По Уральской области. 4. Нефтяные промысла. Перспективы развития края

Dec 04, 2022 23:34

А. Н. Замятин. По Уральской области. - СПб., 1914.

Предисловие. I. Географическое положение и климат края. II. Краткая история края.
III. Восточная полоса. IV. Центральная полоса.
V. Западная полоса Уральской области (Земли Уральского казачьего войска). VI. Краткий геологический очерк края. VII. Полезные ископаемые.



Открытка из набора «Основание нефтяного месторождения Доссор». 1910-е

Глава VIII. Нефтяные промысла Уральской области

Суровая и пустынная область в настоящее время начинает оживляться вследствие возникшей здесь нефтяной промышленности.

Правда, возникновение ее имеет весьма длинную, но и поучительную историю, главные этапы которой таковы.

Самым первым заявщиком был некий Лебедев, житель Илецкой Защиты, так и не дождавшийся развития здесь промышленности.

Высочайше утвержденным от 28-го мая 1894 года положением Комитета министров компании, состоявшей из гг. Грум-Гржимайло, Лемана и наследников Доппельмайера, предоставлено на три года исключительное право на изыскания и разведки нефти и др. полезных ископаемых в следующих шести волостях: Бланской, Карабалинской, Эмбенской, Эмбоатравской, Карачагыровской и Кермакасской.

Очевидно, за эти три года было сделано слишком мало, т. к. таким же Высочайше утвержденным актом от 28-го декабря 1902 года срок концессии был продлен еще на три года и предоставлены льготы по продаже продуктов перегонки нефти на предполагаемом к постройке нефтеперегонном заводе в смысле освобождения от оплаты акцизом.

В этот новый срок в работах компании принимал участие крупный геолог, каким был С. Н. Никитин, и в результате весьма значительных затрат главному деятелю компании г. Леману все же не удалось привлечь солидного капитала.

Снова просится отсрочка и снова Высочайше утвержденным от 12 марта 1906 года постановлением Комитета министров срок концессии продлен на трехлетие, причем был поставлен ряд условий, которые компания должна была за этот срок выполнить. Так как предыдущее трехлетие концессионеры остались должниками рабочим, то в числе условий было обязательство выплатить полностью невыданное жалованье рабочим и в обеcпечение выполнения и этого условия и разведочных работ внести 20000 рублей не позднее 15 мая 1907 года.

Снова просьба отсрочек и по взносу залога и о продлении концессий на 8 месяцев, т. е. до 12 января 1909 года с правом перепродажи своих прав иностранцам.

Снова отсрочка до 12 ноября 1909 г.; в это время в компанию входит своим капиталом г. Стахеев.

Новая и последняя отсрочка до 12 ноября 1912 года (с присоединением к площади концессии Акбасовской и Джарчинской волостей Гурьевского уезда) уже не пропала безрезультатно для концессионеров. Была организована крупная компания в виде Уральского Каспийского Нефтяного о-ва, и уже с 12 ноября 1912 года площадь концессии была объявлена заведомо нефтеносной, т. е. закрыта для частной заявочной деятельности [В самое последнее время распоряжением правительства от 29-го ноября 1913 г. (№ 263. ст. 2672), на основ. ст. 1 закона 17 июня 1912 г. «О сдаче казенных нефтеносных земель в разработку по договорам» закрыты для частных заявок на нефть 7 новых волостей Уральской области, а именно: Каратюбинской, Кызылкугинской и Гурьевской Гурьевского уезда, Казбецкой, Джиделе-Сагизской, Уймагут-Джилтавской Темирского уезда и Каракульской Лбищенского уезда.].

Но к этому времени концессионерам удалось уже поставить свое дело на твердые ноги, организовав Уральско-Каспийское Нефтепромышленное о-во, сделавшее к моменту объявления площади концессией заведомо нефтеносной до 12000 заявок.

В настоящее время в пределах концессии уже даны отводы нескольким нефтепромышленным о-вам и уже имеется для вывоза и вывозится нефть.

Начнем описание с наиболее значительного промысла, одно название которого связывается со всей историей и возникновения разведочных работ в области и с результатами этих разведок, окрыливших радужными надеждами промышленные круги. Я говорю о Дос-Соре.



