Дневник священника Туркестанской епархии. 1. В Азию!

May 24, 2022 22:45

В. Иларионов. Дневник священника Туркестанской епархии // Прибавления к Вологодским епархиальным ведомостям. 1905, № 19-23; 1906, № 1-14, 16, 19, 23; 1907, № 2, 6, 9/10, 13, 19, 22; 1908, № 1, 8/9, 12; 1909, № 6; 1912, № 22; 1913, № 3, 15, 16, 20, 21, 23, 24; 1914, № 4, 18; 1915, № 2, 3, 12, 15, 16.

Начиная с 14-й части, «Дневник священника» дополняется отрывками из других произведений В. Иларионова:
В. Иларионов. Из дневника священника // Туркестанские епархиальные ведомости. 1906, № 2-4, 8; 1907, № 4, 6, 20, 24; 1908, № 7, 20, 22; 1909, № 3, 5; 1910, № 19, 24.
В. Иларионов. Воспоминания из поездки на родину // Туркестанские епархиальные ведомости. 1912, № 23; 1913, № 21, 22, 24; 1914, № 2, 3, 5, 7, 13.

Другие части:
2. Сибирь: Тюмень, Курган, Омск, Павлодар, Семипалатинск
3. По Семиречью. Верный, Джаркент, Борохудзир
4. Первая поездка по приходу: Чунжа, Подгорный, Охотничий
5. Новые поездки. Первая зима в Семиречье
6. Пасха. Поездка к епископу. Три дня среди дунган
7. Борьба с кобылкой. Постройка сейсмоустойчивой церкви
8. Киргизско-Андижанское восстание. Прием детей в гимназию
9. В Каркаре на ярмарке. Мобилизация. Поход в Кульджу
10. Более близкое знакомство с Верным. Перевод в Фергану
11. Путь в Наманганский уезд. Успенское. Малороссы-киевцы
12. В Успенском. Поездки в Наманган, Чуст и Ташкент
13. Визит губернатора. Плутни подрядчика. В Русском Селе
14. Русское Село. Поездка в Голодную степь
15. Неудавшийся погром. Начало революционных волнений
16. Жажда земли и воли
17. Смена домохозяев. Потребительное общество
18. Поездка на родину: Андижан - Москва - Вологда
19. Поездка на родину: Грязовецкий уезд - Санкт-Петербург


 


 

Карта епархий Православной Русской Церкви (Азиатская Россия). nilsky-nikolay

1 ноября 1894 г. Полученный сегодня указ из Вологодской консистории поразил меня ужасно, так неожиданно было для меня сообщаемое в нем известие. В указе уведомляют, что я принят на службу в Туркестанскую епархию и определен к кафедральному собору. Не сон ли это? Просьба моя об этом была послана в г. Верный более года тому назад; на нее не было никакого ответа. И я уже потерял всякую надежду на осуществление давнишней моей мечты перебраться на юг. И вдруг желание мое исполняется. Чего бы лучше, кажется? А нет, - что-то неприятное чувствуется. Как будто бы и не рад исполнению своего желания. Или уже так бывает со всеми при резкой перемене жизни.

5 ноября. Весть о моем переходе в Туркестан, быстро облетевшая весь приход, была неожиданна как для прихожан, так и для моих сослуживцев (в причте нас пятеро), так как о подаче своей просьбы я никому не говорил, даже не намекал.

Прихожане никак не могли допустить, чтоб я сам, добровольно, променял их, хороший приход, на другой, неизвестный, и в неведомом для них и далеком краю. Вообще, крестьяне считают свой приход, каков бы он ни был, лучше и богаче других.

Сослуживцы мои считают мой переход за большую ошибку, не верят в лучшее мое будущее с этим переходом.

В Тойме есть много лиц, немало бывавших за пределами своей губернии, в столицах, много видавших, - это лесничий, учителя, торговцы. И те против моего перехода; и те считают его рискованным, сумасбродным. Советуют просить епархиальное начальство оставить меня здесь. Рисуют мрачными красками дальнюю и опасную дорогу; жизнь среди азиатов, в жарком климате. Не забывают запугать и землетрясениями в Туркестане. Услужливый фельдшер не поленился отыскать и показать мне рисунки «Нивы», изображающие страшную катастрофу в г. Верном - землетрясение 28 мая 1887 года.

Но никто и ничто не могли поколебать моего решения уехать в Туркестан.

Замечательно, что, отговаривая меня от перехода, все сходятся на одном: находят дурную сторону лишь в дали, иных условиях жизни. Так мы не любим двигаться, менять насиженное место.

