Дневник священника Туркестанской епархии. 5. Новые поездки. Первая зима в Семиречье

Jun 04, 2022 23:25

В. Иларионов. Дневник священника Туркестанской епархии // Прибавления к Вологодским епархиальным ведомостям. 1905, № 19-23; 1906, № 1-14, 16, 19, 23; 1907, № 2, 6, 9/10, 13, 19, 22; 1908, № 1, 8/9, 12; 1909, № 6; 1912, № 22; 1913, № 3, 15, 16, 20, 21, 23, 24; 1914, № 4, 18; 1915, № 2, 3, 12, 15, 16.

Начало: 1. В Азию!
Предыдущая часть: 4. Первая поездка по приходу: Чунжа, Подгорный, Охотничий
Следующая часть: 6. Пасха. Поездка к епископу. Три дня среди дунган



Улица в выселке Охотничьем (Нарынколе). 1897

9 октября [1895 года]. Сегодня сделалось холодно, ночью пристыла даже вода в арыках, вследствие бушевавших дня три кряду буранов. По словам борохудзирцев, если рано первые морозы, то будет короче зима. Все-таки, какие резкие переходы от тепла к холоду и обратно. Днем опять на солнце жара, даже в тени очень тепло, а ночью, пожалуй, шубу надевай.

Ездили сегодня за 5 верст к одному казаку, моему прихожанину, в усадьбу по-нашему, а по-здешнему на заимку. Борохудзирцы дали ему надел в одной окружной меже, согласно его выбору, и он устроил на своем наделе нечто вроде хутора, дом со всеми пристройками, водяную мельницу, кожевенный завод. Воды сколько угодно у него - и она бывает зимой и летом, не мерзнет, ключевая. Говорят, что ранее, в одно время, он был расположен к молоканству, вследствие влияния родственников жены в г. Джаркенте. Теперь не питает уважения к молоканам, как сам высказался. Редкое воскресенье он не бывает в церкви со всею семьею. Он человек очень добродушный, простой, гостеприимный. Замечательна его судьба, собственно, приобретение им настоящего независимого и почетного положения. Ранее он был копальским казаком (г. Копал - семиреч.). Назад тому 25 лет, когда он был еще молодым парнем, ничего не имел, ни дому ни лому, и служил работником у одного кожевника, благодаря бережливости, скопил немного деньжонок. Женился, с женою взял часть денег. Уехали в г. Кульджу. Прожив там два года, нажили тысяч до двух. В то время, в восьмидесятых годах, стояли в Кульдже наши войска, для усмирения восстания, и деньги, при старании и бережливости, можно было наживать большие. По выезде оттуда устроили мельницу, затем открыли кожевенный завод. И теперь он имеет небольшой капиталец и до трех тысяч годового дохода.

19 октября. Сегодня в четверг правится Дмитриевская суббота вместо 21. Народу полная церковь. Поминальных книжек кучи. На проскомидии читали их двое, а на общей панихиде - трое, кроме меня. Как-то и служить радостно. Не то что в В. Тойме. Там в эти субботы соберется народу человек 30. Доходу там было рубля три на пять человек. А здесь на двоих десять рублей. Здесь общая панихида для более чем ста человек. А там пели панихид десять, не менее, для каждых трех человек особая.

22 октября. Сегодня получили приглашение от участкового пристава из Охотничьего приехать туда для погребения его дочери и служения литургии 26 октября.

С одной стороны, не худо съездить в этот поселок чрез три месяца. В прошедший приезд, при проводах домой так усердно просили нас приезжать почаще к ним для служения. С другой, дальняя дорога тяготит неприятно. Да и время уже поздняя осень. Но делать нечего, ехать надо; отказываться неловко, нехорошо.

25 октября. Утром сегодня приехали в Охотничий, как раз вовремя. Сегодня нас и ждали. Завтра будет отпевание шестилетней девочки пристава, умершей от скарлатины, а сам он именинник. Ставят нас в очень неловкое положение. Просят хоронить девочку в церковной ограде, склеп и могила уже тут приготовлены, а между тем есть отдельное кладбище в версте от селения. В приглашении не было об этом ни слова. Можно было просить разрешения на это у епископа по телеграфу из Джаркента. Отсюда сделать это неудобно: и времени пройдет много, и телеграфное учреждение за 160 верст. Решились уважить просьбу пристава, хоронить при церкви. Церковь стоит с краю села, да и проситель сам представитель полиции, коей более и прежде всего и касаются подобные дела.