Открытка из набора «Основание нефтяного месторождения Доссор». 1910-е

Дос-Сор

[Геологическое строение этого во всех отношениях интересного урочища будет мной описано в одном из имеющих быть представленными отчетов Геологическому комитету.]

В 100 верстах к с.-в. от г. Гурьева расположен «сор», который на старых картах назван Манайли-сор («Масляный сор»), теперь же носит название Дос-Сор. Этот сор вытянут по направлению с с.-в. на ю.-з. (см. рис. 25). Раньше, когда в этом урочище еще не было глубоких скважин, на этом соре ясно выступали выходы нефти, расположенные в меридиональном направлении.

Теперь их видно лишь в двух местах, так как сор был залит фонтанной нефтью, которая долгое время закрывала всю поверхность сора.



Рис. 21. Фонтан скв. № 3 У. К. Н. О.

Мало кому известный сор с 27 апреля 1911 года, день, когда ударил нефтяной фонтан в скв. № 3 У. К. Н. О., стал популярным в промышленных кругах и привлек внимание капиталистов ко всей Уральской области. Пустынное неприветливое урочище быстро начинает заселяться и застраивается и продолжает с каждым годом расти. На нижеприложенных двух фотографических снимках изображен вид Дос-Сора в 1912 году и вид его в 1913 году.



Рис. 22. Вид Дос-сора осенью 1912 г.

В настоящее время Дос-Сор представляет из себя четыре небольших поселка (см. план Дос-Сора).

Как это указано пунктиром на плане, Дос-Сор пересекается сбросом; к востоку от него и сравнительно недалеко от сброса скважины дают нефть, к западу от него нефти нет. Это объясняется тем, что к востоку от сброса лежат приподнятые нефтяные породы, а к западу опущенные белые и синие глины, не содержащие нефти, нефтеносные же породы лежат на весьма значительной глубине.



Рис. 23. Вид Дос-сора осенью 1913 г.

На приложенном плане нанесены далеко не все скважины, так как в этом масштабе все они не помещаются.

Наиболее крупным по числу принадлежащих ему заявочных участков в пределах концессии является Уральско-Каспийское Нефтепромышленное о-во (сокращенно У. К. Н. О. или «Уралка»), затем «Эмба-Каспий», дальше «Эмба», «Колхида» и Т-во бр. Нобель; необходимо впрочем, отметить, что во всех поименованных Обществах, кроме У. К. Н. О-ва, Т-во бр. Нобель является крупным участником (напр., в о-ве «Эмба» - 42½%).

На одном Дос-Соре У. К. Н. О. имеет 124 участка.

Здесь у этого общества имеется поселок, в котором есть больница и доктор, обслуживающие рабочих и лиц промысловой администрации и других обществ; кирпичный завод, телеграфную контору, соединенную телефоном и фонопором (род телефона) с г. Гурьевым. Имеется нефтепровод 6″ в диаметре до Большой Ракуши.

Положение разведочной и эксплоатационной деятельности у этого общества таково.

Имеется 14 №№ скважин, из которых часть бурением закончена, часть еще бурится, и часть подготовляется к бурению.



Рис. 24. Скв. № 3 У. К. Н. О, подающая нефть в резервуары

Не все, незначительная часть законченных буровых дают промысловую нефть.

Добыча нефти из буровых У. К. Н. О. выражается такими цифрами:

Буровая № 3 - фонтанная, с апреля месяца 1912 года была открыта и давала с глубины 102 с. нефть удельного веса 0,868-0,867 по 10000-15000 пудов в сутки самотеком в резервуары до конца сентября, т. е. всего около двух миллионов пудов. Вместе с ранее выброшенной нефтью, по мнению инж. Осберга, пробурившего эту скважину, буровая дала около четырех с половиной миллионов пудов; к концу сентября этого года скважина перестала давать нефть самотеком, что почему-то замалчивалось. Когда же ремонтом удалось исправить скважину (прочистивши образовавшуюся пробку), то снова стал действовать фонтан, который, по безусловно преувеличенным данным «Гурьевца» в «Архангельском вестнике» (№ 238 от 7 ноября 1913 г.), дает по 150-200 пудов в сутки. Такие газетные утки способны лишь повредить развитию дела. Безусловно, после такого долгого закрытия фонтана приток должен был увеличиться, но указанные цифры страдают преувеличением, как и полученные мною сведения из другого источника о 5000 п. дебита страдают преуменьшением.

