laplandian: Иисус Навин: нацист или революционер?

Jul 02, 2014 14:46

Originally posted by laplandian at Иисус Навин: нацист или революционер?
Иисус Навин, Йеошуа бин Нун или Йуша ибн Нун - один из немногих библейских персонажей, уважаемых во всех трех основных авраамических религиях. В православной и католической традиции этот человеек считается праведным прообразом Христа. В пятой суре Корана упомянуты два богобоязненных ( Read more... )

Leave a comment

laplandian July 7 2014, 21:05:23 UTC
Некоторая несводимость здесь в другом. Хейн, Амиэль, Ашлаг, Тамарес, Александров и прочие раввины проанархического толка действительно соотносятся с хеседом. Поэтому они, похоже, сами стесняются завоеваний Йошуа и обходят их стороной.

С другой стороны, среди довольно многих библейских историков распространена теория, согласно которой евреи возникли как особая группа в ходе крестьянской революции внутри Ханаана. Беглые египетские рабы, то-есть привычные евреи классического иудаизма, просто мимо проходили и послужили катализатором распространения новой религии. Проблема в том, что работы сторонников этой модели густо замешаны на библейской критике и далеки от традиции. Йошуа в этой теории вообще фигурирует как собирательный мифологический образ, а не историческая личность, а посвященная этому персонажу книга рассматривается как сборник многократно искаженных баек.

Анархическую трактовку вполне можно совместить с гвурой. Вспомним Махно и Дуррути. Но Йошуа как Махно трудно сочетается с мирными утопическими идеями вышеозначенных раввинов.

Сегодня эти вещи пытается сочетать склонный к анархизму и культуре хиппи Артур Грин. Но он реконструкционист, Танах не считает особым священным текстом, поэтому для него отрыв от традиции не проблема. Легко понять, почему сторонником этой идеи был Михоэл Астур - идишист, активный антисионист и территориалист, друг левого эсера, практического революционера, бывшего ленинского наркома и соблюдающего еврея Исаака Штейнберга. Представление об еврействе как боевом революционном крестьянском движении вполне соответствует попыткам создать ненационалистическую альтернативу сионизму в Суринаме или другом месте.

Как Вы, наверное, не раз уже замечали в прошлых дискуссиях, я люблю заниматься совмещением внешне трудно совместимого, хакерством от религии. Меня больше интересуют обходные пути, исключения и дыры, выворачивание очевидного наизнанку и барочные архитектурные построения. Очень нетрадиционная библейская критика действительно как-то не очень сочетается с хабадским утопизмом Хейна. Но можно сделать такой ход, IMHO.

Reply

nedosionist July 8 2014, 04:08:12 UTC
я люблю заниматься совмещением внешне трудно совместимого ... выворачивание очевидного наизнанку и барочные архитектурные построения
Да, это сложно не заметить. :) Это все как раз неплохо. Но не всякий парадокс теологически верен, возникает вопрос о критериях годности. За те пару лет, пока Вы улучшали семейное положение (мазл тов опять!), и оккупировали Стенную улицу, я кое-что накопал в этом направлении. Посмотрите у меня по тагу juxtaposition, начиная с Брахот2; возможно, Вам это может пригодиться.

Reply

laplandian July 8 2014, 14:08:21 UTC
В теологическом плане тут фишка в том, что данная на Синае изначальная Тора из мира Ацилус была именно анархической, основанной на радикальном равенстве, свободе и отсутствии частной собственности. По крайней мере, такой вывод следует из прямых утверждений ряда каббалистов и хасидских ребе, что в этой Торе были неактуальны заповеди "не укради" и "не прелюбодействуй".

После греха золотого тельца Моисей понял, что люди на этом уровне удержаться пока не могут, разбил скрижали высшей Торы и транслировал ее на более низком уровне физических правил. Хотя тут есть тоже разные теории. Ритво и р. Йонасан Эйбешиц, к примеру, утверждают, что в каждом вопросе Торы есть 49 ворот запрета и 49 ворот разрешения, которые в теории могут раскрываться по-разному даже в историческом времени. Но на практике динамика пока минимальна.

Нынешняя Тора мира Брия, упавшая в клипу материальных ограничений, призвана послужить трамплином для достижения более высокого уровня мессианской Торы, в которой "мир свободы" Ацилус раскроется даже выше, чем на Синае.

В результате возникает внутренний конфликт между "механической" Торой галахи и живой динамикой изначальной Торы личной свободы и откровения. Рав Кук в этом ключе объясняет раннее христианство, саббатианство и современные радикальные движения антирелигиозного толка. Чем быстрее вертятся колеса Эсхатона, тем ярче в духе людей горит искра примордиальной Торы. Поэтому радикальные движения, даже откровенно враждебные внешней оболочке иудаизма, порой выражают стремление раскрыть внутреннюю Тору.

Отсюда возникает вопрос о статусе людей, которые не могут жить по навязанным извне правилам. Целый ряд известных цадиким заявили, что уже закончились все сроки и мессианское избавление должно давно прийти. Что такое сегодня грех ради небес и во имя избавления? Как относиться к удивительному утверждению вполне ортодоксального турецкого каббалиста Хаима Палладжи, который еще в 19 веке заявил, что саббатианское движение не следует хвалить, но не следует и проклинать?