10 декабря. Нагонять и дожидаться - всего хуже. Так и в моем деле. Вот уже полтора месяца жду ответа, относительно прогонов, из Вологды или Верного, куда мною были посланы запросы. Не получая оттуда никакого ответа, подал телеграмму в Хозяйственное управление. Последнее сегодня ответило, да так, что и хуже не надо; что место мое при Верненском соборе предоставлено другому лицу, «за неполучением от меня ответа». Чем же я виноват, что до Верного отсюда далеко, что почта ходит тихо, по случаю осенней распутицы, что указ о моем назначении шел из Верного до Тоймы 82 дня.

1895 год

23 января. Из полученного сегодня № 2 «Волог. епархиал. ведомостей» видно, что 2 января назначен вместо меня в В. Тойму другой священник. Значит, от одного берега отстал, а к другому не пристал. Бог не без милости. Дадут же какое-нибудь место в Туркестане. Другое прошение послал еще в декабре о согласии занять какое угодно место; тут же объяснил и причину замедления своего ответа.

По необходимости доводится жить старыми крохами. Дохода не получаю уже 3-й месяц, да и жалованье - тоже. А дадут ли жалованье в Туркестане со времени моего назначения, неизвестно. Хорошо еще, что здесь квартира даровая, отопление свое, да и содержание, продукты наполовину свои. Вот и сунься куда-либо с насиженного места при таких порядках. Невольно будешь сидеть на своей родине, а на далекий отъезд будут смотреть как на какой-то подвиг.

31 января. Минуло три месяца, как сижу без дела. Скука страшная; к тому же еще висишь между небом и землей. Первый месяц прошел незаметно. Время уходило на прощальные визиты по прихожанам; дни быстро проходили в суете по продаже имущества. А затем подошли рождественские праздники. После праздников время пошло как-то томительно скучно, однообразно. И время зимнее, дни маленькие, вечера большие, не знаешь, как и скоротать. Идти никуда не хочется. Надоедают везде все подозрительными вопросами: «Как вы теперь… что будете делать, да и будет ли вам там место?..»

10 февраля. Наконец томительное ожидание кончилось. Сегодня получил из Верного телеграмму о назначении меня священником в Борохудзир, один из сельских приходов Семиречья. Теперь уже можно окончательно наряжаться в путь. В крайнем случае по зимнему пути доехать до Вологды. Не ждать же вскрытия рек, до апреля месяца. А то опять займут и это место. Указ из Верного, по расчету, должен притти в половине марта. Еще, значит, подождать дней 25. Время к весне идет веселее; да и положение теперь уже определилось; настроение духа приподнялось.

18 марта. Наконец получил указ из Туркестанской дух. консистории об определении меня в Борохудзир. Приход казачий, в уезде пограничном с Китаем. Жалованья 480 руб. Есть для причта земля. Значит, жить можно не хуже здешнего.

Странно. В указе добавлено, «чтобы ехал скорее». На крыльях, что ли, полечу. Ведь почти 5 тысяч верст будет отсюда до нового места, по почтовому дорожнику. Путь чрез Сибирь - Омск, Семипалатинск.

22 марта. Последние три дня прошли в большой суете. Прощание с знакомыми, поспешное укладывание вещей, окончательная распродажа и раздача оставшегося имущества. Завтра предполагаем выехать. Нужно спешить. Конец марта; дорога зимняя может пасть; нужно добраться хотя до родных, в Кадниковском уезде, и у них провести страстную седмицу и Пасху.

Перекладываться дорогою не нужно будет, так как поедем в своих возках. Возки легкие, плотные; ни ветер, ни снег не доймет.

23 марта. Сегодня около 10 час. утра выехали из Тоймы, на вольных лошадях, по проселочной до Шенкурска дороге. Отъехали немного, 50 верст, чтоб с первых дней не наскучила дорога. Да и ночлег как раз у знакомого священника, в пределах еще Сольвычегодского уезда; место знакомое.

Отправились из родного края в далекий, хотя и богатый, по книгам, но все-таки малоизвестный край. Что-то даст мне этот край - худшее или лучшее? И судит ли Бог видеть еще Вологодский край. Такая даль. Одна дорога чего стоит. А там обживешься, понравится; заведешь новых знакомых; и не захочется выезжать оттуда.