Во всяком случае эта лучшая скважина и на Дос-Соре и во всей Уральской области, и удачное закрытие в ней воды делает честь инженеру Осбергу.

Буровая № 10 - дает с глубины 102,5 саж. нефть удельного веса 0.845 около 2000 п. в день.

Буровая № 11 - в настоящее время брошена; дала всего 70000 п. нефти уд. в. 0,852.

Буровая № 13 - дает 5000 п. в день нефти уд. в. 0,850 с глубины 101 с. 3′.

К характеристике исторической скважины № 3 можно прибавить следующее.

В апреле 1911 года буровая, проводимая инженером Осбергом, дала фонтан, который сначала засорился, а затем, по прочистке, снова забил на 10-12 саж. над устьем скважины.

Фонтан загорелся. Вследствие образовавшейся пробки, прекратился. По возобновлении был закрыт и для эксплоатации был открыт в вначале этого года, давая следующие количества по месяцам:


К характеристике деятельности У. К. Н. О-ва можно сказать, что дело научно поставленных геологических разведок находится в руках геологов Ганса, Келлера и Геминга, которые изучают тектонику и стратиграфию прилежащих к Дос-Сору местностей, техническая же буровая деятельность в руках инженеров Ненонена, Линдстрема и Эклунда.

Надо ожидать, что в связи с результатами геологического исследования У. К. Н. О. разовьет бо́льшую буровую деятельность, чем это наблюдается теперь, когда, по-видимому, общество дожидается вполне резонно этих результатов для более осмысленного и рационального выбора мест под скважины.

Следующим по количеству добываемой нефти является о-во «Эмба». В самых последних числах сентября 1913 года буровая № 7 выбросила фонтан около 70000 пудов нефти, а затем стала давать воду с нефтью.

Буровая № 8 - дает нефть уд. в. 0,846.

Буровая № 3 - дает уд. в. 0,845.

Буровая № 17 - уже с глуб. 40 с. оттартано до 1500 п. нефти тяжелой.

Буровая № 1 - давала нефть уд. в. 0,864, но теперь затоплена водой.

Буровая № 4 - дает воду с нефтью уд. в. 0964.

Добыча нефти этим обществом, имеющим всего лишь 8 участков, но развившим весьма энергичную эксплоатационную деятельность, такова:


Общество имеет два поселка на уч. 7 и на уч. № 2, нефтепровод (6″ в диам.) на Б. Ракушу, телефон на уч. Искене и Б. Ракушу.

У о-ва, как имеющего в значительной степени (42½%) и участие Т-ва бр. Нобель, работает опытный геолог И. М. Карк.

Крупное по числу участков о-во «Эмба-Каспий» имеет на Дос-Соре 8 скважин, из которых ни одна не дала промышленной нефти.

Однако надо отметить, что скважина № 6 с глубины 130 саж. дала обильный фонтан воды с газом и небольшим количеством нефти.

После того, как скважина была затрамбована глиной, чтобы исключить возможность проникновения верхней воды, и снова углублена до 130 саж., снова ударил еще более сильный фонтан воды с газом и небольшими количествами нефти.

Это, конечно, необходимо учесть как хорошие положительные признаки.

О-во «Эмба-Каспий» имеет на Дос-Соре поселок и ряд резервуаров, которые надеется заполнить нефтью.

О-м «Колхида» пробурена на юге Дос-Сора одна скважина глубиною до 150 саж. и нефти не встретила.

Этим и исчерпывается разведочная и эксплоатационная деятельность нефтепромышленных о-в.

Необходимо отметить присутствие в этом промысловом участке обильных соленых водоносных горизонтов, запирание которых для избежания затопления продуктивных пластов - очередная задача.

В настоящее время сделана проба (бур. № 9 «Эмба») тампонажа с помощью цемента.