Здесь уже похоже на зиму: сильно морозит, днем едва-едва притаивает на солнце. Снегу, правда, еще нет. Был уже два раза, но днем растаивает. За три версты от поселка, на горах лежит неглубокий снег.

26 октября. Совершил сегодня литургию, затем отпевание ребенка и несколько крещений. Был, само собой, обед. Дочь умершая у пристава была приемная, родная его племянница. Больше детей у них нет. Очень горюют о такой потере, в особенности жена. Пристав просит убедительно посетить открытием в Охотничьем школы грамоты. Общество берет на себя отопление, квартиру, сторожа и первоначальную необходимую обстановку. И учительница у них родственница пристава; из 4-го класса гимназии, у них и живет. Согласна заниматься пока бесплатно. Я им сказал, пусть наймут квартиру, соберут ребят и учат пока. Казаки составили о школе приговор, который и вручили мне.

Просят остаться до воскресенья, но я положительно отказался, и сегодня уезжаем домой. За погребение заплатили 25 рублей.

28 октября. В 4 часа вечера приехали в Подгорное. Езда теперь лучше, чем летом. Вод больших нет в реках, пыли тоже нет. Отслужили всенощное бдение. Предполагаем пробыть здесь двое суток. Отсюда ехать прямо домой нельзя, нужно первое ноября служить в Чунже, там праздник.

Как-никак, а эта поездка не обошлась без приключения, окончившегося, впрочем, благополучно для нашего здоровья, для нашей целости. Случилось следующее. На вторую станцию от Охотничьего выслан был казак с лошадьми, который и должен был везти нас до Подгорного. Когда мы приехали на эту станцию, он нам сказал, что одна из его лошадей почему-то захромала. Он нанял тут же киргизскую лошадь, впряг ее пристяжкой, посадил и киргиза на козлы. Поехали. Пристяжная пошла прекрасно, обошлась тотчас, и мы ехали, не обращая на нее внимания. Стемнело. Стали спускаться к речке с отлогой горы. Пристяжная понесла, возжи от нее были у киргиза, который не сумел вовремя сдержать, за ней подхватил коренник. Спустились в карьер, переехали речку, и на самом подъеме наехали на кочку. От сильного толчка тарантас подбросило, мы со псаломщиком и со всем, что было в тарантасе: подушками, одеялами, узлами вылетели на дорогу, ямщики за нами. Тарантас соскочил с оси и лошади понеслись с одними передами. Лошади почему-то вскоре заворотились назад и были остановлены. А то могли убежать и далеко. А мы сиди бы в степи, пока их нашли. Немного поломало тарантас, и только. Мы остались все целы и невредимы!

29 октября. Отслужили в Подгорном вчера всенощную, сегодня часы. Народу было очень много. Грешно и стыдно, правда, было бы не итти молиться, когда служба бывает так редко. Говорил казакам о том, что нужно поспешать им окончанием постройки молитвенного дома, собственно его внутренности, и для этого не жалеть пожертвований. Обещались производить сбор хлебом и другими произведениями хозяйства осенью, также деньгами. Я с своей стороны обещал им испросить разрешение своего начальства на служение литургии, когда будут приобретены книги, иконы и прочее. Теперь у них уже церковного капитала до 300 р., в деньгах и хлебе. И то и другое отдастся весною взаймы, за большие проценты, - до 3 коп. в месяц. Спрашивали меня, можно ли и впредь так делать. Я им дозволил, под ответственностью и за страх старосты. Проценты идут у них, так сказать, вместо жертвы, а это, я думаю, спасительно, хотя и в виде процентов.

30 октября. Вчера и сегодня отдыхали в Подгорном, с дороги. Дел никаких нет, спешить некуда. В Чунже нужно служить завтра всенощную и 1 ноября часы с молебном. Этот день у них считается чем-то вроде храмового праздника. При переселении сюда общество соорудило икону свв. бессребренников. В честь их будет и молитвенный дом у них.

