беловодье, - это живой осколок древней старины. В настоящее время на Бухтарме уже не верят в существование Беловодья, хотя не редкость встретить еще старца, который, свято веря, расскажет вам, что на Беловодье, на море, на островах живут святые люди, что если попасть туда, то можно живьем сделаться святым и взойти на небо; добавит даже, что святых людей видели ходившие на Беловодье; святые люди верхом на конях по водам подъезжали к ним и звали, но кони ходивших на Беловодье тонули, и святые люди уезжали обратно. Кроме этого, в верховьях Бухтармы рассказывали мне, что великий князь Константин Николаевич, увидя, что неправда на Руси царит, ушел на Беловодье, на острова, и увел туда с собой сорок тысяч мужских и женских, и что теперь этот народ живет там и податей не платит.
16 августа 1915 г.,
г. Омск
См. также:
•
Г. И. Спасский. Путешествие по Южным Алтайским горам в 1809 году•
К. Ф. Ледебур. Путешествие по Алтайским горам и предгорьям Алтая (отрывок)•
Л. К. Полторацкая. Поездка по китайской границе от Алтая до Тарбагатая•
Л. К. Полторацкая. Бременская экспедиция в Семипалатинской области•
Г. Т. Хохлов. Путешествие уральских казаков в «Беловодское царство» (отрывок)•
Л. К. Чермак. По поселкам Степного края•
Н. Мордвинова. Экскурсия на Алтай воспитанниц Семипалатинской женской гимназии