По поводу технической стороны бурения мнения инженеров расходятся. Часть из них полагает, что техника на Дос-Соре не на высоте положения. В самое последнее время, 23 октября, У. К. Н. О. получило в скв. № 2 нефть с глубины в 65 саж., с горизонта, которым обычно пренебрегали. Приток получился большого промышленного значения.

По геологическим разрезам Дос-Сора, промышленных горизонтов 3 и все они к югу поднимаются, а близ скв. № 9 Э. перегибаются к сбросу; этим я думаю, и объясняется, что получена промышленная нефть на такой незначительной глубине.

При обилии соленых водяных горизонтов, Дос-Сор лишен совершенно пресной питьевой воды. Поэтому последнюю заготовляют в виде снега в громадных ледниках или возят из ближайших колодцев Джане-Бек и Блиули, где вода, хотя и далеко не идеальная, но по нужде допустимая.

Истекшим летом на Дос-Соре вследствие плохой воды вспыхнула эпидемия брюшного тифа, унесшая много жертв, а на Большой Ракуше неоднократно были забастовки из-за недостатка хорошей воды. В настоящее время, на Большой Ракуше есть опреснитель, на Дос-Соре о-во «Эмба» ставит опреснитель Кертинга.

Необходимая для опреснителя вода будет доставляться по нефтепроводу при Большой Ракуше. Кроме того, как У. К. Н. О., так и о-ва, где участвует Т-во бр. Нобель, намерены заложить пробную разведочную скважину в районе Блиули-Кок-Тюбе, по указанию геологов Богдановича, Карка, Тихоновича и моему. Получение здесь артезианской пресной воды было бы благодеянием для безводного района.



Рис. 25. План Дос-Сора

Макат

Вторым участком, где У. К. Н. О. получило промысловую нефть, является Макат.

Здесь из скважины, заложенной у самого сброса, с глубины около 100 саж. (вся гл. скв. 305 саж.) пошла самотеком нефть.

Скважина сейчас закрыта деревянной пробкой и не эксплоатируется.

О-во «Эмба» провело в 100 саж. к северу от вышеуказанной скважину глубиной 240 саж. и промышленной нефти не получило.

Такой же отрицательный результат получило и о-во «Эмба-Каспий», пробуривши скв. до гл. 190 саж.

Проектируется заложить ряд скважин к югу от сброса, и скв. «Колхиды» углублена уже до 50 саж. Результаты этих скважин ожидаются с тем большим интересом, что к югу от сброса на поверхности признаков нефти нет и положительный результат этих скважин может значительно расширить площадь, обещающую промысловую нефть.

Здесь имеются 3 поселка У. К. Н. О., «Эмба-Каспий» и «Эмбы». Пресной воды нет. Последняя доставляется из колодцев Чингильды, в 10 верстах к востоку от Маката. Вода довольно плохая.

Искене

Находится в 70 верстах на восток от Гурьева по дороге в Дос-Сор.

На этом урочище буровые работы велись еще Стахеевым, который поручил их инж. Покровскому. Больших количеств нефти получено не было. Скв. на гл. 121 саж. вошла в глину, а затем в каменную соль.

В настоящее время здесь имеются 3 поселка: У. К. Н. О., Стахеева - «Эмба-Каспий» и «Эмбы».

Были пробурены 2 глубоких скважины У. К. Н. О. до глуб. 214 саж. и «Эмбой» до глуб. 252 саж. Э. № 1 (см. рис. 26).

Ни та, ни другая не дали положительных результатов, и, по-видимому, поэтому работы здесь пока оставлены. Между тем это урочище промышленниками нисколько не изучено, задавались скважины без каких-либо руководящих данных, а потому ни в каком случае нельзя признать, чтобы указанные две скважины решали бы вопрос категорически не в пользу благонадежности этого урочища.



Рис. 26. План Искене

Новобогатинск

Эта казачья станица находится к западу от г. Гурьева в 70 верстах.

Здесь была заложена Т-м бр. Нобель скважина глубиной до 200 саж. и не дала положительных результатов. Уже весною 1913 года инж. Стенросом были разысканы шурфами и ручными буровыми выходы нефти с газами, которые безусловно должны побудить нефтепромышленников к разведкам. Здесь же начинает свою деятельность крупное Западно-Уральское Нефтепромышленное о-во.