1 ноября. Вчера отслужили в Чунже всенощную, часы, изобразительные и молебен. Говорил им также, чтоб они постарались о молитвенном доме, поспешили собирать капитал и начинать постройку. В тот же день староста произвел сбор по поселку, собрал 50 руб. деньгами и до ста пудов хлеба. Судя по поселку, это довольно. Видно, что народ набожный. Об их трудолюбии свидетельствуют все единогласно, как и их благоустроенные хозяйства. Поэтому можно быть уверенным, что молитвенный дом выстроить не замедлят, лишь бы начать.

А начнем это дело, лишь получится от губернатора обещанное пособие из строительного капитала.

После обедни ходили по домам со св. крестом и водою.

У ворот каждого дома встречает священника хозяин с хлебом и солью. Надавали нам и хлеба, и денег. Благодарят за посещение. Говорят, что прежде священники ездили к ним очень редко, а в этот день - никогда не бывало.

В Чунже, собственно, уже есть школа грамоты. Отставной почтовый смотритель Б. с 1 октября обучает 8 мальчиков. За это родители платят ему по 2 руб. в месяц, дают, конечно, квартиру и содержание. Учителю я сказал, что Училищный совет вышлет ему учебники и кое-какие пособия, по моему донесению.

К 12 часам небо заволокло тучами, потом снег шел часа три. Покрыло землю на полвершка. В 3 часа дня мы отправились домой; отъехали версты три; там снегу не было, чисто. Значит, он захватил небольшую полосу.

Поездка эта дала нам доходу до 60 руб. Все-таки не даром одежду рвали.

3 ноября. Вчера утром приехали из поселков домой.

Часто доводилось мне совершать дальние путешествия и во время службы на Сев. Двине: ездить за 25-30 верст в соседние приходы, временно исправлять должность, проезжать сотни верст для обозрения церковных школ. Но здешние путешествия далеко превосходят своими размерами тамошние во всем: во времени, протяжении, в разнообразии впечатлений и многом другом. Там уходило на эти поездки месяц в году, здесь за один раз проездишь полмесяца; там, за несколько раз, за год отмеряешь тысячу верст, здесь за один раз проедешь пятьсот. Там поедешь - почти знаешь, что встретишь в пути: известный климат, погоду в данное время, однообразие в природе. Здесь на протяжении 250 верст встретишь все климаты, начиная с холодного архангельского, кончая жарким закавказским, половодье среди лета, вместе с осенью зиму.

И в Борохудзире сегодня что-то холодно, вблизи, в горах, выпал снег. И здесь он начинал морошить.

8 ноября. Сегодня храмовой праздник в Борохудзире, храм построен в честь архистратига Михаила. Народу в церкви было очень много, и вчера и сегодня. За всенощной читал акафист архистратигу; сегодня, по обыкновению, служили два молебна; пред литургией с водоосвящением, после - праздничный с многолетием. По окончании службы до вечерни ходили по селу со св. крестом и водою. Везде принимают с радушием; нужно заметить, что здесь не запирается от священника никто. Нечем заплатить - извинятся, а не бегают, как это водится везде в наших северных губерниях. Дают щедро и хлебом, и деньгами. Того и другого надавали рублей на 50, а еще четвертая часть села не обхожена. Пред праздником, дня за два немного снегу выпало, теперь он тает днем, от этого около домов в иных местах грязь,- это неприятно. А вообще приятная погода: ясно, тепло, похоже скорее на апрель месяц.

9 ноября. Сегодня был благочинный проездом в г. Верный и для обозрения своего благочиния. В нашу церковь не пожелал зайти: недавно, говорит, был, да и некогда. Передал мне 400 рублей на постройку молитвенного дома в выселке Чунжинском. Слава Богу! теперь можно просить разрешения постройки. Капитал есть до 800 руб. Заручиться лишь еще приговором чунжинцев.