27 марта. Путешествие наше идет благополучно. До Вологды осталось недалеко, 6-7 часов езды по хорошей дороге. Но семейные обстоятельства обязывают заехать в сторону, к отцу, проститься, и вместе провести у него конец страстной седмицы и Пасху. Сегодня остановились на сутки у родственников же. Проехали 500 верст, проселочными дорогами, и трактом от Шенкурска через Вельск. Во время пути предались в волю Божию и ямщиков. Они везли один до другого, знакомый до знакомого своего. Мне же только и дела было, что рассчитываться прогонами, считая или, вернее, поверяя число сделанных верст по времени. И надо им отдать справедливость, везли хорошо; при перемене лошадей не задерживали, цен не запрашивали, а держались той, какая была назначена на месте отправления, 10 коп. с версты за две пары. Да и верст не прибавляли, так как число верст по моей записи со слов ямщиков оказалось то же, что и по словам бывавших людей.

9 апреля. Пасха прошла незаметно. Свидание с родными после 8 лет разлуки; наступающая весна, оживление природы, все это настраивает на радостное, праздничное состояние духа. Немножко досадно, что прогоны и распутица задерживают наш отъезд на место. Прогоны нужно получить в Вологде, а о них еще нет никакого уведомления. Дорога самая безобразная; ни колесом, ни полозом. Вот что держит нас у отца, а то, пожалуй, и нагостились бы; живем двенадцатый день. Теперь уже одно на уме: скорей в дорогу, на место; в таком неопределенном положении наскучило жить; да и карман страдает. Живем в гостях, а все-таки небольшие расходы необходимы.

30 апреля. Наконец получил талон на прогоны. Мало что-то назначили, всего 200 р.; а нас пятеро, хотя трое детей малолетние. На проезд 4½ тысяч верст, в том числе 1½ тыс. вер. на лошадях, этой суммы, конечно, будет недостаточно.

Бывшие мои сослуживцы в Волог. консистории переход мой в Туркестан не одобряют. Пророчат, что я буду раскаиваться в этом, жалеть Вологодского края; с переездом разорюсь и испорчу служебную карьеру и проч. Посмотрим, поживем - увидим.

15 мая. Простившись с родными местами в Грязовецком уезде, вчера вечером сели на поезд железной дороги, сегодня прибыли в Ярославль. Проехали благополучно, хотя было неудобно и беспокойно: в вагонах 3-го класса теснота, на иных скамьях по два человека на место. Но после полугодичного сидения без дела, тревожных ожиданий, рад и такому пути; лишь бы скорее к цели.

Ни в Вологде, ни здесь в Ярославле не мог узнать точно, открыто ли движение по Сибирской железной дороге от Челябинска до Омска. На станции сказали, что нет, так как и билетов нет. Поэтому порешили ехать более верным путем по Волге и Каме до Перми, отсюда до Тюмени по железной дороге, и от Тюмени по Иртышу на сколько пойдут пароходы, до Семипалатинска или Павлодара.

В 2 ч. дня сели на один из пароходов компании Зевеке и отправились вниз по Волге. В такой короткий промежуток времени между приходом поезда и отходом парохода (5 ч.) город не удалось осмотреть.

Сравнительно с Вологдой Ярославль больше, красивее и оживленнее. Красива у пристани набережная с отлогими, зеленеющими берегами; по краям обнесена железными решетками; на ней парк.

В городе виднеется много больших, красивых храмов; есть и древние. На главной улице, вблизи пристани, сосредоточена торговля: магазины, лавки, большие трехэтажные дома.

На реке множество пристаней, всюду копошится народ, занятый нагрузкой и разгрузкой товаров. Везде снуют пароходы; постоянный свист и громыханье пароходов; насколько хватает глаз, вниз и вверх по реке, виднеются пароходные дымки. Вообще, большое оживление поражает вологжанина по приезде в Ярославль. И народ уже не тот. Ярославцы бойчее, ловчее. И говор московский - на а, как-то приятнее вологодского.

16 мая. Вчера вечером проехали Кострому; до нее 6 часов езды от Ярославля. На пути по берегам Волги, попадаются часто большие и богатые села, с такими же храмами, каменными домами. Они более походят на города по своей величине, богатству, красоте. Наши Вельск или Сольвычегодск будут и меньше, и хуже. Берега реки не высоки, сплошь покрыты зеленеющими нивами, сенокосами, изредка лесами, в которых преобладает лиственная порода. Виды по Волге веселее, роскошнее сравнительно с угрюмыми, пустынными, однообразными берегами Сухоны, в особенности С. Двины.