Сатмарский ребе, как известно, считал, что сионизм затормаживает Избавление. Можно это истолковать так, что эта идеология использует мессианский драйв к свободе, но направляет его в сторону ограниченного небольшим куском земли мелочного национализма. Исаак Штейнберг толковал известный мидраш о том, что "в будущем Святая Земля распространится во всех странах" как конгруэнтность или даже тождество общечеловеческого революционного социализма, устраняющего преграды между народами и культурами, и мессианского избавления. Сатмарский ребе с такой трактовкой вряд ли бы согласился, но можно и Рамбама, как известно, превратить в каббалиста.

Яков Исроэль де Хаан, чрезвычайно колоритный трагически погибший товарищ, рассуждал примерно также, судя по довольно скудным сохранившимся данным. Примерно такие люди мне интересны, безбашенные, а не мейнстрим.

Reply

nedosionist July 9 2014, 01:01:13 UTC
С начальными утверждениями о Торе и Моше у меня есть разногласия, с остальным я в основном согласен, даже если не в деталях, то в мотивации, с оговорками. :) См. " Устная Тора"

Отсюда возникает вопрос о статусе людей ... мессианский драйв к свободе ... стремление раскрыть внутреннюю Тору
Я на это ответил в " Иудаизм как метарелигия".

Как относиться ... заявил, что саббатианское движение не следует хвалить, но не следует и проклинать
Шолем сотоварищи прослеживают интеллектуальную генеалогию хасидизма к франкизму и саббатианству. Относиться к ним можно как к ступени роста.

Социализм в общем-то аналогично: "эта идеология использует мессианский драйв к свободе, но направляет его в сторону".

Reply

laplandian July 9 2014, 20:10:01 UTC
Про многие разновидности как называемого социализма - вполне согласен. Задача, на мой взгляд, как раз состоит в создании мессианского социализма, вместо его материалистических и тоталитарных разновидностей.

Reply

laplandian July 9 2014, 20:18:35 UTC
Про Тору и Мойше - это, конечно, радикальная теория, с которой многие не согласятся. Одним из ее ярких сторонников был ребе из Радивилова, автор книги "Ор Ицхок". Как раз недавно, на Швуэс, доводилось читать листовки с агитацией приобщения к наследию Балшемтова в канадском хасидском местечке Кирьес-Тош, где еще более интересная теория излагалась на основе книг Комарнер ребе, с двумя ступениями превращения первобытной антиномической Торы в конкретный свод законов.

Reply

nedosionist July 9 2014, 20:45:24 UTC
Вы в этом треде ссылаетесь на экзотических хасидских ребе, и в целях ликбеза очень кстати оказались были бы линки.

с двумя ступениями превращения
А в чем промежуточная степень?

изначальная Тора из мира Ацилус ... основанной на радикальном равенстве, свободе и отсутствии частной собственности ... такой вывод следует ... в этой Торе были неактуальны заповеди "не укради"
Так вот, с учетом моего поста, возражение у меня в том, что Вы рассматриваете Ацилут-Тору как количественно отличную, а не качественно: т.е. убрали пару заповедей, но, мол, это явление того же рода. Этот вывод "не следует" из Ваших посылок. "Неактуальность" этих заповедей (с чем я согласен), как и многих прочих - примерно того же рода, как их неактуальность для законов гравитации.

Reply

laplandian July 11 2014, 15:32:12 UTC
Линки я на досуге приведу, хотя я привел пару книг, которые продаются в хасидских книжных магазинах Бруклина, но в Интернете могут быть неизвестны.

Упомянутые мной авторы приводят вполне конкретные примеры поведения, которое по Торе мира Ацилус было вполне дозволенным и даже заповедью. К примеру, женитьбу Якова на двух дочерях (что Тора мира Брия запрещает), Довида с Басшевой и тому подобное, преимущественно сексуального характера. Ребе из Радивилова - вполне известный у сатмарских и чернобыльских хасидов, а не экзотический автор - отрицает по той же причине восстановление жертвоприношений в мессианскую эпоху и сомневается в восстановлении физического храма. Ребе Нахман из Брацлава сказал сам про себя, что мог бы при надобности совершить самый большой грех без каких-либо последствий или соблюдать субботу на духовном уровне, вне галахи.

Впрочем, все эти авторы указывают, что негалахическое поведение предполагает качественный скачок сознания или духовного состояния. В Вашем примере с гравитацией, можно полететь в космос или несколько минут висеть в невесомости на летящем по параболе самолете, но прыгать с небоскреба на асфальт не стоит. Еврейский антиномизм в этом плане очень похож на суфийский, а не на христианский отказ от закона. У суфиев тоже нормативное поведение управляется шариатом, но при достижении более высоких уровней сознания или в особых ситуациях раскрывается негалахический хакикат.

Reply

nedosionist July 15 2014, 04:02:49 UTC
поведения, которое по Торе мира Ацилус было есть: широко утверждается, что она неизменна.

предполагает качественный скачок сознания или духовного состояния
Да, видимо именно так, в этом и суть. Поэтому я написал, что иудаизм - это религия для пророков

отрицает по той же причине восстановление жертвоприношений в мессианскую эпоху
Интересно, что Вы выбрали этот пример. Я тут недавно как раз написал о жертвоприношениях. Совершенно неясно, как на это правильно отвечать, попробую в квази-талмудической форме:
Если мессия не восстановит жертвоприношения, то он не мессия. И если он восстановит жертвоприношения, то он не мессия. Это не противоречие: в одном случае речь о жертвоприношениях Бар-Камца, а в другом о жертвoприношениях Элиезара.

Ребе из Радивилова - это Rabbi Asher Lippman Zarchi?

Reply


Leave a comment

Up