Чудотворная Корсунская икона Богоматери «Одигитрии» в Торопце

Nov 28, 2009 16:25


Братья и сестры, с началом Рождественского поста! К прискорбию, этот день омрачен трагедией в Тверской области, которая унесла немало человеческих жизней при крушении «Невского экспресса». Наш сайт приносит свои соболезнования семьям погибших пассажиров в ужасной катастрофе на железной дороге. В старину в одном из тверских храмов почиталась заступницей всех путешествующих и покровительницей и града, и окрестных весей чудотворная Корсунская икона Богоматери «Одигитрии» («Путеводительницы») в Торопце. В Русской Православной Церкви этот образ чествуется среди чтимых в октябре икон Богоматери, изображения которых приведены на минейной иконе из Музея имени Андрея Рублева. См. Покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии: http://expertmus.livejournal.com/41376.html.



Молитва пред образом Пресвятой Богородицы «Одигитрии» («Эфесской»):

О Пресвятая Дева, Владычице Богородице, Единороднаго Бога Слова, всякия видимыя и невидимыя твари Творца и Владыку, единаго от Троицы Господа, Бога же и Человека, паче естества и слова рождшая, вместилище Божественное, всякия святыни и благодати приемнице, в Нейже исполнение Божества пребывает, благословением Бога и Отца и действом Святаго Духа избранная от всея твари, славо и неизглаголанное веселие Ангелов, царский апостолов и пророков венче, чудное и всехвальное мучеников мужество и страдальцев венчание, присносущных и нетленных воздаяний ходатаице непреложная, преподобных честь и славо, незаблуднаго пути учительнице, источниче света, милости неистощимая реко, всяких чудес и дарований духовных море неисчерпаемое! Тебе молимся и Тебе просим, милостивную Матерь Человеколюбца Владыки, помиловатися нам, смиренным и недостойным рабом Твоим: призри милостивно на пленение наше и исцели сокрушение душ и телес наших, видимыя и невидимыя рати разори, и всяко столп крепости, оружие во бранех, воевода и поборница непобедимая буди нам недостойным от лица враг наших. Покажи на нас древния милости и чудеса Твоя. Яко един есть Царь и Владыка Сын Твой и Бог, Ты же воистину еси Богородица, от всех родов блажимая, истиннаго Бога по плоти рождшая, и Того ради вся можеши и сильна еси действовати, елика аще волиши на небеси и на земли. Исполни убо всякое прошение на пользу коемуждо, Владычице: подаждь недугующим цельбу, в мори плавающим тишину и управление, с путешествующими спутешествуй и соблюдай я, скорбящия утешай, нищету и всякое телесное озлобление облегчи, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством, яко да путь временныя сея жизни добре и непреткновенно скончаем, и вечная оная блага Тебе ради во Царствии Небеснем получим. Изряднее же Тебе вручаемый град сей и всяк град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани и от напрасныя смерти избави, и всяк гнев праведно на ны движимый отврати, благоволением и благодатию Единороднаго Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Присносущным и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Торопецкая икона Богоматери и свт. Николай.
XIII-XIV вв.
82,5 х 60,5 х 3,0.
ГРМ. Инв. № ДРЖ-2093.
Сохранность: изображение на обратной стороне утрачено до основы, рукоять утрачена, по стыку досок лицевой стороны сквозная трещина с выкрошками левкаса и подвижными нависающими фрагментами (под профзаклейками - по всей поверхности иконы пятнадцать профилактических заклеек) и бучениями паволоки внизу, связь грунта с красочным слоем и паволокой ослаблена, утраты левкаса до паволоки у левого края и справа на поле и лузге, многочисленные гвоздевые отверстия со старой олифой, некоторые замастикованы, имеются поздние вставки грунта, наиболее крупные по правой лузге и в нижней части иконы, по краям вставок (особенно в левом нижнем углу и на правой лузге внизу) отставания паволоки, грунта и красочного слоя от основы, в левом верхнем углу жесткое вздутие левкаса около надписи, на правой ручке Христа живопись утрачена до подготовительного рисунка, на ножке Богомладенца, а также руках и лике Богоматери - пробные расчистки, в правом верхнем углу на поле участок записи, многочисленные утраты и потертости красочного слоя, особенно на уровне ножек Христа, выкрошки красочного слоя на правой руке Богоматери и на уровне глаз справа на мафории, утраты тонированы, на нижней шпонке под левой рукой Богоматери царапина, в правом нижнем углу - инвентарный № красной краской, на обратной стороне уцелели фрагменты паволоки с грунтом и частично красочным слоем (в основном на правом поле), на нижнем и левом полях отставания паволоки, грунта и красочного слоя от основы, семь профилактических заклеек по всей поверхности, на нижнем поле инвентарный № синей краской (Художник-реставратор Е.В.Азарнина, художник-реставратор М.М.Бушуев, художник-реставратор И.В.Халбаева).
Чудотворная Корсунская - Торопецкая икона Богоматери («Эфесская - Полоцкая»), по преданию, была принесена на Русь из Византии благодаря трудам прославленной в лике святых полоцкой княгини Евфросинии (Предслава Святославична, † 23.05. 1173 или 1167?), которая была дочерью кн. Святослава (Георгия) Всеславича, внучкой полоцкого кн. Всеслава Брячиславича. Княгиня Евфросиния Полоцкая, по свидетельству ее Жития (древнейший список краткого Жития - в Прологе посл. четв. XV в. БАН. 33.19.8), особо молилась об обретении иконы «Одигитрии» для своей построенной церкви: «Помилуй мя, Господи, и сконча прошение мое, да бых видела пресвятую Богородицу Одигитрию в сей святей церкви». В ответ на усердную просьбу и «дары многоценные» княгини Евфросинии по указу императора Мануила Комнина ок. 1159 г. был сделан список чтимого Эфесского образа Богоматери, который посланные василевсом 700 вооруженных всадников доставили в Константинополь, и после освящения в соборе Св. Софии патриарх Лука (Хрисоверг) благословил отослать икону в Полоцк, где «(княгиня) украси ю златом и камением многоценным, и устави по вся вторники носити ю по святым церквам» (Повесть о Евфросинии Полоцкой // Древнерусские княжеские жития. М., 2001. С. 153; Житие Евфросинии Полоцкой / Подгот. текста: Е. Дорохова // Жития и чудеса святых в древнерусской письменности: Тексты. Исследования. Материалы. М., 2000. С. 153-173). О «вторничных» литиях в Константинополе с чудотворной иконой «Одигитрия», послуживших образцом для литургических нововведений кн. Евфросинии Полоцкой, сохранилось немало исторических свидетельств, которые были собраны в работе: Janin R. La géographie ecclésiastique de l'empire byzantin. I. Le siège de Constantinople et le patriarchat oecumenique. III. Les églises et les monasteres. Paris, 1953. Р. 212-214 (См. новейший обзор: Angelidi С., Papamastorakis T. The Veneration of the Virgin Hodegetria and the Hodegon Monastery // Mother of God. Representations of the Virgin in Byzantine Art / Ed. M. Vassilaki. Athens, 2000. Р. 373-387). Подобные византийские процессии рассмотрены также в нашем сообщении 31 августа / 13 сентября - праздник Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы: http://expertmus.livejournal.com/19604.html.