17 мая. Сегодня утром приехали в Нижний. На пути от Костромы до Нижнего всего два городка Плес и Кинешма, ничем не замечательные кроме ужасной пыли.

Нижний расположен на правом, высоком берегу Волги, при впадении в нее Оки, на отлогих, береговых холмах; городские дома доходят или, вернее, спускаются до самой воды. На самом берегу, как и во всех прибережных городах, лавки, балаганы, шкафики с разною мелочью.

Глубоким оврагом город разделяется на две части - административную и торговую. Первая занимает самую возвышенную часть, верхи холмов; там кремль с высокими стенами и башнями, старинной постройки, точно стены вологодского архиерейского или Спасо-Прилуцкого монастыря. В кремле собор и губернаторский дом, кадетский корпус. Вблизи кремля находятся все административные учреждения, и памятник доблестному гражданину Косме Минину. Из административной части города открывается прелестный вид на окрестности - верст на 40; видны: густо населенное Заволжье, прибрежья Оки, - Кунавино.

По другую сторону оврага, вниз к Волге, расположен торговый город с магазинами, лавками и иными торговыми и промышленными заведениями.

На левом, низком берегу Оки, в то время залитом водою, Кунавино, место ярмарки, с огромными, видневшимися из города ярмарочными помещениями, складами.

Вблизи Нижнего, на берегу Волги, бросаются в глаза огромные керосиновместилища, мною еще не виданные, огромные, круглые башни.

С Нижнего уже очень заметна близость казанской земли, татарского царства.

Зачастую встречаются татары по улицам; есть татары извозчики, кучера; торговцев татар очень много.

20 мая. Сегодня приехали в столицу татарскую Казань. На пути, до Казани много попадалось татарских деревень; дома в них маленькие, крытые тесом; пристройки, как то: амбары, хлевы крыты беспорядочными кучками соломы, без жердей; крыто, видимо, недавно. Пассажиры из местных жителей объяснили, что в крае недавно была бескормица, во время которой всю солому с крыш скормили, а в прошедшую осень снова прикрыли. Вот почему все строения с новыми крышами.

От Нижнего до Казани правый берег крутой, покрытый кедровником.

Казань стоит на левом берегу реки Волги, при впадении речки Казанки. От пристани до старинного города, кремля, 3 версты, идет конно-железная дорога. Кремль, с белеющими стенами и большими башнями, расположенный на высоком холме, очень хорошо виден с пристани. Быть в городе не удалось, вследствие, как оказалось, неточного исполнения пароходных рейсов. Сказали, что пароход простоит не более часу; после же оказалось, что стояли часа три. А в это время можно было съездить в город и кое-что посмотреть.

Извозчики, носильщики, ямщики у хозяев русских, торговцы, в особенности мелочные, - большинство татары. Даже пассажиры на пароходы задолго до Казани наполовину татары; прислуга на пароходе тоже.

У пристани казанской, на протяжении не менее двух верст вдоль набережной тянутся лавки и лавчонки, балаганы с мелочным товаром; с съестными припасами: мясом, птицею, рыбой, молоком во всяком виде, сыром, кипяченном, - также - овощами и фруктами. И везде на судоходных реках, у пристаней эта торговля обычная, но на Волге и Каме особенно, у Казани же - усиленная.

Так как в пароходных буфетах обеды, ужины и закуски для большинства пассажиров не по карману, то почти все запасаются съестным на пристанях; из буфетов же берут 1-2 горячих блюда в сутки.

24 мая. Сегодня приехали в Пермь, прокатившись на пароходе по Волге и Каме более трех суток.

От Казани по Волге, и от устья Камы, - по ней, до впадения р. Белой - лапотный, рогожный край; идут липовые большею частию леса. От Белой далее на север - местность меняет характер. По берегам пойдет лес и лес; деревни и села попадаются редко; лес хвойный преобладает. Сделалось заметно холоднее.

Пермь стоит на левом берегу Камы; вокзал железной дороги отстоит от пристани на четверть версты.

Пермь очень красивый город. Широкие и прямые улицы, мощенные гладкой плитой. На главных улицах огромные, каменные дома, чистые дворы, большею частию одноэтажные, редко двухэтажные; места, видимо, достаточно. Это дома горнозаводчиков, их управляющих, конторские помещения.

Церквей в городе довольно по населению, но вполовину менее против Вологды. Церкви по наружности производят приятное впечатление: красивенькие, чистенькие.

Приехали в Пермь вечером, а поезда уходят в Екатеринбург днем; поэтому ночевали в гостинице. Плата за номер 1 р. 50 к. в сутки не дорога, судя по обстановке и удобствам. В номерах высоко, светло, чисто. Прислуга очень внимательная, вежливая.