Бек-Беке

К юго-востоку от Маката в 35 верстах промыслы У. К. Н. О., где пока глубоких буровых нет.

На соре обильные выходы нефти (см. рис. 27). Была проведена ручная буровая геологом Гансом.

На уроч. Кара-Чунгуле, Каратоне, Сатеп-Алты, Акате, Блиули, Чингильды имеются жилые помещения, глубокого бурения еще не производилось, промышленной нефти пока нет, но неглубокими колодцами добывается нефть для отопления жилых помещений.



Рис. 27. Естественные выходы нефти в соре Бек-беке

Большая Ракуша

Здесь нет выходов нефти. Но здесь приморская база нефтепромышленных о-в. Сюда подходят 2 нефтепровода. Здесь же минувшим летом заложены и уже близки к окончанию нефтеперегонные заводы У. К. Н. О-ва и «Эмбы».

Между Большой Ракушей и Макатом через Искене и Дос-Сор произведены изыскания инж. Г. Ф. Якобсоном для проведения узкоколейной железной дороги, проект ее и смета уже готовы. Выше мной отмеченные причины заставили нефтепромышленные фирмы оставить г. Гурьев и устроить базы в маленьком поселке Большой Ракуши. Нефтепровод, вследствие исключительной мелководности побережья моря, выведен в море на 9 верст, и, по-видимому, должен быть выведен еще дальше вглубь моря. Возможны поломки выдвинутой в море части нефтепровода, вследствие осенних бурь, наворачивающих в побережье горы тонкого еще не окрепшего льда.

Одним словом, с портом дело обстоит плохо, и потому существует ряд проектов по углублению моря, путем прорытия канала, который давал бы возможность подводить к берегу большие суда. Здесь уместно сказать несколько слов вообще о доставке в Уральскую область грузов.



Рис. 28. Вид строящегося нефтеперегонного завода на Большой Ракуше

Условия доставки грузов на нефтяные промысла

Для нужд промыслов в Уральскую область доставляют буровые станки и их принадлежности, обсадные трубы, машины, двигатели, строительные материалы: кирпич, известь, цемент, лес, железо; пищевые продукты и часть фуража (овес).

Все эти грузы доставляются большею частью морем и лишь во время закрытия навигации гужом из г. Уральска; но этим путем ввиду его особенной дороговизны и неудобства приходится пользоваться лишь в исключительном случае.

Стоимость провоза из г. Уральска до г. Гурьева обходится около 40 коп. с пуда обыкновенного груза; а иногда доходит до одного рубля за пуд и продолжается около 20 дней.

Морем грузы идут из Астрахани и из Баку, причем в последнем случае грузы на рейде в Астрахани перегружаются в более мелко сидящие баржи.

Все северо-восточное побережье Каспийского моря отличается исключительным мелководьем, почему береговая линия под действием ветров подвергается значительным перемещениям.



Рис. 29. Выгрузка на Большой Ракуше

Когда дует ветер с берега, особенно северо-восточный. вода уходит далеко от береговой линии, на 20-30 верст, а в редких случаях и дальше, обнажая морское дно и прекращая сообщение судов с берегами, пока не изменится ветер, когда вода снова, иногда очень медленно займет свое прежнее место. Близ Плотовинского базара, ближайшей к г. Гурьеву пристани, дно морское твердое и при нормальном уровне воды позволяет въезжать в воду на телегах и на них перегружать грузы с мелкосидящих плашкоутов.

Хуже обстоит дело близ Б. Ракуши, где морское дно илистое и топкое. Здесь приходится устраивать специальные приспособления. О-во «Эмба» устроило земляной мол и помост длиною более версты, к концу которого подводятся плашкоуты и грузы с них доставляются на берег на вагонетках (см. рис. 29). Уральско-Каспийское о-во проложило рельсы на досках прямо по дну, и вагонетки вывозятся из воды лошадьми на сухое место (см. рис. 30). К этим неудобствам выгрузки необходимо еще добавить и высокие тарифные ставки пароходных о-в.