Вероятнее всего, икона оказалась в Полоцке ок. 1160 г., поскольку в 1161 г. местный мастер Лазарь Богша выполнил для кн. Евфросинии Полоцкой крест, в который были вложены святыни, присланные к тому времени из Византии: частица Древа Креста Господня, частицы камней от Гроба Господня и от Гроба Богоматери, кровь вмч. Димитрия Солунского, частицы мощей первомч. Стефана и вмч. Пантелеимона и др. (Шалина И.А. Богоматерь Эфесская - Полоцкая - Корсунская - Торопецкая: Ист. имена и архетип чудотворной иконы // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 200-236). В рукописной повести об истории обретения иконы «Одигитрии» («Ефесской») из фондов Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника приведены дополнительные сведения: «Cия икона написана в Византии в 1134 году при архимандрите царьградском Иосифе и царе Емануиле греческом с древнего первоначального образа письма самого апостола Луки». Известен был иной список Корсунской иконы «Елеуса» («Умиление»), который был вложен в нижегородский Благовещенский монастырь свт. Алексием. На ризе этой иконы была трехстрочная надпись на двух языках - славянском и греческом: «Образ сей писан в лето 6501 (993) Симеоном иеромонахом», что послужило основанием для мнения, что икона была написана в Киеве во времена св. равноапостольного великого князя Владимира как копия с принесенного крестителем Руси из Корсуни чтимого образа. К сожалению, этот список таинственно исчез из Благовещенского монастыря, хотя прежде пережил невредимым три опустошительных пожара.

