Икона Божией Матери «Одигитрия» - «Неопалимая Купина» - «Целительница» - «Скоропомощница»

Dec 17, 2009 17:17



Тропарь Божией Матери пред Ея иконой, именуемой Одигитрия» - «Неопалимая Купина» - «Целительница» - «Скоропомощница», глас 4:

Днесь вернии людие духовно торжествуем,/ Заступницу рода христианского прославляю­ще,/ и ко Пречистому Ее образу притекающе,/ взываем сице:/ О, премилостивая Владычице Богородице,/ подаждь нам нечаянную радость,/ обременным грехи и скорбьми многи­ми,/ и избави нас от всякого зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,// спасти души наша.

Сегодня, в день праздника св. Вмц. Варвары († ок. 306) на Руси, как встарь, крепкие морозы, и тут же вспоминается народная пословица: «Трещит Варюха - береги нос да ухо». До чего же любовно, как своих родных, русский народ именовал почитаемых христианских святых! Знать, сильна была вера и чтились угодники Божии. А нынче вовсю старается враг, истребляя благоговейное отношение к святыням, сея раздор и шатание и внося смуту в сознание многих православных всякими «документальными разоблачениями».  
Имя Владыки Илии (Карама) тесно связано со спасением России во время Второй Мировой войны, когда очень немного истинных друзей оставалось у нашей страны. Патриарх Антиохийский Александр III обратился в первые дни войны с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Были великие молитвенники и на Руси, такие, как иеросхимонах Серафим Вырицкий, который тысячу дней и ночей стоял на молитве о спасении страны и народа России ( http://expertmus.livejournal.com/39924.html). Промыслом Божиим для изъявления воли Божией и определения судьбы страны и народа России был избран друг и молитвенник за нее из братской Церкви - Митрополит гор Ливанских Илия (Карам). Когда в 1941 г. фашисты были под Москвой и уже обозревали в бинокли столицу, Владыка Илия ушел в затвор, постом и слезной молитвой испрашивая помощи для России. Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе сама Божия Матерь и объявила, что он избран для того, чтобы передать определение Божие о России. См. Празднование Казанской иконе Божией Матери: http://expertmus.livejournal.com/43207.html. Слава Богу, сохранились свидетельства об этом известных священнослужителей Русской Православной Церкви, таких как протоиерей Василий Швец (см. видео).

image Click to view



В последнее время в нашей Церкви с притоком младоархиереев и младостарцев, не имеющих никакого опыта молитвенного подвига ( http://expertmus.livejournal.com/42906.html), усилились нападки на почитаемых русским народом Божьих людей. Коснулись эти козни и славного имени Владыки Илии (Карама), о котором появились «разоблачительные» статейки. Их автор о. Андрей Кураев, недавно возведенный новым Патриархом в протодьякона, задался целью «развенчать миф» о Вл. Илии (Караме) как молитвеннике за Россию, смея заявлять, что всё это байки, сочиненные чуть ли не самим Митрополитом гор Ливанских в корыстных целях. При этом в кураевских статейках применена хорошо отлаженная его единомышленниками и «заказчиками» методика, когда реальные исторические факты дезавуируются с помощью ссылок на уцелевшие архивные дела. Свидетелей минувшего уже нет в живых, архивы подчистили, так что сейчас простор для всяких там борцов с «фальсификациями истории». «Здесь так написано!» - как часто приходится слышать этот фарисейский аргумент на многих научных и богословских форумах, конференциях и т.д. Странно, как это они еще до Евангелия не добрались…

Вспоминается в связи с этим одна давняя, по-женски остроумная догадка Надежды Тэффи. В 1919 году в Константинополе, после потопа, изгнания белых и вступления России в пер­вый круг мучений, она сочинили сказку-аллегорию «На скале Гергесинской». Предположив, что на Востоке стада едва ли были однородными, что вместе со свирепыми сви­ньями, в которых и вошли бесы, паслись кроткие и напу­ганные овцы, Н. Тэффи представила весь их трагический бег к пропасти, неизбежно    возникающий «конфликт» между «хрюкающими и направляющими» свиньями и «кроткими и напуганными» овцами. Как ни грозен и сви­реп был директивный нажим «хрюкающих и направляю­щих», как ни заимствовали они множество соблазняющих словес, близких к «овцам», но кроткие и напуганные посте­пенно стали роптать, недоумевать: зачем им это безумие, какой коренной интерес гонит и их к пропасти?

