Выдержки из дневников святителя Николая Японского: 1897 г.

May 23, 2012 16:26





29 Декабря 1896 /10 Января 1897.

Вторник.

<...> Матфей Ина, женатый на сестре умершего бывшего катехизатора Андрея Ина, отпевает кончину Андрея.

За полчаса до смерти Андрей, уже лишившийся способности говорить, знаками велел женщинам оставить комнату и, потребовав кисть и бумагу, спросил письменно у доктора: «Решено ли?» Тот тоже кистью ответил конфуциевой фразой, что, мол, «участь человека - умереть, [нрзб] только научитесь», но к этому прибавил: «ты же не только научился, но и учил многие годы других», т. е. был много лет катехизатором (доктор хоть был язычник, но знал службу Ина). Поняв из этого уклончивого ответа, что жизнь кончена, Андрей написал... «Кратки дни! Пятьдесят три - вершина! Четырех недостает!» - т. е. умирает 49 лет; положил кисть, перекрестился и испустил последний вздох. За несколько дней он приобщился св. Тайн, был все время в мирном христианском] настроении.

3/15 Января 1897.

Пятница.

Вчера был молодой американец Mr John R. Mott. <...>.

Какие препятствия к распространению Христианства в Японии?

Со стороны японских старых религий больших препятствий нет. Буддизм - мертвец, которого еще не успели похоронить, но это в наступающем столетии сделают; бороться с ним так же не пристало, как бороться с трупом; держатся его кое-где и довольно крепко - невежеств[енная] полоса народа, который по мере образования поймет, что буддизм в религ[иозном] отношении - сущая пустота, ибо без Бога какая же религия! Больше препятствий со стороны конфуционизма, но тоже не в религиозном отношении, а в нравственном: он слишком надмевает своих приверженцев; конфуционист почти всегда порядочен, не имеет кажущихся пороков... и вследствие всего этого совершенно самодоволен: на все другие учения смотрит свысока и недоступен для влияния их; проникнуть христианству в душу конфуциониста так же трудно, как воде в твердый камень. Синтоизм совсем не религия, а глава древней Японской истории; предписывает уважение к предкам, что совсем не противно христианству. <...> Самое большое препятствие - косность и индифферентизм достаточных классов, им слишком хорошо на земле, чтобы думать о небе. В это состояние косности они пришли постепенно, перерывая свои старые религии, состоящие из человеческих измышлений, а ныне еще больше усыпляет их проповедь иностранных безверов, которых они видят и у себя в лице разных наемных профессоров, и за границей, во время своих путешествий. Потому-то и христианство принимают здесь исключительно люди, душа которых глубже затронута и всколыхнута - трудами, скорбями и разными невзгодами мира сего. Кто у нас христиане? Наполовину люди интеллигентные, дворяне, но какие? Обедневшие от последних переворотов и трудом добывающие себе насущное пропитание, наполовину - еще более трудящийся народ - фермеры, ремесленники, небогатые купцы.

Что, по-вашему, в настоящее время самое необходимое для Японии?

Конечно, христианство, - даже и в политическом отношении, - для прочного существования Япон[ской] Империи. Ныне Япония лихорадочно бросилась в утилитаризм: нет сомнений, скоро она обогатится чрез торговлю, скоро сделается могучею чрез развитие флота и армии, но при этом, если не будет сдерживающей, всерегулирующей и на добро направляющей внутренней силы, - и богатство, и военная сила к ее же гибели послужат. Когда падали государства как Финикия, Карфаген, Греция, Рим и т. п.? Когда наружно взошли на верх богатства и могущества, а внутри растлели от роскоши и вечных пророков. Итак, нужна и японскому народу узда против увеличения пороков с увеличением богатства и силы, и этою уздой ничто не может быть, кроме христианской веры.

Что японцам больше всего нравится в христ[ианской] проповеди?