В 1239 г. покой небольшого тверского города Торопца был нарушен знаменательным событием: князь Александр Ярославич, сын торопецкой княжны Феодосии, венчался в одной из местных церквей (буквально через год его назовут Невским после знаменитой битвы). Избранницей князя стала полоцкая княжна Александра (Параскева Брячиславна) - внучатая племянница кн. Евфросинии Полоцкой. Согласно «Сказанию о чудесах иконы Богоматери Корсунской» рубежа XVII-XVIII вв., с этим событием связано появление в Торопце списка с чтимой полоцкой иконы «Одигитрия» («Эфесская»), празднование перенесения которого совершается 9 октября (22 октября по н.ст.). На обороте иконы находилось изображение свт. Николая Чудотворца. В пользу такой атрибуции и датировки Торопецкого образа свидетельствуют некоторые особенности живописи личного, в частности, наличие примеси лака в красно-коричневой прокладке по грунту, что характерно для ряда икон Богоматери с предстоящими XIII в. Еще в середине XVII в. обретенная трудами прп. Евфросинии Полоцкой икона находилась в Полоцке, где ее воспевал как «украшение города», принесенное из Царьграда, Симеон Полоцкий в стихах, посвященных торжественной встрече с чудотворной иконой Богоматери «Одигитрии» («Эфесской») вступившего в город царя Алексея Михайловича. При нем по царскому указу в Торопце был построен в честь местного списка полоцкой иконы «Одигитрия» («Эфесская») кирпичный Корсунский собор в 1676-1685 гг., но во время одного из сильных пожаров собор выгорел так, что богослужения в нем стало невозможно вести. На городском собрании торопчане постановили, чтобы городской глава «чрез знающего архитектуру сделал приличный соборной церкви план и фасад и представил обществу на рассмотрение».

Нынешний каменный трехпрестольный собор построен на его месте в 1795-1804 гг. по проекту смоленского архитектора Осипа Спиркина. К крупному пятиглавому четверику собора, с востока и запада усложненному апсидальными выступами, пристроена двухпрестольная трапезная. Единственный раз за всю историю города, торопчане обращаются с просьбой о пожертвовании к государю. Император Павел I выделяет 4 тыс. руб., на которые был «устроен» великолепный ручной работы иконостас, а с правой стороны в позолоченном киоте хранилась чудотворная икона. В октябре 1804 г. собор был торжественно освящен протоиереем Нечаевым с «градским духовенством при громадном стечении народа». В 1879 г. с трех сторон собор был обнесен каменной оградой с двумя железными, решетчатыми воротами и пятью башенками, в одной из которых была устроена часовня в честь св. Александра Невского. Напротив собора, по другую сторону дороги возвышалась кирпичная колокольня 1780-х гг. в 4 яруса, на которой висел самый тяжелый колокол города весом в 400 пудов со следующей надписью: «В честь Пресвятые Богородицы, перелит сей колокол в 1841 г., 5 декабря, тщанием сего собора протоиерея Иоанна Холмского с братиею и церковным старостою Федором Абакановым и усердием доброхотных дателей г. Торопца». Есть предания, что чудотворный образ несколько раз спасал город от набегов литовцев и эпидемий. В 1812 г., когда приблизились французы, торопчане вынесли икону на окраину города. Вскоре пришла весть о том, что войска Наполеона неожиданно изменили маршрут и обошли город стороной.

В 1920-х гг. храм был закрыт, колокольня и главы церкви разрушены, а чудотворная Корсунская - Торопецкая икона Богоматери («Эфесская - Полоцкая») была изъята в новообразованный в 1924 г. торопецкий краеведческий музей, который с 1962 г. занимал соседнее здание б. Богоявленской церкви (XVIII в.). В 1936 г. святыня была передана из торопецкого краеведческого музея Русскому музею в Санкт-Петербурге, в фондах которого она до их пор пребывает. В 1937 г. в реставрационной мастерской ГРМ икона была освобождена от поздних записей и защитных слоев олифы. О чудотворной Торопецкой иконе Богоматери см.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся...» : Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. Кат. № 105. С. 180-181 (статья И.А. Шалиной); Рыбакова С.Н. Чудеса и судьбы икон Божией Матери в ХХ веке» М., 2008.
Корсунско-Богородицкий собор, где веками хранилась святыня до 1921 г., был частично отреставрирован в конце 1970-х гг., но только в 2005 г. возвращен Церкви. В сентябре 2009 г. в Корсунско-Богородицкий собор вернулся из Санкт-Петербурга список Торопецкой иконы Богоматери, правда, не чудотворный образ из фондов питерского Русского музея, а список XVIII в., приобретенный и отреставрированный на деньги благодетеля. По словам благочинного Торопецкого округа протоиерея Георгия Фролова, неизвестный меценат пожелал, чтобы икона находилась в Преображенском храме (напротив дома-музея Патриарха Тихона), однако в ближайшее время список будет находится в Корсунском соборе. 22 октября 2009 г., в день празднования перенесения в Торопец Корсунской иконы Божией Матери, Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил Божественную литургию в Корсунском соборе, после чего, как встарь, был совершен крестный ход со списком чудотворной иконы (см. фото).



