May 30, 2012 12:46
20 Декабря 1897/1 Января 1898.
Суббота.
В 8 час[ов] началась Литургия, отслуженная 3-мя иереями с о. Рома¬ ном во главе (о. Павел Сато болен). На молебен выходил и я. По левую руку от кафедры всегда стояли два ряда маленьких учениц <... > вышедши на кафедру, я удивился, что нет ни одной. Не захворали ли? - встревожился я; но сейчас же догадался, что ушли петь в хоре как певчие уже, к чему и готовились; только и там их ни одной не было вид¬ но - точно козявки попрятались в щелях, - так они еще малы!
24 Декабря 1897 / 5 Января 1898.
Среда. Рождественский Сочельник.
<...> Из церкви зашел ко мне Иоанн Ооцуки, христианин из Такасимадзу, бывший когда-то причетник и катехизатор, но по болезни головы оставив¬ ший службу. <...> Говорил он, что собираются христиане Такасимадзу просить для себя священника... и что наметили будто бы Андрея Сасагава для сего сана. Он ныне врач.
- Можно ли совместить в одном лице эти две должности - священника и лекаря? - спрашивает Ооцуки.
- Если считать эти должности равно обязательными, то никак нет. К кому пошел бы священник и лекарь, если бы к нему пришли разом про¬ сить - один окрестить младенца, другой помочь больному? Что стал бы делать священник и лекарь, если бы он пришел в храм совершать литур¬ гию и тут же за ним пришли звать его к больному...? Хорошо священнику знать и медицину; и он, будучи врачем душевным, может тогда быть и телесным, но это в исключительных случаях, где нет врача, или где трудно добыть его, или при внезапных несчастных случаях и все это - после исполнения обязанностей врача духовного и поколику не мешает сему исполнению. Касательно же Андрея Сасагава есть и другое препятствие. Он служил когда-то катехизатором; потом оставил эту службу без всяких уважительных причин, кроме: «не хочу». Пусть бы у человека были ка¬ кие-либо... препятствия, напр[имер] семейные обстоятельства, головная или иная боль и т. п. Ничего подобного! Сколько я ни уговаривал его... следовать брату - Петру, который тогда уже был священником, - «Не хочу!» - и больше никаких резонов. <...> Изучил лекарское искусство, ныне врач и порядочный христианин, и Слава Богу! Пусть и будет сим до конца. Избирать же его священником опасно. Что, как он, прослуживши и священником год-два, опять скажет «не хочу»? Тогда будет нехорошо уже не для него одного, а и для церкви: скомпрометирует он ее немало. Итак... пожалуйста, в священники не намечайте, а ищите кого понадежнее.
25 Декабря 1897 / 6 Января 1898.
Праздник Рождества Христова.
Четверг.
Пасмурный день по наружности и пасмурно начался на душе: встал с сильною головной болью от чада из печки ночью (уголь вывалил¬ ся). Вначале обедни христиан почти никого; но тут уже праздничное настроение возобладало - пред мысленными очами восстало будущее Яп[онской] Церкви, обильной христианами, - и я начал славословить Господа под чтение Часов. Мало-помалу набралось и христиан, так что к концу Обедни была почти полная церковь. Благодарение Господу за это!
Все же христиане не вполне покинуты благодатью Божией и раз-два в году отверзают дверь сердца толкущему в нее Господу. <...>
16/28 Апреля 1898.
Четверг.
Утром обычное дело исправления перевода Н[ового] 3[авета] Дош¬ ли до слова «дух», труднейшее из слов во всем Н[овом] 3[авете], и не знаешь, что делать; употреблять ли старое, давно вышедшее из упот¬ ребления начертание «син», которого нельзя найти ни в каких лексико¬ нах, кроме «Коокидзисен» [?], как советует Исайя Мидзусима, но это значило бы посадить мумию среди живых; сочинить ли новый иерог¬ лиф, как тоже советует Мидзусима, если старое не будет принято, но это значило бы посадить самодвижную куклу среди живых. Кажется, самое лучшее употребить [нрзб], но с кружком, который бы обозначал, что разумеется «дух» (син), а не Бог (ками).
26 Апр[еля] / 8 Мая 1898.
Воскресенье.
