Неделя о Страшном Суде, или Апокалипсис в богослужении Русской Церкви

Feb 19, 2017 02:03

Оригинал взят у expertmus в Кто не верит в Страшный Суд, или Апокалипсис в богослужении Русской Церкви

«Суд им давно готов, и погибель их не дремлет» (2 Петр 2, 3)



Земля отдает мертвыя. Композиция "Страшный суд".
Фреска. Фрагмент.
1408 г.
Прпп. Андрей Рублев и Даниил Черный.
Успенский собор во Владимире.
Копия Н.В. Гусева. Музей имени Андрея Рублева.
См. также: 600 лет фрескам прп. Андрея Рублева в кафедральном Успенском соборе (Владимир)

К сожалению, нередко можно встретить ссылки на мнимое умаление Апокалипсиса в православном богослужении, как, например, прот. Андрей Кураев в одной из книг в главе под красноречивым названием «Почему в храме не читают Апокалипсис?» пытается утверждать, что «Церковь никогда не читает Апокалипсис во время своих богослужений» (Кураев А. О нашем поражении. Христианство на пределе истории. М., 2004). На самом деле, согласно действующему Типикону, Апокалипсис читается по воскресным дням Великого Поста на «великом чтении» в составе всенощных бдений (между вечерней и утреней) в качестве первого уставного чтения (по 4-5 глав):
«И благословение хлебов, и чтение послания соборнаго Иаковля.
[Зри] от сея же недели начинаем чести на утренях недельных седмь посланий соборных, и 14 посланий святаго апостола Павла. Откровение Иоанна Богослова. Чтем же их на бдениих недельных, прежде иных чтений, до великия святыя недели пасхи. В 50-цу же всю Деяния святых апостол чтем в неделях, якоже предписася.
[Зри] от сего же бдения начинаем чести толкования Иоанна Златоустаго, евангелие еже от Матфеа, от 13 слова первыя книги. Оставшая же Богослова чтем во 12 днех по Христове Рождестве. В весь же месяц сей, и вторый, совершаем обе книги толковательныя, 1-ю и 2-ю, на чтениих утренних, до исхода месяца августа: кроме егда прилучится житие некоего святаго, тогда оставляем, и чтем житие святаго» (Типикон на Неделю всех святых).

Уже в Евергетидском Типиконе сер. XII в. была зафиксирована богослужебная практика чтения Апокалипсиса на «великом чтении» после отпуста вечерни (Скабаланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Вып. II. Киев, 1915. С. 190). Во всех списках Иерусалимского Устава, начиная с древнейших (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 23, 66; Кекелидзе. Литургические грузинские памятники. С. 317-318) и вплоть до современного печатного Типикона Русской Православной Церкви Апокалипсис неизменно указан в составе «великого чтения». Все ранние списки Апокалипсиса до начала XV в. содержат толкования Андрея Кесарийского, включая старший список Апокалипсиса (БАН. собр. Н.К. Никольского. № 1), созданный в Новгороде пономарем Тимофеем. На рубеже XIV-XV вв. количество списков Апокалипсиса на Руси резко возрастает, причем появляются тексты Откровения без толкований, характерные для младшей редакции (известно 16 отдельных рукописей XV в., не считая сборников). В этой связи стоит упомянуть рукописи боснийского происхождения кон. XIV-XV вв. с текстом Апокалипсиса без толкований - Хвалов сборник (Новый завет с Псалтирью, 1404 г.) в Болонском университете, Апокалипсис «христианина Радослава» сер. XV в. в библиотеке Ватикана и др.

Наиболее вероятной причиной всплеска интереса к Апокалипсису стал переход Русской Церкви на Иерусалимский Устав при митрополите Киприане. Как показал в своем недавнем исследовании проф. Олег Германович Ульянов, именно свт. Киприан предпринял полномасштабную литургическую реформу на Руси, взяв за основу Διάταξις της θείας Λειτουργίας патриарха Филофея, который, в свою очередь, опирался на сводный Иерусалимский типикон в редакции патриарха Афанасия I (1289-1293, 1303-1309). Заслуживает внимания, что в списке Служебника митрополита Киприана, содержащем указание на дату его создания в 1397 г. (ГИМ, Син. 601/344, Л. 72), впервые было употреблено словосочетание «Страшному Судищу Твоему» (τῶϕοβερῶ σγ βήματι) вместо «престолу», для чего было использовано первоначальное значение слова βήμα - «судейское место» (Ульянов О. Г. Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане (к 600-летию преставления святителя) // Человек верующий в культуре Древней Руси. Материалы международной конференции СПбГУ 5-6 декабря 2005 г. СПб., 2005. С. 88-100). Особый интерес в рамках темы вызывает композиция на Л. 180 знаменитой Киевской Псалтири 1397 г., написанной протодиаконом Спиридонием для смоленского еп. Михаила, где изображено «второе и страшное Христово пришествие» с благословляющим обеими руками Спасом в миндалевидной мандорле, поддерживаемой ангельскими силами и опирающейся на львиный маскарон.