Догматы. Нравств[енное] учение у них и свое хорошо; любовь к ближ­ нему, например, под влиянием буддизма развита так, что вы не найдете бед­ ного, которому бы в беде не помогли даже такие же бедняки, как он. Поэто­ му-то универсалисты, унитарии и т. п., являющиеся сюда по преимуществу только с своей этикой, никогда не будут иметь здесь успеха. Но о Боге Творце Вселенной, о Пресв[ятой] Троице, об Искупителе и проч., что может сообщить людям как непрелагаемую истину только Божеств[енное] Откровение, японец с интересом слушает и исполняет.

Что, по-вашему, вредно для воспитывающегося юношества Японии?

То, что воспитание совершенно безрелигиозное. Япония покрыта густой сетью школ всех родов, и школы, действительно, хороши во всех отношениях, кроме этого. Нравственности учат, но какая же нравственность без религиозной основы!

Как думаете о будущности католичества в стране?

Не думаю, что католичество прочно водворилось здесь. Ему нужно некоторое отсутствие света, чтобы беспрепятственно развиваться, а здесь не то: японцы слишком понятливы, чтобы принимать без размышления, что им говорят, а такие положения, как Папа непогрешим, Богородица не име­ ла первородного греха и т. п., слишком шатки, чтобы выдержать испыта­ ние. Кроме того, японцы слишком патриотичны, чтобы признать над собою, кроме своего императора, еще другого, даже высшего, чем их собственный.

Как вы объясните успехи вашей Миссии, столь заметно превос­ ходящие успехи всех других? У вас два миссионера, у протестан­ тов 600!..

Дело не в людях, а в учении. Если японец, прежде чем принять христианство, основательно изучает его и сравнивает: в Катол[ичес- кой] миссии узнает католичество, в протестантской - протестантство, у нас наше учение, то он, сколько я знаю, всегда принимает Правосла­ вие. <...> Что же это? Да то, что в Православии Христово учение хра­ нится чистым и целым; мы ничего не прибавили к нему, как католи­ ки, ничего не убавили, как протестанты. Это отчего? Я вам сейчас объясню. Прот[естан]ты принимают одно письменное Слово Божие. Но скажите, почему вы называете Библию Словом Божиим?

Во-первых, на основании историч[еских] свидетельств, во-вто­ рых, внутренним признанием, в-третьих, по ее действию на душу.

Но история недостаточна, например, послание к Евреям при­ писано Ап. Павлу, а история возражает против этого и т. д. Другие две причины сливаются в одну, и обе ослабевают тем, что тут всякий смот­ рит чрез свои очки (по-вашему, Слово Божие - под[обие] Текста и пр.). Значит, все Свящ[енное] Писание у вас висит на воздухе, и вся­ кий может повергнуть его на землю, - нет для него прочного основания. Но пусть оно принято, как Слово Божие, как вы понимаете это? Как кому угодно! Этим пониманием опять не ниспровергаете ли его с пьедестала в массу человеческих непрочных и неясных измышлений? Оттого и дроб­ ление. Ко мне иногда приходят протестанты, просят объяснить какое-либо место Свящ[енного] Писания. «Да у вас же есть свои учителя-миссионе­ ры - их спросите», - говорю я им. Что они отвечают? - Мы у них спрашивали - говорят: понимай, как знаешь; но мне нужно знать под­ линную Мысль Божию, а не мое личное мнение. <...> У нас не так, все светло и надежно, ясно и прочно - потому что мы кроме Свящ[енного] Писания принимаем еще Свящ[енное] Предание, а Свящ[енное] Преда­ ние - это живой, непрерывающийся голос... нашей Церкви со времен Христа и Его Апостолов доныне, который будет до скончания мира. На нем-то утверждается все в целом Св[ященное] Писание, оно же помогает нам безошибочно уразумевать смысл Св[ященного] Писания - ибо, если дитя не поймет чего в истине Отца, то самое надежное для него обратить­ ся за пояснениями к Матери; Матерь же наша - Церковь, в которой неви­ димо обитает по своему обетованию сам Христос, и т. д. <... >

9/21 Февраля 1897.

Воскресенье.