К полдню кончили хождение по домам. Кое-где и по улицам, и в домах казаки попадаются навеселе, под хмельком. Но ни грубостей, ни брани нигде не слышал: все очень почтительны, вежливы, извиняются, где застанем гулянье. И киргизы празднуют. Видели много киргиз - пошатываются, подвыпивши, несмотря на запрещение этого Кораном. Это работники борохудзирских казаков и знакомые, у них и наугощались. Здесь каждый казак постоянно держит работника киргиза, а кто побогаче - летом, в рабочее время, имеет двух. Ходят группы нарядных парней и девиц. В одном месте хоровод, пляшут под игру на скрипке польки и кадрили, чему я весьма удивился. А причина простая. Все казаки служат четыре года в полку, где они и научились этим танцам, прислуживая в офицерских домах и собраниях, девицы - тоже, прислуживая в городах. К вечеру уже слышны песни во всех сторонах. Не обошлось, говорят, и без драк по русскому обычаю. Мыслью так и переносишься в родные края, русью пахнет в Средней Азии.



Зимняя стоянка киргиз в горах близь выселка Охотничьего. 1897

14 ноября. Навезли рыбы к посту, и какая дешевая - по 30 коп. пуд. Рыба здесь одна - османы и маринка, о которых сказано в моих письмах. Есть и окуни - озерные, но мало. Рыболовством занимаются многие, не как промыслом, а так, для себя. Наловит кто много, посчастливит, продает лишнее.

Сегодня заговенье - все едят пельмени, которые здесь в большом ходу. Собираются по две-три семьи в одном, пожалуй и кстати, - провожают праздник, - который иные не кончили.

3 декабря. Сегодня была заупокойная литургия, которые здесь служатся нечасто, может быть, потому, что плата за них очень высока - три рубля. После литургии отпевали старика-хохла, по нем и обедню служили, провожали до кладбища. Народу было едва не половина села. А погода несносная. Не забыть мне этих проводов. Идет второй день мокрый снег, землю им покрыло на полвершка, слякоть. Пока шли до кладбища, обродились до колена, в калоши насыпалось снегу, сапоги смокли. По улице пройти не дай Бог, в особенности чрез дорогу. Сырой снег пал на талую землю, пыльную дорогу; едут на телегах, перемешивают снег с пылью, образуется бело-серая каша, которая и навертывается на колеса. А тут еще от солнца притаивает. Вспомнишь северную зиму. Там уже зима так зима - заморозит, дорога гладкая. И одежда и обувь употребляются зимние, приспособленные. А здесь в валенках можно ходить только во дворе, да в комнате - и то утром, когда подморозит. Шубу наденешь - жарко, разве в дороге, на лошади годится, - и то из здешних, легких мехов, а не из вологодских овчин. Недаром - очень многие уже кашляют и страдают насморком. Сырая погода бывает редко и ненадолго, привыкли к сухому климату. Говорят, что такая погода простоит недолго, зима продержится не далее нового года. Около 1 января все растает, просохнет, будет тепло.

25 декабря. Ранее, до меня, для удобства квартировавшего здесь полка и в угождение офицерам, повечерие и утреня на Рождество служились с вечера, с 6 часов. Офицеры рано вставать не привыкли, тяжело. Я же служил по церковному уставу, с 3 часов утра, так как полка теперь нет здесь, а казаки живут по-крестьянски, по-деревенски: ложатся спать рано и встают утром рано. Нам говорят: еще так лучше, служба с утра, по-российски.

Обедня началась тотчас после утрени и окончилась с восходом солнца в половине осьмого.

Погода не похожа на рождественскую: снегу много уже растаяло, хотя по одной стороне улицы, теневой кое-как катаются на санях, есть снежок. Солнечная же, полдневая сторона уже просохла. В первой половине декабря недели две шел снег ежедневно, ужасно надоело. Теперь уже с неделю установилась ясная погода и ходим по селу со св. крестом; давали нам хлеба и денег. Заявлено до 7 браков. Невест засватывают здесь еще в Филиппов пост. Теперь же идут, так сказать, официальные сговоры, снаряжение жениха и невесты, приготовления к брачному пиру. Поэтому редко, когда не успеешь сделать три оглашения, в сущности бесполезные.