Страшный суд.
Миниатюра Киевской Псалтири.
1397 г.
Киев.
Спиридоний.
24.5 × 30.
РНБ. ОЛДП. F 6. Л. 180.

В верхней части миниатюры (см. илл.)  представлен Христос в образе судии мира, фигура Которого заключена в голубое сияние, вокруг стоят ангелы в лоратных одеждах с жезлами, а по сторонам - Богородица и Предтеча. Во втором регистре изображены апостолы Петр и Павел, Марк и Матфей, Филипп и Фома. Еше ниже написаны лики святых, каждый из которых представлен одной или двумя фигурами: святители, мученики, преподобные, праведные жены и миряне. В правом нижнем углу написаны Богоматерь на престоле и благоразумный разбойник в раю.

Близкое изображение Спаса Эммануила в окружении сонма ангельских сил и ликов святых изображено на знаменитом ватиканском саккосе (см. илл.) свт. Григория Паламы (?), сходство с которым усиливает аналогичное изображение благоразумного разбойника в составе всей композиции (Millet Gabriel. La dalmatique du Vatican. Les élus images et cro­yance. Paris, 1945. P. 46). Еще одной аналогией является изображение Христа «Великого Архиерея», по сторонам которого склонились ангелы с рипидами и отцы Церкви, на хиландарской катапетасме 1399 г. (Millet G. Broderies religieuses du style byzantin. Paris, 1947. P. 76-78).



Саккос св. Григория Паламы (?).
XIV в.
Фессалоники.
162 х 144.
Ватиканский музей.

Одновременно с переходом на Иерусалимский Устав в богослужении Русской Церкви при митрополите Киприане в древнерусском искусстве получает распространение тема Апокалипсиса, а в качестве средника полнофигурного деисусного чина в составе высокого иконостаса в русских храмах появляется уникальная иконографическая композиция «Спас в силах». Впервые на Руси Апокалипсис был изображен в росписи великокняжеской домовой Благовещенской церкви, выполненной в 1405 г. Феофаном греком, старцем Прохором и чернецом Андреем Рублевым, что сразу было отмечено в послании Епифания Премудрого. Чуть раньше, согласно летописным данным, в Тверь была прислана из Константинополя икона Страшного Суда в 1398-1399 гг.
Иконографический тип, именуемый «Спас в силах», пред­ставляет собой изображение сидящего на престоле Христа в окружении небесных существ и символов. Десницей Христос благословляет, а шуйцей придерживает стоящую на колене раскрытую книгу с текстом. Его фигура выступает на фоне красного ромба, вписанного в синий овал «славы», в котором видны изображения шестикрылых небесных существ. Славу прорезает большой крас­ный прямоугольник с вогнутыми сторонами, в углах которого изоб­ражены ангел, орел, лев и телец. Ноги Христа опираются на под­ножие, несомое существами, имеющими вид красных колес со множеством глаз и маленькими крыльями.