Рис. 30. Нефтепровод и узкоколейная дорога, выведенные в мелководное море на Большой Ракуше

Доставка от Астрахани до Б. Ракуши обходится от 12 к. до 1 р. за пуд в зависимости от рода груза.

Гужом от г. Гурьева до Дос-Сора возят от 18-20 к. за пуд, а при распутице цены увеличиваются вдвое.

Таким образом, доставка груза из Астрахани на Дос-Сор в среднем обойдется с пуда 35-40 коп. За время с открытия навигации по 15 июля доставлено для одного о-ва «Эмба» в Гурьев - 120 тысяч пудов и в Б. Ракушу 230 тысяч пудов, а во вторую половину навигационного периода еще больше.

Что касается сухопутной перевозки грузов, то необходимо указать следующее его неудобство.

Хотя, как мы сказали, выгрузка удобнее в г. Гурьеве, но до прошлого года существенным неудобством для следования грузов через г. Гурьев было отсутствие моста через р. Урал и необходимость переправлять грузы через паром, действовавший лишь днем: в этом году казаки разрешили построить понтонный мост.



Рис. 31. Скопление грузов при переправе через р. Урал на пароме

Весною разливы в реках и оврагах делают степь непроездной. Так половодье 1912 года разобщило г. Гурьев и промысла на полтора месяца.

После спада вод, начинается распутица, по окончании которой появление комара и слепней почти совершенно не позволяет пользоваться ни лошадьми, ни верблюдами.

Здесь особенно полезными являются грузовые автомобили. Но иногда поломки в пути или неисправность дороги ставят их в очень критическое положение.

Самым удобным временем для доставки грузов на промысла гужом является август, когда жара начинает спадать, слепни исчезают и киргизы со своими табунами начинают прикочевывать к морю. Так продолжается до начала осенних дождей (конец сентября и октябрь), когда снова начинается распутица.



Рис. 32. Критическое положение грузовика-автомобиля

Неудобствами этими и вызвана к жизни идея проведения железной дороги из Б. Ракуши до промысла Макат, через промысла Искене и Дос-Сор.

Нельзя не пожелать скорейшего осуществления этой идеи. Насколько трудно работать при настоящем состоянии путей сообщения, можно видеть из следующего примера. Одним из владельцев заявок для получения на них отводов были организованы разведочные работы, для чего выписаны два американца - буровых мастера и американские буровые станки. Долго ждали этих станков, пока наконец, они не пришли совершенно негодные к употреблению, так как главное зубчатое колесо оказалось разбитым на кусочки.

Все эти неудобства заставляют серьезно задуматься над улучшением существующих путей сообщения (напр., расчисткой землечерпалкой фарватера к самому берегу) и созданием новых.

Глава IX. Возможные перспективы развития края

Обширный край, мало кому до сего времени известный, большая часть которого мало чем отличается от безводной пустыни, привлек в настоящее время внимание широких кругов общества своим быстро развившимся нефтяным делом.

Невольно встает вопрос о дальнейшей судьбе края, о том возможном направлении, какое может принять развитие так недавно возникшей и так быстро двигающейся вперед промышленности.

В своем предварительном отчете Геологическому комитету [Изв. Геол. <ком.> Т. XXXI, стр. 586.] я в согласии с геологом Тихоновичем на основании геологического изучения области высказываю мнение, что «большое промышленное значение этого месторождения уже и теперь вне сомнения». Таков прогноз геологов. Если же принять во внимание, что все выходы нефти, рассеянные на поразительно громадной площади, связаны общностью происхождения, то станет ясно, что нефтеносность Уральской области «regionale», как говорят иностранные геологи, а не «locale», т. е. что мы имеем дело с более или менее нефтеносными породами, распространенными по всей области, но конечно, ни о запасах, ни о мощности пластов не может быть и речи, т. к. никаких разведок здесь не было.

Этим объясняется поставленная на III-ю очередь [Там же.] задача геологам - организовать рекогносцировки, направленные к расширению нефтеносного района; особенный интерес может представить южная часть Уральской области.