<...> Очень приятно было свидеться с Юсуповым, моим знакомым еще 1862 г., когда он был мичманом и собирал, между прочим, кол­ лекцию монет, - чем и я в то время занимался; мы менялись с ним монетами, причем от него, как кругосветного плавателя, перепало мне несравненно больше, чем обратно. После пожара 1865 г. расстроилась моя коллекция, и остаток я подарил какому-то... японцу...

13/25 Февраля 1897.

Четверг.

<...> А сколько писем и почтовых листков... из разных церквей с сожалениями по поводу недавней опасности для Семинарских зда­ ний от пожара! Обычай вежливости, которому научил японцев Кон­ фуций, - но которому следует сохраниться и в Христианской Цер­ кви.

23 Февр[аля]/ 7Марта 1897.

Воскресенье. Заговенье пред Велик[им] Постом.

<...> Был потом в Посольстве, по приглашению Анны Эрастовны «про­ водить масленицу». За столом блины общие, потом раздельные: мне пост­ ные, всем мясные. Что за нелепость? И это, впрочем, везде и всегда, так что и странностью никому не кажется. Ужели у нас общество совсем унич­ тожило посты? Впрочем, не совсем; сегодня же кто-то спрашивает за сто­ лом Анну Эрастовну: «Вы будете постную неделю есть постное?» «Да, - отвечает она и, обращаясь ко мне: - Алексей Никол[аевич] (муж) любит постное». Утешила! Поэтому только и постное, а о настоящем посте, зна­ чит, и мысли нет! Ужели общество никогда не вернется к соблюдению Церк[овных] уставов? Но тогда плохо - не Церкви, а обществу, которое все больше и больше будет уклоняться от Церкви      куда? В ад! <...>

В 51/2 ч[асов]. была Вечерня, потом Малое Повечерие, за которым, по обычаю, следовало общее прощание, пред чем я сказал несколько слов, за­ кончив их поклоном до земли пред всеми с просьбой простить мои грехи.

28 Февр[аля]/12 Марта 1897.

Пятница 1-й нед[ели] Вел[икого] Поста.

О[тец] Игнатий Мукояма пишет: Лука Касида, молодой врач... болен; тамошние ревнители буддизма, вместе с бонзами, пристали к нему, требуя возвращения в буддизм, собрали сумму денег для помощи ему и лаской и угрозами успели смутить бедного Луку, тем более, что он крещен был в детстве, потом учился в школах, чтобы сделаться врачом, и вероучение не­ достаточно знает. Дал согласие Лука бросить христианство; враги Христо­ вой веры торжествовали: оповестили это всему селению, семейству же Луки строго заказали не иметь больше никакого отношения к катехизатору. Но мать и сестры Луки сильно скорбели от всего этого переполоха и не пере­ ставали сноситься в ночных свиданиях с катехизатором Василием Хираи, который ободрял их быть твердыми в вере. По их молитвам все наветы врагов обратились в ничто. Лука, дав обещание отречься от Христа, стал невыносимо этим мучиться - просил молиться за него, спрашивал, отпус­ тит ли Господь ему этот грех, и... в надежде на отпущение послал к о. Игна­ тию, просить его приехать, чтоб исповедать его. О[тец] Игнатий, прибыв­ ши, отпустил ему грех его слабости и приобщил его Св. Тайн.

Потом и в другой раз был у него вторично, приобщил его Св. Тайн. Соблюди, Господи, овча своего стада! Отец Луки, тоже врач, недавно умер­ ший, был благочестивым человеком - я его помню, был в его доме. Дол­ жно быть, и его молитвами Лука удержался от погибели. - Пошлю Луке икону и письмо.

1/13 Марта 1897.

Суббота 1-й нед[ели] Великого Поста.

<...> Я сказал причастникам поучение, во время Причастна, - по­ том ушел домой - писать отчеты (собственно говоря, чтобы не ви­ деть причащающихся сият[ельных] кандидатов, воспитанников рус­ ских Академий; учителей Семинарии, которых на службах во время недели я не видел, но которые тем не менее явились сегодня прича­ щаться). Что с ними делать? Не знаю. Учить их - я учил, усовещи­ вать - усовещивал, - что дальше? Запретить - не могу - не знаю их душевного состояния; притом же я и сам - довольно плохой молит­ венник; на словах же и даже на бумаге они - самый завзятый право­ славный народ: такие проповеди пишут и произносят о Посте и ис­ тинном покаянии... что любо слушать!