6 января 1896 года. После литургии совершено было освящение воды на речке за полторы версты. Погода летняя - все одеты по-летнему, в одних рубашках и платьях. Снегу нет, льду на речке - тоже. Весь путь от церкви до реки устлан сеном. Есть у них поверье, что если покормит скот этим сеном, то он будет здоров целый год, и в скотоводстве благополучие. Поэтому до обедни из каждого дома несут на дорогу по ноше - по две сена, а после водоосвящения и возвращения крестного хода быстро разбирают его и несут по домам. Во время освящения невольно вспомнил родные края.

Там нужно за уши хвататься, закрываться, чтоб не поморозить в крещение, а здесь закрывал голову платком, потому что сильно печет голову.

И в этот праздник совершается хождение со св. крестом и водою; дают одними деньгами.

Завтра назначен брак, десятого другой, всего 7 браков, все из села, из поселков нет. Спрашивают, сколько нужно за труды, за брак. Я отказывался назначать цену, предоставляя вознаградить нас по своему усмотрению и усердию. Двое сказали, что дадут по корове, я, конечно, остался благодарен и доволен. Тем более, что мы хотели покупать корову. Оценили их обеих в 20 рублей, каковую сумму и записали в доходную тетрадь, а коров я оставил за собою.

Цены коровам киргизским, которые доятся с теленком, от 8 до 15 рублей. За эти же браки подарили несколько гусей и уток. За два брака заплатили тридцать рублей. Остальные еще не давали никакого вознаграждения, так как браки их назначены последними, в самом конце месяца. О них еще нужно дождаться разрешения епископа - у двоих повенчать без метрики, и у одного до совершеннолетия жениха.

10 января. Сегодня повенчали второй брак. Жених и невеста приезжают во время обедни, если то воскресенье или праздник, и брак совершается тотчас после обедни. В простые дни венчаться приезжают также рано, часов в 10-11; вечером поздно браков не бывает.

На голове невесты - цветы, свечи также украшены цветами. Приезжают к церкви на лошадях, хотя бы и за сотню шагов. И непременно от церкви к дому другой дорогой, а не той, которой ехали к церкви. Это тем более удобно, что церковь стоит на площади, от которой расходятся две улицы и четыре переулка на другие две улицы. По приезде молодых от венца, дома их встречают несколькими залпами из ружей. Во дворе, у крыльца родители встречают молодых с хлебом-солью и благословляют иконами. По входе в дом садятся за стол, вместе с самыми близкими и нужными лицами: дружкой, свахами. Бывает чай и небольшая закуска. Садится и священник. Затем новобрачные катаются по селу, заезжая к родственникам и знакомым, с приглашением на брачный пир, который бывает вечером того же дня. В следующие дни происходит пированье у всех родственников и знакомых, бывших на брачном пире, - и гулянье захватывает половину села, продолжается с неделю. Кстати замечу, что жених здесь несет все расходы брачные: платит священнику, одевает невесту, дает деньгами родителям невесты от 50 рублей и более. Значит, тем родителям, у которых много сыновой, вдвойне тяжело; при снаряжении в полк расход, при женитьбе расход. Обычаев при свадьбах много, есть очень забавные и глупые. Так, накануне брака от жениха к невесте отправляется партия молодых девушек, несут от жениха невесте угощение и веник, разукрашенный искусственными цветами и лентами, и ведут невесту в баню.

27 января. Сегодня суббота мясопустная. Народу за службой было очень много. Из каждого дома, кажется, подавали поминанье, иные на проскомидии, иные на панихиду. Прочитать их одному священнику не под силу, трудно; поэтому на проскомидии читал псаломщик, а на панихиде еще двое из прихожан. Тарелками с кутьей и блинами заставлен был целый угол в церкви.

29 января. Наступила масляница. Сухо. Теплая и ясная погода. Ночью чуть-чуть вода замерзает. Здесь катаются верхами мужчины, женщины и девицы. И сегодня уже к вечеру ездит партия катающихся порядочная.

31 января. Сегодня после службы и скромного обеда с гостями, по случаю дня моего ангела, отправились со псаломщиком в путешествие, в поселки, для служения там на первых двух неделях поста. Погода летняя уже началась, а чрез р. Или переехали еще по льду. И говорят, лед еще продержится недели две, потому, что утренники снова пошли здоровые, особенно дальше вверх, к верховьям ее, а пока верховья не тронутся, и здесь будет лед стоять; так примечали здешние.