Очень красивый и обширный каменный вокзал в Перми.

26 мая. Вчера днем на поезде железной дороги отправились в Екатеринбург. Вчера были в Европе, а сегодня попали в Азию. На 255 версте от Перми столб, на одной стороне коего крупная надпись «Европа», на другой «Азия». И станции, между коими стоит пограничный столб, называются Европейская и Азиатская.

Уральская дорога узкоколейная, казенная; поезда идут не скоро, до 25 вер. в час. Подвижной состав дороги, вокзалы - все это удобно, красиво; вокзалы особенно роскошны.

Путь идет не прямо, а зигзагами, по откосам предгорий; обходя неудобные места, высокие горы, глубокие ущелья. Подъемов и спусков больших по пути мало. Часто путь прорезывает скалистые горы, и поезд идет на протяжении нескольких сажен, иногда 1-3 верст, каменным коридором высотою в 3-6 сажен. На пути частые повороты, полукругом, с некрутыми, пологими, но длинными подъемами и спусками, по откосам гор, краям крутых и глубоких ущельев. На таких местах посмотришь из окна вагона - жутко становится. С одной стороны пути гора стоит стеной, с другой ущелье, обрывом. Сойди поезд с рельсов - и от него останутся одни обломки, груды трупов и калек.

Горы и горки кругом, конца нет; одна другой выше подымается, одна на другую вздымается, или несколько рядом, с двух-трех сторон окружают широкую долину, плато. Горы на всем пути покрыты хвойным лесом и зеленеющею травою, имеют формы огромной скирды или пирамиды. Часто попадаются в широких долинах, при подошвах гор, расчищенные поляны под сенокос. Травы, как горные, разнообразные и хорошие, но цвесть еще только-только начинают, изредка, и то на южных склонах.

Местность пустынная, малонаселенная. Редко-редко попадется заводское село.

28 мая. Вчера проехали Екатеринбург, отстоящий от вокзала в 1 вер. С вокзала виднеется город со множеством красивых и больших домов, десятков до двух церквей. По случаю краткой остановки поезда осмотреть город не удалось.

И высота места, и перевал за Урал, в Сибирь, вернули нас во времени года назад недели на три, заставили нас пережить один и тот же период весны дважды в одном году. На всем пути от Перми, даже ранее, почти до Екатеринбурга везде еще посев хлебов в полном разгаре; березки лишь только распускаются. В Вологде же хлеб начали сеять в конце апреля, березы начали одеваться листом тоже в самом начале мая.

В суточном же времени с каждой проеханной сотней верст подаемся вперед; часы ежесуточно подводишь вперед.

От Екатеринбурга природа меняется. Заметно погода теплее. Местность пойдет равнинная, с далеко раскинувшимися по обе стороны дороги лугами и полями; то идут рощи из соснового и березового леса, - причем преобладающее количество сосны. Почва пойдет черноземная. Вообще, заметен переход от лесов к степям, от холодных стран к более теплым.

Знакомство дорогою бывает полезно, но нужно быть осторожным в разговорах. Попадаются среди пассажиров разные проходимцы, с одним из таких, думается, ехал и я. Какой-то выдающий себя за торговца. Он еще до Перми, на пароходе, предлагал купить у него то золотые вещи, то дешевый табак, приобретенные где-то по пути, на остановках. То в Перми уговаривал ночевать в вокзале, чем платить за номер. И от покупок, и от его сообщества на ночлег я отказался. На другой день, на пути от Перми до Тюмени, он уже прямо вздумал осведомиться о моих средствах; спросил, много ли выдали мне на дорогу, вероятно, много-де, на такое расстояние. Я ему ответил в неопределенных выражениях. Более этот субъект ко мне уже не обращался.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

иларионов виктор иванович, история российской федерации, .Семиреченская область, .Пермская губерния, .Ярославская губерния, история казахстана, татары, вологодские епархиальные ведомости, описания населенных мест, криминал, Голубевская/Борохудзир/Коктал, Нижний Новгород/Горький, железные дороги, Пермь, .Костромская губерния, русские, православие, .Казанская губерния, Ярославль, флот/судоходство/рыболовство, .Вологодская губерния, базар/ярмарка/меновой двор, Екатеринбург/Свердловск, почтовая гоньба, Верный/Заилийское/Верное/Алма-Ата/Алматы, Казань, 1876-1900

Previous post Next post
Up