<...> О[тец] Петр Кавано пишет: в Накацу теперь слушает наше учение бывший протестант[ский] христианин - методист, бросивший христианство и сделавшийся буддистом и бонзою, бросивший сие зва¬ ние и поступивший в юридическую школу, провалившийся здесь на экзамене и ныне изучающий православие с целью, кажется, сделать¬ ся катехизатором. <...> Отец П. Кавано спрашивает: можно ли ему сие? Отвечаю: ни в каком случае! И в Церковь он может быть принят не иначе, как по двухлетнем испытании его искренности.
21 Мая / 2 Июня 1898.
Четверг.
Протестантская миссионерка Престон... пишет: «так как употреб¬ ление в причащении вина может порождать у причащающихся на¬ клонность к пьянству, то нужно причащать виноградным соком», и пред¬ лагает покупать оный по 30 коп. бутылка. [Нрзб], доведенный до нелепо¬ сти и кощунства. Напоминает того благочестивого пастыря, который пред¬ лагал совершать евхаристию на чае, так как, де, если бы И[исус] Хр[ис- тос] явился в Китае, он непременно установил бы причащение на чае. <...>
2/14 Июня 1898.
Вторник.
Утром, за переводом, Павел Накаи, опечалясь, рассказал, что здесь, в приходе Канда, прилегающем к Миссии, один бедный христианин, 80- летний старик, от неимения чем жить бросился в реку, вытащен был, но после того все-таки исчез, и месяца два о нем ни слуху ни духу; вероятно, опять бросился в воду и погиб. Ни о. Павел... ни катехизатор Симеон... не заботятся о своем приходе до такой степени! Мать П. Накаи посетила это семейство, живущее в крайней бедности, и рассказала о горе. И меня со¬ весть сильно корит за недосмотр!
9/21 Июня 1898.
Вторник. На пути
из Хакодате в Тоокёо.
<...> В 3 часа ночи, когда я спал в вагоне, вдруг просыпаюсь в Ици- носеки от возгласа у окна остановившегося поезда: «Здесь! Здесь!» Отворил дверь, вижу человек 20 христиан и христианок с катехизатором Василием Усуи во главе. Это они ночь не спали, чтобы дождаться поезда и принять еписк[опское] благословение! Меня истинно тронуло это усердие. <... >
30 Июля / 11 Августа 1898.
Четверг. Немуро.
Утром о. Игнатий Като сообщил сведения о настоящем числе христиан на о[строве] Сикотане: мужчин 16, женщин 24, детей мужско¬ го] пола (добрачного возраста) 9, женского 13, всего 62 человекав 16 домах. Купил я для них подарков: кадку сахара - белого песка, 16 фун¬ тов зеленого чая, 2 фунта китайского чая, 30 пачек табаку, 3 дюжины платков, 1 штуку ситца в 24 ярда, 5 сортов цветных ниток... Подарки приготовлены, чтобы завтра взять на пароход.
После обеда в 3 часа сходили на кладбище, чтобы отслужить литию по нашим покойникам, которых там человек 20. Есть несколько протестантских могил и одна католическая. Между первыми могила миссионера Карпентера, умершего здесь в 1887 г.; на ней значится, что он трудился 23 года для индийцев (аборигенов в Бирме) и 1 год для айнов и японцев. Жена его живет в Немуро и ждет времени лечь здесь рядом с мужем - замечательно хранит верность мужу.
31 Июля /12 Августа 1898.
Пятница. Немуро.
Вчера, возвращаясь с кладбища, мы зашли к Mrs Carpenter, но не застали ее дома. Сегодня утром она сделала ответный визит. Интересная старушка, преданная Богу и памяти своего мужа. <...>
1/13 Августа 1898.
Суббота. Немуро. Сикотан.