Так хорошо, легко чувствуется в дороге, и погода способствует этому: ясное, голубое небо, тишина, простор степей. По сторонам виднеются киргизские аулы с чернеющими и сереющими юртами, стадами скота. Там и сям изредка едущие одинокие всадники; это киргизы переезжают из аула в аул от безделья. Водяная птица на реках, ключах и болотах дает о себе знать криками, чувствует близкую весну. Она или большая ее часть и не улетала отсюда далеко, поблизости зимовала.

2 февраля. В Подгорном вчера отслужили всенощную, а сегодня пораньше часы и изобразительные, и поспешно отправились в Охотничий, чтоб приехать туда по крайней мере завтра вечером, к воскресной службе. Здесь в Подгорном еще зима, санная дорога; катаются на санях, настоящая масляница. Вчера весь день и ночью на сегодня шел снег, дорогу для нас исправило. Поехали на санях. Ездока мало было, следа не видно, занесло. Хорошо еще, днем; все-таки направление дороги видно, да и ямщику она знакома. Вздумали объехать худую дорогу, поехали где поглаже и помягче, напрямик. Подъезжаем к логу, объезжаем его, чрез полверсты встречаем другой, делаем то же самое, и так раза четыре. Едва выбрались на настоящую дорогу. До заката солнца проехали 50 верст, переехали один перевал, самый трудный. Покормив лошадей часа три-четыре, в 8 часов отправились далее. Вечером сегодня еще проехали 20 верст. Остановились ночевать у киргиз. Ночлег хотя и не особенно уютный, но теплый. Деревянная изба, точь-в-точь как на севере у охотников курные избы. Только здесь нет печи-каменки, а есть железная, которая быстро согрела помещение. В избе нет ни окон, ни лавок, ни стола. После чая, настлав на земляной пол войлоков, быстро заснули в тепле, утомленные дорогой, на холоду. Крепкий, здоровый сон подкрепил наши силы. Встали до света, воды согрет уже целый казан. После чая на рассвете, отправились далее.

3 февраля. В 8 часов приехали в Охотничий, несмотря на то, что дорога очень тяжелая для лошадей, замело снегом, хотя и мягко. Хорошо еще, что спешили ехать. А нас ждали сюда днем, к вечерне. Здесь снегу в пол-аршина. Днем, сказывают, начинает таять.

Квартира для нас у церковного старосты, очень удобная: отдельная комната, тепло, чисто. Хозяин молодой, сын старика хозяина, церковный староста отвечает и за псаломщика, отправляет вечерню, утреню, часы, изобразительные, вместе с любителями певчими. У них же останавливались мы и ранее, когда были летом и осенью. Вскоре после нашего приезда, только что мы успели пообчистаться, переодеться после дальней дороги, заявился к нам пристав справиться о нашем здоровье и о том, каково мы доехали. Это тот же пристав, который был и ранее, и у которого мы хоронили девочку прошлою осенью. Усердно стал звать нас к себе отужинать, посидеть. Но мы, поблагодарив за приглашение, отказались от этого удовольствия, сославшись на поздний час, усталость после дальней дороги. Все-таки четырехдневная дорога нас поразбила; рады были, как бы поскорее добраться до постели. Гость наш, кажется, заметил это и скоро ушел. И мы полегли спать. А как приятно отдохнуть в уютном, покойном, теплом помещении, после дальней, беспокойной дороги, на холоду.

4 февраля. С раннего утра, 6 часов, и до полдня все служили в церкви: всенощную, обедню, крестили, молебствовали. Затем отправились по гостям: к приставу, командиру казачьей сотни, заведующему продовольственным магазином праздновать масляницу. Последний оказался еще из духовного звания, кончил Тобольскую духовную семинарию, готовился во священники. Умерла у него невеста, другой по нраву не нашел, остался холостым, пошел на гражданскую службу. Служили вечерню и народу, сверх ожидания, было много. Читал поучение о воздержании в сегодняшний день от пьянства и других излишеств.