Остается надеяться, что великие молитвенники за землю Русскую сделают это прозрение всех и каждого неподвластным очередным «чародействам» бесов.

В день праздника св. Вмц. Варвары будет уместно поведать об одном из чудесных явлений этой почитаемой всеми христианами святой в XX веке тому самому Митрополиту гор Ливанских Илии (Караму), имя которого стало подвергаться злобному поношению «профессором МДА» Кураевым. Речь пойдет еще об одной иконе Пресвятой Богородицы «Одигитрии», прославившейся столь же широко на Православном Востоке, как и Чудотворная Корсунская икона Богоматери «Одигитрии» в Торопце.



В 1554 г. в ливанском селении Рихание сгорела цер­ковь, но огонь не коснулся ни Святых Даров, ни чтимой иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрии». И вот тогда церков­ные власти присоединили ей еще именование «Неопалимая Купина». Народ стал с почитанием и верою прибегать в молитвах к святой иконе, получая утешение. Как-то была там моровая язва и чума. Множество людей умирало. Епископы с клиром стали обходить зараженные места крестным ходом с этой святой иконой. И где она проходила - эпидемия прекращалась сразу. Видя это чудо, церковные власти еще присоединили ей именование «Целительница». Люди во множестве стекались к святой иконе в раз­ных нуждах своих и получали по вере и молитвам скорую помощь и просимое. И тут снова церковные власти положи­ли дать ей наименование - «Скоропомощница».

Когда епископ Илия был поставлен в Ливане митро­политом, он поехал в объезд своей митрополии и, конечно, был в Рихание. Митрополит Илия глубоко чтил Пресвятую Бо­городицу и всюду, где видел Ее иконы, с великим умиле­нием служил молебны. Уезжая из Рихание, он благословил народ, и вдруг жи­тели-прихожане сказали ему, что просят его принять от них эту святую икону,- они видели, какое благоговейное молитвенное почитание имеет он к ней. Владыка удивил­ся и смутился, как это - «своя святыня», и вдруг расстают­ся и отдают ему. Но люди настаивали и говорили, что только просят митрополита не забывать их и в молитвах перед святою иконою. Он был чрезвычайно растроган и принял с несказанной радостью этот святой дар от благоче­стивых людей, которые все уверяли его, что такова воля самой Пречистой. Вернувшись, он устроил святую икону у се­бя в митрополии и ежедневно пел перед ней молебен с ака­фистом - параклис.