<...> В 5 часов вечера были у острова Сикотан, в заливе, где по¬ селение наших христиан-курильцев. Прежде всего бросается в глаза здание церкви, небольшой, но имеющей вид настоящего це- рк[овного] здания. По берегу видны были люди, бегущие к стояв¬ шей вдали от деревни шаланде. 3аходящее солнце обливало мяг¬ ким светом мирную картину деревеньки, видимо бедной. Долго мы ждали, пока подойдет шаланда, гребцами в которой оказались моло¬ дые женщины с несколькими мужчинами. На наши вопросы все назва¬ ли себя христианскими именами, весьма чисто произнесенными, но никто не мог говорить по-русски: знали, наверное, только по несколь¬ ко слов. Быстро свезли нас на берег, где мы прежде всего пошли в цер¬ ковь и нашли ее очень чистенькою; пол деревянный, без циновок, чис¬ то вымытый; алтарь на возвышении и задергивается занавеской, икон достаточно, священническое облачение есть, на престоле славянское Евангелие; все - присланное из Миссии. <...> Пока светло, пошли по¬ смотреть дома христиан. Всех - двенадцать посетили; один был за¬ перт на замок за отсутствием жителей, еще две семьи живут совместно с другими. <...> Половина домов дощатые, другая половина из соломы и тростника. У всех очаги в передней комнате, кровать во второй, спаль¬ ные принадлежности плохие и грязные. Дома вообще изобличают убо¬ гое бедное существование. <...> У старухи Степаниды - вдовы, тру¬ долюбивой и искусной огородницы - по обе стороны дома отличный огород картофеля. На лугу, за домами, паслись 10 коров. В домах везде мы нашли иконы, но закопченные, нужно прислать им новые, на досках.
Когда стало темнеть, мы все собрались в церкви. Виссарион стал звонить в небольшой колокол, привешенный над входом, и звонил, пока приготовлено было все к началу богослужения. <...> После Ве¬ чери я в епитрахили и малом омофоре сказал небольшое поучение и оделил все дома иконками... На отсутствовавших также даны были, а их оказалось 17 человек, отлучившихся на рыбные ловли. <... > Кон¬ чивши все в церкви, мы пошли в дом Якова Сторожева, где были два тюка с вышеперечисленными подарками, и передали их... сказав раз¬ дать беспристрастно, что они и сделают, ибо живут весьма дружно, и всякий делится всем со всеми, точно первобытные христиане. Тут же мы с о. Сергием получили от многих подарки - их изделия - раз¬ ных форм коробки, сплетенные весьма крепко и искусно из соломы; дали им окончательное благословение и простились с ними. <...> Они прово¬ дили нас до шаланды, в весла которой сели, по-прежнему, девицы и мо¬ лодые люди, первые в своих платьях, в которых были в церкви, не успев переодеть их. С напевом - сначала альтами, потом дискантами, мело¬ дично грустным и с видимым одушевлением и усердием, они скоро дос¬ тавили нас на пароход и здесь еще раз простились и приняли благосло¬ венье. Грустно мы расстались с ними. Добрый отросток это знаменитой церкви Иннокентия, славного нашего миссионера. Куда нашим христиа¬ нам равняться с ними! С коих пор они разлучены с наставниками и со всем христианским миром, и до сих пор какие превосходные христиане! Ни воровства между ними, ни лжи, ни обманов, ни вражды, а правда, честность, любовь, смирение и проч[ие] христианские добродетели. Бед¬ но и невзрачно одеты в доме и на своих делах, а в церковь все идут чисто и в лучшие свои платья одетыми, и идут все до единого, и стар и млад, так что в домах никого не остается во всей деревне. Быть может, им дозволят переселиться на прежнем их месте, на Парамушире, тогда, Бог даст, они сохранятся от вымирания; ...если останутся, вероятно, не дол¬ го будет существовать их деревня, уже больше половины по переходу сюда умерло, от недостатка той пищи, которую они имели на Парамушире.
3/15 Августа 1898. Понедельник.
Рубецу и на пути в Немуро.
Утро было светлое; мы с парохода любовались селениями и их окружающими землями. 3десь, кажется, было место подвигов наших взбаломошных лейтенантов Хвостова и Давыдова, за каковые подвиги заплатил своими страданиями в плену Головнин с товарищами.
В 9 часов снялись и шли целый день в виду берегов Итурупа и Кунашира.
15/27 Августа 1898.
Суббота. Успение
Пресвятой Богородицы.