Итак, с точки зрения добытых геологами фактов условия для развития нефтепромышленности в этой области пока благоприятны. Не так обстоит дело с общими условиями работы в этом крае.

Пути сообщения, играющие роль нервов в жизни всякой страны, в нашей области находятся в зачаточном состоянии.

Возникает новая, настоятельная потребность в более совершенных путях сообщения, и в стремлении ответить на эту потребность должны быть взвешены, по возможности, все условия жизни страны и ее сопредельных районов.

Конечно, главным (но не единственным) побудителем к проектированию новых железных дорог и улучшению или даже открытию новых водных путей (напр., по реке Уралу) в нашем районе является нефтяная промышленность и весь с нею связанный рост товарообмена.

Поэтому всего важнее в первую очередь поставить себе вопрос о хотя бы ближайшем будущем этой промышленности и попытаться на него ответить.

Мы уже видели, при описании нефтяных промыслов, что уральская нефтяная промышленность уже считает добычу нефти сотнями тысяч пудов на Дос-Соре, но серьезной добычи в других урочищах еще нет.

Уже при взгляде на карту можно видеть, что площадей выходов нефти несоизмеримо более, чем урочищ, где делаются попытки добыть нефть. Мы видим, что нефтяные промысла пока жмутся к морю, к этому пока единственному (и очень неудобному, как мы видели) пути сообщения.

Проникновению нефтяной промышленности вглубь страны препятствует именно отсутствие путей сообщения, а потому и гораздо больший риск в случае неудачи предприятия.

Между тем по условиям геологического залегания наблюдается полная равнозначность всех выходов в Уральской области; возможны в отдельных случаях неудачи, но в смысле предварительных данных необходимо указать на полную целесообразность организации по всей Уральской области более детальных поисковых разведок, для осмысленной постановки которых уже теперь у геологов есть отправные точки.

Говоря о желательности солидных и серьезных работ по разведкам и эксплоатации, нельзя не отметить обычно для новых районов возникающую атмосферу заявочного ажиотажа.

Число поданных заявок в настоящее время достигает для одной Уральской области колоссальной цифры 40.000. Нет ни малейшего сомнения, что из всех этих заявок предстоит людям, сведущим и в геологии края и в условиях работ в нем, разобраться, и что число заявок, обещающих нефть, сократится до значительно более скромной цифры.

Эта колоссальная цифра заявок, поставленных в большинстве своем без всяких руководящих данных, рассчитана на эксплоатацию именно того внимания широких кругов общества, о котором я говорил.

Как бы то ни было, если отбросить все привходящее со стороны рыцарей скорой наживы, здесь, в Уральской области, все данные для развития большой нефтяной промышленности. Может быть по пути этого развития будет много преград, или в виде искусственно созданных паник, или в виде временных неудач, которые иногда надолго запугивают представителей капитала, но пусть в дальнейшем своем развитии всем участникам в деле этого развития будет памятна длительная, но поучительная по настойчивости история концессии г. Лемана.

Необходимо отметить, что, кроме уже названных нефтепромышленных предприятий, здесь имеются заявки многих других акционерных обществ, которые ровно ничем пока себя не проявили в делах поисков нефти.

Во всяком случае люди дела, люди серьезной промышленной работы найдут себе здесь благодарную и твердую почву.

Как мы уже не раз указывали, Уральская область страдает полным бездорожием. Между тем совершенно гладкая степь очень удобна и для создания тележных дорог и для проведения железных дорог.

За истекшее лето по Уральской области прошла не одна изыскательная партия инженеров и техников; очевидно, вопрос о проведении в этом районе железной дороги стоит на очереди.

Теперь возьмем карту и посмотрим, как наиболее целесообразно в интересах нефтяной промышленности надо наметить новый железный путь.