6/18 Марта 1897.

Четверг.

<...> Пришла благая мысль. Дай, Господи, ей осуществиться! Монастырь здесь нужен. О[тец] Сергий Страгородский писал о сем в своих письмах; я думал о том еще раньше, выписывая сюда с Афона неудачного о. Георгия. Если бы ныне вследствие моей просьбы, которая пойдет с отчетами, был прислан сюда добрый иеромонах, который бы сделался моим преемником, положим, через 10-15 лет, то я удалился бы в горы... и стал бы собирать желающих жизни монашеской - а такие нашлись бы, - и образовался бы монастырь. Я в то же время имел бы возможность там продолжить перевод богослужения. - Пошли, Господи, достойного делателя на ниву Твою! О нем ныне моя... дума и всегдашняя молитва!

23 Марта /4 Апреля 1897.

Воскресенье.

Пересматривая накопившиеся русские дух[овные] журналы, про­ читал, между прочим, в «Православном Собеседнике» статью о студенческих миссионерских движениях в Америке, Англии, Германии, Франции. Статья заканчивается воззванием к русским студентам светским и духовным - последовать благому примеру. Но куда нашим! <...> Эх, больно, обидно за наше - ладно бы неразвитие, уже не непотребство ли? Не Богом ли мы брошены за наше обезьянство, неверие, огрубение, материализм, лицемерие и все, за что Бог казнит ра­ бов непотребных? 27 лет я жду миссионера сюда, одного единственного хотя бы, и все еще жду!

10/22 Апреля 1897.

Великий Четверток.

<...> Я приготовил поучение и пошел по трезвону в церковь; возмутила при входе ученая корпорация - профессора Семинарии и другие учителя с ними: сидят себе на лавке, занимая всю ее, тогда как все в церкви стоят и слушают чтение часов; я сказал им встать и подойти ближе, чтобы яснее слышать чтение; встать встали, а подошли ли - не видал; отвращение берет следить за сими господами, у которых совершенно формальное, внешнее отношение к Таинствам Церкви.

13/25 Мая 1897.

Вторник.

<...> Сегодня Вас. Ром. Лебедев привез в подарок 3 разных перевода Нов[ого] Зав[ета] на китайском языке, один перевод Ветх[ого] Завета, мно­ го христианских брошюр, изданных протестантами в Ханькоу, все в двух экземплярах; привез еще 3 ящика чая. Я особенно обрадовался переводам Н[ового] Завета - все новые, у нас еще не бывшие; думал, то-то будет по­ мощь нам с Накаем в переводе! Но какое разочарование! И как я озлился! <...> Ни стыда у людей, ни страха Божия! Слово Божие у них - точно ме­ лочь для игры: перебрасывают фразы и слова, удлиняют, укорачивают, ук­ рашают, безобразят, - просто не знаешь, что и думать о таких людях и таких переводах. <...> Розгами бы, или лучше бамбуками всех этих бездар­ ных и безответственных тупиц!

15/27 Мая 1897.

Четверг.

<...> Много подарков из Иерусалима, от приснопамятного Пат­ риарха Герасима и других:

1. Любвеобильное и благочестивое письмо на греческом языке с русским переводом. <... >

2. Старая икона греческого письма 3-х Святителей из собствен­ ной божницы Его Блаженства, - в благословение нашей Семинарии. <...>

5. Самая большая драгоценность и святыня: кусочек камня от Гроба Господня, вделанный в доску из купола Храма Воскресения; сам Патри­ арх и вделал святыню в доску. Но доска прислана благочестивой мона­ хиней Митрофанией Богдановой, по просьбе которой Его Блаженство пожертвовал и камень. На доске написана в России старанием о. Сер­ гия... икона Воскресения Христова. Будет храниться и чтиться здесь сия святыня в вечное благословение от Гроба Господня Японской Церкви.