Ровно 18 лет, как в последний раз служил с Высокопр[еосвящен- ным] Исидором в Петербурге, после чего простился с ним и отправился на вокзал для следования сюда. Когда прощались, я упомянул, что «Бог даст мне еще увидеться с ним», он отверг: «Нет, где же? А услышите, отслужите панихидку». Да молит его душа, столь участливая к Японской Миссии, чтоб Господь поскорее просветил сию страну светом Евангелия!
За Литургией было так много христиан, что о. Андроник удивился. «Праздник Богородицы чтут так же, как в России». Между прочим, был один патер; сначала стоял в дверях, потом с д-ром Кёбером в правом кры¬ ле церкви и проявил себя очень скверно... ни на каждение, ни на благосло¬ вение не преклонял хоть бы мало главу, а стоял совершенно истуканом; наш бы, православный, непременно отдал [нрзб] католическому еписко¬ пу; ведь таинство епископства взаимно нами признается и уважается. Но в этом-то и выражается, что католичество - яд мира и что ему предстоит то же, что было с ересью Ария, т. е. исчезновение из мира. Протестанство не менее - ...гностицизм, отливающий всеми цветами красивой ящери¬ цы, и его участь та же. Будущее чревато еще какими-то превращениями и извращениями до Антихриста включительно, - но всех удел - поги¬ бель. Только нашему Христову учению суждена несокрушимость.
16/28 Августа 1898.
Воскресенье.
<...> Катехизатор в Мидзусавва Иоанн Симовара пишет про тол¬ ки языческих родственников и дворни княгини Анны Русу [?], будто смерть ее здесь, в госпитале, куда она приведена была для лечения от чахотки, ускорена была предложением о. Павла Савабе исповедаться и причаститься. Злостные толки, которыми они стараются отчасти оправ¬ дать языческое погребение Анны. Но Господь примет ее душу, не по по¬ гребению, а по вере.
2/14 Сентября 1898.
Среда.
О[тец] Андроник пишет тревожное письмо из Оосака: «болеет, скуча¬ ет по России, сомневается, была ли воля Божия на его приезд в Японию; закрадывается мысль об отъезде». Избави Бог! Вероятно, не освоился еще со здешним климатом, да и диавол подбивает.
5/17 Октября 1898.
Понедельник.
Японский праздник осенней жатвы; классов не было; день превосход¬ ный, теплый, солнечный...
Я справлял корренспонденцию; между прочим написал благо¬ дарственное] письмо Георгию Конст. Властову, автору Свящ[енной] Летописи, приславшему недавно в подарок первую книгу толкований на пророка Исайю и очень лестное письмо; послал ему и две книжеч¬ ки перевода на яп[онский] язык его толкования на кн. Бытия.
13/25 Октября 1898.
Вторник.
Учитель гимнастики Курата Павел приходил принять благосло¬ вение; на днях крестился в церкви Коодзимауи [?], наставленный в учении катехизатором Николаем... говорит, что чувствует себя впол¬ не счастливым, и это видно по его лицу и всем его речам. Это радост¬ ное, просветленное состояние духа - обычное явление у всех новых христиан по принятии крещения; не явное ли это чудо благодати Бо- жией? Не то же ли, что у нашего Св. Кн. ...Владимира: «теперь-то я [увидел] Бога истинного»? Жаль, что потом часто это праздничное состояние души скоро проходит.
18 Октября / 9 Ноября 1898.
Среда.
<...> До сих пор у нас с Накаем при переводе возникают грамма¬ тические споры. Странное явление, и нигде нет его как здесь: Накай считается одним из очень ученых людей, но не установлен в принципах своей грамматики, да так, что постоянно у нас меняются правила: что счи¬ талось правильным год, даже полгода тому назад, потом херится и изго¬ няется как неправильное. Почему?
- Грамматика так велит.
Отчего же она давеча это не велела?
Накай молча улыбается или супится на это.
Я должен перечитать накопившиеся в последние два десятилетия японские новосочиненные грамматики, что и начал сегодня.
25 Окт[ября] / 6 Ноября 1898.
Воскресенье.
<...> Mr Jefferys не упустил случая польстить:
Я думаю, что Япония будет православной.
Почему же вы так думаете?
Потому что японцы - большие патриоты, а у православных пор¬ трет императора всегда следует за иконой Спасителя и Богородицы.
Огляните мою комнату, - где же портрет императора? И т. д.