Прибрежные урочища с выходами нефти тяготеют к Каспийскому морю, хотя и не совсем удобному, как мы видели, пути сообщения, но все же единственному. Трудно допустить, чтобы с проведением железной дороги нефтепромышленникам стало бы выгоднее оставить морской транспорт, тем более, что надо же надеяться и на его улучшения. Но зимой, с концом навигации, на вывоз по железной дороги можно надеяться и с этих промыслов. В смысле наиболее постоянной клиентуры для железной дороги надо рассматривать центральную часть группы выходов нефти, наиболее удаленную и от моря, и от Ташкентской ж. д. Уже экспедицией, организованной Рязанской-Уральской ж. д. в 1892 г. под руководством геолога С. Н. Никитина, был намечен трас дороги через пос. Уил. но, как известно, было отдано предпочтение трасу действующей уже теперь Ташкентской ж. д. Мне кажется более целесообразным направление железной дороги, которая пересечет Уральскую область по диагонали. Результатом экспедиции С. Никитина явился рекомендуемый путь от Александрова Гая через ст. Гребенщиково и Индерское озеро, горы Джиль-тау на Кунград. Дорожные изыскания коснулись также и направления г. Уральск, укр. Уильское, Кунград. В настоящее время, конечно, целесообразнее не останавливаться на Кунграде. а соединиться с одной из станций Среднеазиатской ж. д., напр., с Чарджуем.

Вопрос водоснабжения железнодорожной линии от ст. Гребенщиково на Урале до Кунграда на Аральском море освещен экспедицией С. Никитина в 1892 году и еще более детально экспедицией в 1904 году А. Рябинина, который в своем отчете прилагает «ведомость колодцам» на пройденном им пути.

Я, конечно, далек от мысли определять здесь более точное направление линии, я лишь защищаю самую идею пересечения Уральской области по диагонали, как наиболее благотворно, по моему мнению, долженствующую повлиять на оживление и развитие края. Вся степная торговля будет тяготеть тогда к этой линии, да и транзитное значение ее как соединенной с Хивой и с Бухарой будет немалым плюсом. Во всяком случае идею такого пересечения надо противопоставить другим, напр., идее соединения г. Уральска с г. Гурьевом. Промысловый район, на зиму отрезанный от мира, может быть соединен веткой с той же главной трансуральской линией.

Такое направление безусловно оживит и те районы, где известны лишь естественные выхода нефти и нет никакой возможности организовать планомерных и солидных разведок за полным отсутствием путей сообщения.

Наконец, необходимо отметить еще другие полезные ископаемые, которые или мало, или совсем не эксплоатируются по тем же причинам бездорожья.

Я разумею колоссальные запасы самосадочной соли по озерам.

Пока соль местных озер идет лишь на местные потребности, хотя ее запасы и высокое качество при хороших путях доставки способны завоевать надлежащее место и в вывозе.

В 1910 году из одних приэмбенских озер добыто около 42.000 [пудов], причем соль обошлась по 6-7 коп. пуд.

Громадные запасы соли в Индерском озере также ждут лучшей участи.

Да и самый соляной источник озера, считающийся целебным, может получить значение хорошего лечебного места.

Наконец, за последнее время в верховьях реки Эмбы обнаружены большие запасы фосфоритов, могущих иметь промышленное значение, как материал для получения фосфатов на удобрение полей.

Итак, проведение железной дороги, как мы видим, сулит вызвать к жизни многие стороны степного, сонного теперь края и может быть оправдано возникающими и имеющими возникнуть промышленными предприятиями.

Обиженный природой и забытый людьми край оказался богатым сокрытыми в недрах полезными людям ископаемыми, и, быть может, ему суждено оживиться так же, как это мы имели случай наблюдать в безводной и жаркой пустыне, где уже выстроены маленькие селения нефтепромышленников.



Открытка из набора «Основание нефтяного месторождения Доссор». 1910-е
Продолжение темы: С. К. Крушинский. Нефть с берегов Эмбы.

Большая Ракуша/Ракуша, Доссор/Дос-Сор, Макат, история российской федерации, заводы/фабрики/рудники/прииски/промыслы, медицина/санитария/здоровье, история казахстана, народное хозяйство, Плотовинский Базар, Искене/Искининский, описания населенных мест, стройки века, 1901-1917, забастовки, железные дороги, гужевой транспорт, .Уральская область, флот/судоходство/рыболовство, Новобогатинский/Богатинский/Х. Ергалиева, Гурьев/Гурьев городок/Атырау, 1876-1900

Previous post Next post
Up