10 февраля. Вчера и сегодня были причастники, всего за оба дня до 250 человек.

Сегодня причащались все начальствующие и офицеры. Чем худо служить, так это холод в церкви, в начале службы. Во время исповеди надевал валенки, иначе не выстоять бы от холоду. Есть в церкви две печи, но толку от них мало. Во-первых, плохого устройства печи, а главное, в церкви высоко, устроена по-летнему: одни рамы, зимних нет, двери филенчатые, тонкие, дует в те и другие.

На исповеди были почти все мои коренные прихожане, за исключением какого-либо десятка, частию отсутствующих, частию по уважительным причинам.

Здесь такой обычай, что каждый исповедник дает священнику, в пользу его, кроме денег еще свечку в 5-10 к. Свечи эти староста покупает от священника по продажной цене, так как от продажи их (первой) прибыль уже получена. Поэтому ручного доходу священнику немало. Псаломщику дают особо, за запись.

Время после обедни и до вечерни прошло за поздравлениями причастников; даже не успели всех поздравить, у интендантского чиновника были уже после всенощной.

11 февраля. После литургии сделали счет церковным доходам, всего оказалось за неделю нашей службы до 80 рублей, которые я и забрал с собою для внесения в джаркентскую кассу. В полдень отправились из Охотничьего обратно. Первую станцию ехали на лошадях командира казачьей сотни, там тотчас же сменили лошадей, поехали на лошадях поселковых, отправленных сюда вчера еще. Первые два перегона проехали быстро на переменных лошадях. Всего проехали сегодня 75 верст. Ночевать остановились в той же киргизской избе, с железной печью, что и в передний путь. Собственно говоря, и не ночевали даже, а отдохнули часа четыре. С полночи отправились далее.

12 февраля. Приехали сегодня в Подгорное за два часа до вечерни. Всю дорогу ехали на санях, дорога санная везде хорошая, кроме верст 6 пред самым Подгорным, где уже снегу мало. В передний путь было объявлено подгорненцам, что с сегодняшнего дня начнется служба для говеющих, поэтому за вечерней был весь поселок. Исповедники разделятся на две очереди: одни будут приобщаться в среду, другие 15 в четверг, так как за один раз для них неудобно, для иных, пожалуй, даже невозможно, и для меня трудно.

15 февраля. Причастников вчера и сегодня было до 250 человек, и здесь все селение. По списку оказалось не бывших пять человек. Походного антиминса пока нет, литургию не совершал, - приобщались запасными св. дарами. То же будет в Чунже. Служба шла с 7½ часов до 12 часов дня. Чрез час после службы отправились в Чунжинский поселок, где сегодня придется принимать исповедников, весь поселок, и завтра отправляться оттуда домой, чтоб поспеть к 18, к воскресенью в Борохудзир.

В Чунжу приехали в 2 часа, едва успели напиться чаю до вечерни. Служение вечерни, утрени, исповедь продолжались до 11 часов вечера.

16 февраля. Кончили службу, молебствия, и все требы к 12 часам дня. После чая и небольшой закуски отправились домой. Сегодня успели еще проехать 50 верст, две станции, осталось до дома недалеко, 25 верст. Завтра Бог даст, приедем рано. Чем ближе к Борохудзиру, тем теплее становится. А лед на Или еще не тронулся. Содержатель парома говорит, что переправа по льду еще возможна, хотя лед уже тонок. Из-за переправы и ночевать остались, темно сегодня, опасно. А завтра, по утреннику лучше.

17 февраля. В 12 часов дня благополучно возвратились из поездки. Переправа по льду чрез Или довольно рискованна. Лед очень тонкий, по сторонам дороги всюду дыры, проело. Сами мы, конечно, шли пешком, с провожатым впереди. В некоторых местах шли стороной, обходя промоины. А главное, нет никаких приспособлений - ни досок, ни жердей. Хорошо еще, что лед скрепило немного утренником. По словам содержателя парома, лед всегда трогается около 20 февраля. Частые бураны в долине Или и от них крепкие утренники долго держат реку.