Само название «Спас в силах» не встречается в надписях на иконах и редко - в описях церквей. Правда, в описи Благовещенского собора Сольвычегодска 1579 г. упоминается «Спасов образ, видение Иезекиилево», которое служит подсказкой для источника иконографии - видение пророка Иезекииля. В этом пророчестве говорится о явлении Бога в виде сидящего на престоле человека, окруженно­го огнем и сиянием, в сопровождении четырех животных, каждое из которых имеет по четыре лица, и колес, усеянных глазами (Иез 1, 4-28; 10, 1-22). Сходное по содержанию явление описано в Апокалипсисе (Откр 4, 2-9). Изображения сидящего на престоле Христа во славе, с фигура­ми ангела, орла, льва и тельца встречаются на христианском Вос­токе уже в V-VII вв. Помещаются они в апсидах церквей. Особенно широкое распространение получил этот сюжет под названием Maiestas Domini (Божественное величие) на Западе, где он в IX-XIII вв. становится обычным в конках алтарных апсид, на переплетах или титульных листах рукописных евангелий, а с XII в. - в монументальной скульптуре в тимпанах над главными порталами церквей. Популярность Maiestas Domini была во многом обусловлена тем, что уже с V-VI вв. в римском богослужении предписывается общественное чтение Апокалипсиса при богослужении в период от Пасхи до Пятидесятницы. Об этом говорит 17 правило Толедского Собора 633 г. (Скабаланович М. Указ. соч. Вып. III. С. 43), в котором приводится ссылка на авторитет многих церковных соборов относительно необходимости чтения Апокалипсиса. В XIV-XV вв. произведения на этот сюжет на Западе появляются уже крайне редко. В искусстве стран византийского мира Maiestas Domini почти полностью исчезает с VII в. и вплоть до XVI в., когда этот сюжет вновь появляется в росписях малых куполов афонских цер­квей (Millet Gabriel. La dalmatique du Vatican. Les élus images et cro­yance. Paris, 1945. P. 46).

Для данной темы существенно, что чтения из пророка Иезекииля отсутсвовали в Церквах, пользовавшихся Студийским Уставом. Зато в Иерусалимской Церкви уже в IX-X вв. в чин богослужения Страстной недели входили чтения из первой главы Иезекииля (Дмитриевский А.А. Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X вв. Казань, 1894. С. 41, 59). С принятием Русской Церковью Иерусалимского Устава при митрополите Киприане чтения из первой главы Иезекииля вошли в русское богослужение, где раньше их не употребляли, судя по паремийникам XII- XIV вв. (Григоровичев паримейник. В сличении с другими паримейниками издал Роман Брандт. Вып. 1-3. М., 1894-1901). Именно это, наряду с распространением богослужебного употребления Апокалипсиса, и привело к появлению на Руси на рубеже XIV-XV вв. иконографии «Спас в силах» (см. илл.), которая заметно отличается от композиции Maiestas Domini слож­ной формой сияния вокруг фигуры Христа, а также наличием ко­лес, которые встречаются только в ранних изображениях видения Иезекииля.



Спас в силах.
Начало XVI в.
Ростовская школа.
137 х 97.
Икона происходит из церкви с. Чернокулово Юрьев-Польского района Владимирской области.
Поступила в музей имени Андрея Рублева в 1966 г. из частного собрания.
ЦМиАР. КП 323.
Сохранность: икона внизу опилена, десница почти полностью утрачена (запись XVIII в.), вставка в нижней части (на ноге и одеждах), поздние вставки по стыку досок.

Глубокий темно-синий и зеленый цвета Божественного мрака в сочетании с контрастирующим с ними насыщенным красным, светло-желтым, желто-оранжевым и золотом нимба порождают эффект радужного сияния Спаса.



Большой красный прямоугольник, в углах которого изображены символы евангелис­тов - это вселенная с четырьмя странами света, исполненная огня - Святого Духа, на которую распространяется власть Бога и учение Христа. Небесно-синий овал «славы», наполненный изоб­ражениями крылатых херувимов, - это Небесная обитель, которой принадлежит Христос.



Внутренний красный ромб - пламя из середины огня, о котором пишет Иезекииль: «И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня» (Иез 1, 4-5). «А над сводом... было подобием престола по виду как бы из камня сапфира; а над подо­бием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него» (Иез 1, 26-27). На большинстве икон «Спаса в силах» все четыре угла ромба и нимб касаются внешнего края овала, так что окружающее Христа пламя оказывается равновеликим сфере. Лишь на иконе «Спас в силах» в составе нынешнего деисусного чина домового Благовещенского храма Московского Кремля пламя находится посредине огня, в точном соответствии с текстом пророчества, поскольку очертания внутреннего ромба не выходят за преде­лы красного прямоугольника вселенной.

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.



Андрей Рублев, Русская Православная Церковь, СМИ о ЦМиАР, лекторий, фрески, иконопись, древнерусское искусство, Музей имени Андрея Рублева

Previous post Next post
Up