В 1939 г. на 6 неделе Великого Поста матуш­ка игумения Мария, шотландка по происхождению, получила из Бейрута телеграмму от од­ного благочестивого знакомого араба с просьбой приехать в Бейрут, чтобы принять от митрополита Илии (Карама) икону. При передаче святой иконы митрополитом Илией в Бей­руте выдана грамота, где сказано, что эта икона передается игумении Марии и Гефсиманской обители в собственность и что име­нуется она - «Одигитрия», «Неопалимая Купина», «Целительница», «Скоропомощница». Икона пребыла в Гефсиманию за 2 дня до Лазаревой Субботы, престольного праздника в Вифании, и святой образ поместили в Гефсиманской церкви св. Марии Магдалины, где первый духовник обители о. Серафим отслужил перед ней молебен. Батюшка страдал раком желудка, ожидая кончины со дня на день. Когда же после молебна он помолился еще о даровании ему милости Божией дожить до светлого праздника Пасхи, то внезапно почувствовал исцеление. С того дня он прожил больше 10 лет. Это было первое чудо, явленное по молитве перед этой иконой в Русской Гефсимании. За ним последовали другие: темная, почти черная икона вскоре в ночь со Страстной Пятницы на Субботу самообновилась, стала мироточить, и притекающие к ней с верой и молитвой получали исцеления.
Прошли годы, и однажды, когда в Гефсиманской обители праздновался «Акафист Пресвятой Богородицы»,  святая икона, вся в цветах, была вынесена на средину храма для тор­жества. Вдруг стук... Двери церковные открываются, и, предшествуемый кавасом с булавой, входит митрополит Илия, подходит прямо к иконе, кланяется ей многократ­но, со слезами прикладывается к образу Пречистой. По-арабски прочел он тропарь и снова кланяется, а слезы льются из глаз. Затем он благословил всех сестер и сказал: «Теперь я вижу и понимаю, почему Владычица пожелала пребывать здесь среди нас, сестры. Она видит вашу любовь к Ней, вашу веру и слышит молитвы ваши и воздыхания. А вот сейчас я вам скажу, о чем не говорил прежде. Когда эта святая Икона пребывала у меня в митрополии, я ежедневно пел перед ней параклис и часто прибегал к ней, ища вра­зумления и помощи в разных случаях и делах. Я почитал эту святую Икону великим сокровищем. Но произошло следующее: после вечерней молитвы я заснул и увидел сон, как некое ясное видение. Явились мне две святые Великомученицы Екатерина и Варвара, назвав себя по имени, и сказали, что Пресвятая Богоро­дица велит мне передать эту святую икону в Палестину игумении Марии и там она должна пребывать. Проснув­шись в некоем страхе, я начал рассуждать о виденном и о повелении Богородицы. Подошел к иконе, помолился и по­думал, что ведь это лишь сон и кто это игумения Мария? Я никогда не слыхал о ней. Как будто успокоилось мое сердце. Но сон этот снова повторился, причем святые му­ченицы сказали, что я непременно должен исполнить веленное. Придя в себя, я был в страхе, и стал думать, как тяжело будет мне расставаться со святой иконой. Тут я решил отдать другую икону «Одигитрии», похожую на эту, но немного меньше. Снова являются мне святые мученицы и повелительно говорят, что я немедленно должен исполнить волю Пречистой Девы Марии, иначе понесу наказание от самой Богородицы за ослушание. В трепете я проснулся, сразу же бросился перед святым образом на колени и со слезами умолял простить меня, обещая без промедле­ния все исполнить. И успокоилась душа моя, хотя очень сожалел я, что Владычица берет от меня свой чудный образ. С утра я стал всех спрашивать, не знает ли кто игумении Марии в Палестине? Один мой близкий друг сказал мне, что хорошо знает игумению Марию. Я просил его сейчас же сообщить ей, чтобы она приехала принять святой образ Владычицы. Так исполнил я волю Царицы Небесной: и теперь мне ясно, что Она пожелала пребывать среди вас, сестры, с ва­шей Матерью игуменией. Прошу вас, поминайте меня, многогрешнего, в ваших святых молитвах у этой святой Иконы». Владыка митрополит Илия плакал, и все сестры с ним в глу­боком переживании и умилении.

Во время первой Палестинской войны подняли святую ико­ну Богородицы и крестным ходом обошли по стенам мо­настыря. Пели молебен Ей и Великомученику Георгию, молясь о заступлении и ограждении. Пули сы­пались, как дождь, все усыпано осколками снарядов, но заступлением Владычицы никто не пострадал.

Праздник иконы Гефсиманской «Одигитрии» отмечается 28 июля (10 августа н.ст.), и по традиции святой образ с крестным ходом обносят по всей территории монастыря.
(Приводится по кн.: Александр Киселев, протопресвитер. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. М., 1992. С. 117-122).
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.


лекторий, святыня, иконопись

Previous post Next post
Up