6. Наконец, главное, чем Святейший Патриарх благословил Япон­ скую церковь: Антиминс, освященный Его Блаженством на Гробе Гос­ поднем, с Его подписанием. <...> Назначена Патриархом сия святы­ ня для нашего Храма Воскресения Христова, в котором и да сохранит ее Господь на многие столетия в память о любви к юной церкви Матери Цер­ квей! <...>

От монахини Митрофании Богдановой:

1. Металлический ящик с 14-ю частицами Св. Мощей. Присланы Св. Мощи с благословения Патриарха.

2. Кусок Мамврийского дуба, две иконы с печатью и подписью Его Блаженства Патриарха Герасима. На куске написана в России по заказу о. Сергия икона Св. Троицы.

3. Доска для иконы от древнего купола, бывшего на Гробе Господ­ нем, с врезанным камнем от Гроба Господня...

13/25 Июня 1897.

Пятница.

<...> О[тец] Метоки пишет из Таката, что Григория Катака, тамошнего катехизатора, застал имеющим школу аглицкого языка из 18 учеников, надеется, что кое-кто чрез это привлечется и к христианству; избитая дорога всех протестантских миссионеров, противная проповедничеству православному; впрочем, хоть катехизатор занят, не развратится от безделья, - и то польза.

27 Июня / 9 Июля 1897.

Пятница.

В 9 часов утра начался выпускной акт в Женской школе. Всех ныне учениц 87, выпускных было 7. <...> Сущность моей речи: «Вас мало, - не смущайтесь, - скоро будет много. Народ - живой организм, - и дышит как и отдельный человек, и чем [нрзб], тем чаще; я здесь менее 40 лет, но 4 раза явственно видел вдыхание и выдыхание: сначала открытие Японии, потом стремление прогнать иностранцев, затем явное подражание всему иностранному, ныне: "Христианство не нужно - у нас своя религия, и мы особый народ, христианство-де вредно для Японии..." Но правда ли? В этих стенах в 25 лет слышали мы хоть слово непочтительное... неполезное для Японии? Нет! Напротив, не будет ли вредно учение, что Император - Бог; учение это трудно обосновать - шатко оно. Иное дело, если сказать: "Бог велит: царя чтите, за царя молитесь - несть власть, аще не от Бога"; этого никто не может поколебать, ибо это слова Всемогущего... Или: учение, что японцы не братья других народов, а что-то особенное... не опасно ли для японцев? Все подобное ложно и потому скоро рухнет, и хлынет после отлива прилив...»

12/24 Июля 1897.

Суббота.

<...> Эх, Господи! Людей хороших для службы Церкви совсем нет! Уже ли Антихрист проглотит эту страну? И Христос не найдет достаточно добрых людей, чтобы из-за них не позволить этого?

Безверие потоком заливает страну, и все лучшие люди Японии считают это эссенцией цивилизации и гордятся этим. Иностранцы же, кроме бедных миссионеров, которых иностранцы в глубине души, а иногда и явно считают париями, - способствуют сему антихристову просвещению Японии.

Темным и тяжелым свинцовым облаком висит над Японией... приговор иностранцев: «Не верь Христу, не верь Богу, - все это старо; Европа и Америка ликует и весело [нрзб], ибо человек - обезьяна, белиберда, вздор, нуль», - все это буквально и воспринято всею зна­ тью, министрами, профессорами, губернаторами и т. д.

Впрочем, случаются иностранцы, способные удивить своим феноменальным идиотством при цивилизованной внешности даже обезьян. Таков полковник Олкот, обратившийся в Буддизм и даже сочинивший буддийский катехизис. <... >

15/27 Августа 1897.

Пятница. Праздник Успения Пр[есвятой]

Бог[ородицы].