Тал, тополь позеленел, т. е. кора, соки тронулись. Скворцы прилетели, говорят, уже недели две тому назад. Жаворонки давно заливаются песнями. Грачи оглушают несмолкаемым криком; в саду казенном их главное пристанище. Но зелени в степи еще нет, трава и камыши еще не тронулись, не ожили.

Теперь говеющие и служба в Борохудзире; дома говеющих меньше, служить удобнее дома, хотя и в бедной, но благоустроенной сравнительно церкви.

В поселках выслужили столько доходу, как я и не ожидал: в общую кружку рублей 60 и ружного на обоих до 90 руб.

24 февраля. Неделя службы еще прошла, это третья. Говеющих было половина села, все спешат отговеть до начала посевов, до весенних работ. Служба была каждый день, согласно уставу; и впредь так же намерен служить, но до среды народу ходило мало. По словам псаломщика, ранее начинали служить со среды, при прежних священниках; может быть, народ так и приучился. За вечернями говорил катехизические поучения на символ веры. Говеющие ставят очень много свеч к иконам; так же, как и в поселках, дают каждый свечку священнику, и деньгами, - также и псаломщику при записи особо.

10 марта. На минувших двух неделях было до двухсот говеющих, из поселян мало кто не говел. Пожалуй, можно бы и не служить пятую седмицу, по примеру своих предшественников, которые в этот пост две недели не служили, отдыхали, принимая исповедников в прочие недели. Да и не одни мои предшественники, а многие здешние священники так поступают. Я же намерен служить весь пост. Да и дела-то своего, домашнего нет, хозяйство небольшое. Думаю посеять пшеницы десятины две, да клевер. Последний сеется в мае-июне.

16 марта. Сегодня за всенощной было очень много народу в церкви, многие стояли на улице, в церкви не поместились, негде.

Верба распустилась еще в начале марта, теперь она уже расцвела. Чтоб не было шуму и беспорядка, вербы раздавал сам, когда подходили для целования иконы. По сторонам аналоя стояло двое из прихожан, охраняя вербы и передавая их понемногу мне, для раздачи. После всенощной все молящиеся пошли домой с вербами и зажженными свечами, стараясь донести огонь до дома. Такого обычая в нашей епархии, кажется, нет. Пожалуй, он и невозможен, так как всенощная совершается утром и домой идут уже после обедни. Очень многие стояли со свечами в 20-30 копеек и дороже. Свеч продано за одно воскресенье на 30 рублей.

21 марта. За утреней сегодня (с вечера), за чтением 12 евангелий также было множество народа, не поместились в Церкви. И настроение такое неземное за службой: богослужение печально-торжественное, молящихся много, пение стройное, хором. Бывало на Двине - там в эти дни хорошо если соберется в церковь человек сотня.

Природа готовится к светлому празднику - вот-вот зацветет урюк, совсем надулись почки, готовы распуститься, а за ними - и другие деревья, - затем, говорят, зазеленеют и лиственные - карагач, тал, тополь.

23 марта. Почему-то вчера за вечерней было более народу в церкви, чем за утреней. Вечерню ранее служили часов в 12 дня - в час; в это же время служится в этот день вечерня в городах и в настоящее время. Не знаю, почему. Там, где есть войска, как в Джаркенте - бывает нечто вроде парада, высылаются к церкви небольшие части от всех родов войск. Мы служили в 3 часа, как положено.

Село приняло праздничный вид: дома отбелены, улицы выметены, дворы очищены. И так, без праздников, улицы здесь метутся ежедневно, навоз во дворах тоже не залеживается, но теперь заметна какая-то уже особенная чистота, праздничная.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

телеграф/телефон, алкоголь/одуряющие вещества, Чунжа/Чунжинский/Чунджинский/Чунджа, .Китайская Джунгария/Китайский Алтай, .Семиреченская область, обряды и обычаи, история казахстана, история китая, Голубевская/Борохудзир/Коктал, народные увеселения, Кульджа/Кульжа/Кульчжа/Инин, казахи, русские, православие, жилище, Охотничий/Нарын-Кол/Нарынкол, казачество, учеба/образование, Подгорный/Подгорное/Кыргызсай, 1876-1900

Previous post Next post
Up