Я удивился, что даже Jefferys... и тот безнадежно заражен предрас¬ судком о нашей царелатрии [?].
10/22 Декабря 1898.
Четверг.
<...> О[тец] Архим[андрит] Сергий принес для прочтения письмо Епископа Антония (Храповицкого), ректора Казанской Дух[овной] Академии, в котором изложено завещание ему недавно умершего епископа Михаила (Грибановского). Главная мысль в завещании: «установить церковь на канонических началах». Но теперь Церковь разве сдвинута с них? Если да, то как остается православною? Нет, твердо стоит она, непобедима даже и для «адских врат». - Разумеют эти... мечтатели и пессимисты, вероятно, возврат к патриаршеству. Но это невозможно и не нужно. Будто патриаршество - канонизм? Но его не было при Апостолах и в первые века. Явилось оно как необходимое, но не как непременное, - иначе не позволили бы Восточные Патриархи учреждения у нас Св. Синода. И Синод был, действительно, своевременно учрежден. Одного лица было недостаточно для управления всею Церковью. Не сошлются ли на Папу? Но там не Папа управляет, а целая система; попробовал бы Папа не подчиниться этой системе, он бы тотчас и в Папах не оказался. У нас при царе Алексее и Николае разве система была? И Никон разве хорош был? В отношении к царю он, наверное, и м[ожет] б[ыть] оправдан, хоть с натяжками, в отношении же к Церкви никак. И разве желательно повторение подобного самодурства, соединенного с расстройством Церкви? Потому Петр был мудр, позаботившись об уничтожении единоначалия в общем управлении всей Церкви. - Но ныне пришло время продолжить преобразования в церковном управлении, нисколько не нарушая канонов. Как? Господь знает как! Но нынешнего Синода недостаточно для доброго управления Церкви - это очевидно. Истинная христ[ианская] церковь должна радеть о просвещении язычников христианством, но кто же в Синоде озабочен этим? Никто, и идет это дело плохо. Правосл[авная] Церковь должна простереть руку к тянущимся к ней старокатоликам и лучшей части протестанства, но кто же хочет это¬ го? Один генерал (Киреев) [?]. Церковь должна усилить учительство в виду удушающего невежества и суеверия народа - но Дух[овной] Учебной Комиссии разве достаточно для этого? Итак, что же делать? По-моему, собрать собор всех правосл[авных] Российских епископов и определить на нем:
1. Синод сделать состоящим не из переменных епископов, а из постоянных членов. Куда епископам епархий заседать в Синоде, когда у них целый воз собственных дел? Оттого и епархии терпят от недосмотра и вся церковь от недогляда. Не смущаться тем, что епископы - члены Синода не будут именоваться по епархиям, которых у них не будет. <...>
2. Епископы, члены Синода, д[олжны] б[ыть] избраны всею церко¬ вью, и д[олжны] б[ыть] избраны для сего мудрейшие между ними, замет¬ ные как путные администраторы. Цвет ума, сил... должен стать во главе Церкви. Царь, разумеется, на это с радостью пойдет - нужно только ра¬ зумно представить ему это. Какой же у нас царь был против Церкви или не позволил что доброе в Церкви?
3. Прилично быть столичному Митрополиту председателем Синода, но тогда у него должны быть три викария для ведения епар¬ хиальных дел, чтоб от занятий его Синод[альными] делами не было ущерба его епархии.
4. Общее заседание всех членов Синода для вершения особенно важ¬ ных дел должно быть в определенные дни,
Но [пункт] 5. 12 членов Синода д[олжны] б[ыть] разделены по крайней мере на четыре части: (1) Три человека для ведения текущих дел Русской Церкви. (2) Три - для ведения миссионерства внутрен¬ него - среди раскольников, инославных, буддистов и магометан в пределах России. (3) Три для управления миссионерства загранич¬ ного - среди католиков, старокатоликов и протестантов в Европе и Америке и язычников в Азии и проч. (4) Три для ведения просвети¬ тельной части среди православных (того, чем теперь заведует Дух[овное] Учебн[ое] Управление). Должны быть четыре присутств- [енных] места и канцелярии, с нужным только числом чиновников. <...> Хотя бы в этом роде. Против канонов - ничего, а улучшение было бы значительное.