Обычная праздничная служба с малым числом молящихся. По­ том заботы по приготовлению здания Семинарии. Вечером опять служба. <...>

Граф Муцу, бывший министром иностранных дел во время войны с Китаем... умер, и завтра будут хоронить его. В болезни любимое положе­ ние его было обращенное к дворцу Императора; когда пред самой смертью сказали ему, что Император прибыл (из Кёото) в Токио, Муцу усили­ вался сделать руками обращенное к Императору молитвенное движение; приводится это... в газетах как... похвала погибшему патриоту. Как это грустно! У лучших японских людей ни мысли о Боге, о душе, о загробной жизни. Что же теперь душа Муцу, излетевшая из тела? Какая ее участь? Душа она хорошая - зла у ней нет (за исключением глупости - очевидно, невменяемой - по части иностранной политики). Слепорожденная она в том мире - это несомненно; и ныне, вероятно... протирает глаза, но глаза эти уже не те, что были обращены к резиденции Императора, а глаза слепорожденной кошки. Но ужели ли навсегда? И кошка же прозревает. Ужели не прозреет Муцу и легионы ему подобных? Боже милосердый! Ты - Судия Праведный! ...правда и милость деется на Твоем Суде, и милость [нрзб]!

Ибо все - Твои дети, - и познавшие Тебя, и непознавшие, но все же сотворшие этот их чин по Твоему Закону, - а Любовь к Отечеству не черта ли из оного?

16/28 Августа 1897.

Суббота.

После обедни освятил все иконы, уже поставленные в киоты и приготовленные к их помещению на приготовленных им местах во всех комнатах новой Семинарии, жилых, классных. <... > При сем еще печально убедился, что правое мое око отказывается больше служить; молитвы по славянскому служебнику не могу читать: темное облако застилает глаз; левый же дальнозоркий, тоже не могу видеть букв; кое- как отслужил освящение...

(Пишется сей вечер, - увы! В первый раз чрез очки и с благосклон­ ной услугой левого глаза; правый же, кажется, подал в чистую. Что ж, спасибо ему и за то, что 61 год честно тянул лямку. Спал-то и дремал тоже много, и на дурное зазирал немало, но все ж и доброе нечто было в его службе, если уповать на милость Божию.)

19/31 Августа 1897. Вторник.

Произведен экзамен поступающих в Семинарию. 16 человек собра­ лось только; из них четверо по экзамену очень плохи, четверо других, по освидетельствованию доктором, слабы здоровьем. Сколько же из сих 16- ти переплывет море семилетнего учебного плавания и достигнет того бе­ рега, откуда начинается путь служения Церкви? И из сих, если оные ока­ жутся, сколько будет достаточных шествовать сим путем? О, Господи! Как в Японии все [нрзб] в материализме! Где те времена, когда на служение Церкви шло много людей и шли хорошие люди? И не старые ли язычес­ кие руководители Японии - синтоизм, конфуционизм, буддизм - давали те времена? А теперь Япония под влиянием новой цивилизации хрис­ тианской Европы... точно свинец тянет долу и долу!

21 Августа /2 Сент[ября] 1897.

Четверг.

<...> Сегодня день памяти Св. Архим[андрита] Авраамия Смолен­ ского Чудотворца, в монастыре которого в Смоленске помещалась семинария (в которой и я грешный учился). Да будет покровителем, заступником и молитвенником Св. Авраамий и токийской Семина­ рии, и да изведет из нее многих делателей на ниву Христову в сей стране!

2/14 Сентября 1897. Вторник.

День дождливый, деньги из России все не идут, письма из церквей все однообразны и скучны, - расположение духа убийственное! Впро­ чем, занятия переводом идут своим чередом.

19/31 Декабря 1897.

Пятница.

Георгий Абе, катехизатор в Оотаваре, пишет, что он открыл средство построить со временем церковь в своем приходе. Какое же? Пусть хрис­ тиане посадят у себя на этот конец кто сколько может отводков дерева «кири» (павлонии). Растет она скоро, когда вырастет - срубить и про­ дать, - деньги! От пня бывают побеги, вырастут они в деревья - сру­ бить и продать, - опять деньги! И т. д. Несколько христиан уже и согла­ сились с ним, и посадили кто два, кто три отводка. Когда же церковь-то выстроится? Недаром Абе, будучи прежде богатым земледельцем, разо­ рился на проэктах и предприятиях. Впрочем, я послал его письмо в «Сей- кё-Симпо».

Previous post Next post
Up