Не так давно в интервью газете «Мой край» завотделом древнерусской живописи ГРМ Ирина Соловьева сообщила: «Наши специалисты принялись реставрировать эту икону сразу после того, как она к нам поступила. К сожалению, художники немного «увлеклись» - счищая, как они думали, копоть с ладони Богоматери и ноги младенца, они удалили первоначальный слой краски и доскребли до первоосновы. Хорошо, вовремя остановились. На самом деле, смуглый цвет кожи изображаемых святых указывает на древность произведения: такими писались первые византийские иконы». Трудно поверить, но это признание сотрудника Русского музея об огрехах реставрационных работ полностью корреспондируется с отчетной документацией, в т.ч. о технико-технологических исследованиях. Хранитель провела торопецких журналистов в фонд, где прямо на стене полуподвального помещения висит чудотворный Корсунский образ Божьей матери, причем, по словам И.В. Соловьевой, «у нас все иконы так хранятся, мы же музей, а не церковь». Как отметила завотделом древнерусской живописи ГРМ, «из Торопца к нам тоже приезжали неоднократно, но то, что принадлежит Русскому музею, - национальное достояние, и не может быть отчуждено. Пусть делают список» (http://moi-krai.info/kraevedenie/575/).



Протоиерей Георгий Фролов, благочинный города Торопца, не мог скрыть от прессы своей боли за святыню: «пару лет назад я приезжал по делам в Санкт-Петербург, и, конечно же, зашел в Русский музей, чтобы увидеть Корсунскую икону Богоматери и помолиться ей. Меня поразило, что образ, так чтимый торопчанами, просто висит на стенке у лестницы! Это намоленный образ, который может занять законное место в Корсунско-Богородицком соборе». Пока же настоятель Корсунско-Богородицкого собора, член Епархиального совета священник Владимир Гревцев заказал список с чудотворной иконы (см. видео).

image Click to view


В сообществе rublev_museum на днях была размещена информация, что состоялось Решение Минкультуры РФ о временной передаче Церкви Торопецкой иконы Богоматери из Русского музея, как следует из распоряжения Министерства культуры Российской Федерации № 2251-05-23 за подписью директора Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Р.Х. Колоева, которое было получено дирекцией ГРМ 25 ноября с.г.: http://community.livejournal.com/rublev_museum/12158.html

К сожалению, вокруг этого долгожданного события записным провокатором Л.В. Нерсесяном из ГТГ вновь раздувается истерия с целью воспрепятствовать возвращению святыни Церкви и торжеству исторической справедливости. В этот намеренно спровоцированный конфликт постепенно втягиваются и некоторые сотрудники Русского музея, которые уже заявили 27 ноября "Интерфаксу", что будто бы «Торопецкая икона "Богоматерь Одигитрия" находится в нетранспортабельном состоянии и не готова к быстрой транспортировке в Подмосковье. Реставрационный совет должен определить, можно ее перевозить или нет». Однако в тот же день, опережая решение реставрационного совета, группа сотрудников ГРМ направила письмо Президенту России Д.А. Медведеву, где ими было заявлено, что «любое нарушение существующего режима хранения может привести икону к гибели, которая станет настоящей национальной трагедией» (?!). Среди подписавших обращение указана и завотделом древнерусского искусства ГРМ И.Д. Соловьева, о которой в пресс-службе музея ранее сообщали, что она отбыла 27 ноября в Подмосковье вместе с сотрудниками службы безопасности Русского музея и реставраторами: "Они на месте посмотрят, что нам, так сказать, предлагают".
В письме на имя Президента РФ упомянуто, что «Русский музей готов организовать копирование древней иконы Богоматери Одигитрии и для церкви Александра Невского в "Княжьем озере", как это было сделано в 1992 г. по просьбе Полоцкой епархии: «точный список с иконы "Богоматерь Одигитрия" был передан Высокопреосвященнейшему Филарету, митрополиту Минскому и Гродненскому. В настоящее время эта прекрасно исполненная копия находится в Крестовоздвиженском храме Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке». Однако в интервью газете «Мой край» завотделом древнерусской живописи ГРМ Ирина Соловьева ранее сообщала иное: «Еще десять лет назад в Русский музей приезжали представители Церкви из Полоцка и заявляли на святыню свои права. Но мы предложили сделать им список с иконы, они так и поступили. Правда, их архиерей, уходя в отставку, прихватил список с собой, и икона исчезла» (http://moi-krai.info/kraevedenie/575/). В обращении к Д.А. Медведеву бросаются в глаза и другие, мягко говоря, несогласования. С одной стороны, Президента информируют, что «какое-либо перемещение иконы невозможно», с другой - «музей готов переместить икону "Богоматерь Одигитрия" в домовые церкви Михайловского дворца и Инженерного замка». Сразу возникает резонный вопрос: а что препятствовало администрации ГРМ передать святыню для поклонения верующих в принадлежащих музею храмах раньше, до официального распоряжения Министерства культуры Российской Федерации о возвращении Церкви чудотворной Торопецкой иконы Богоматери?! На самом деле у специалистов по древнерусскому искусству куда больше вопросов по поводу всей этой некрасивой ситуации. Так, и в каталожном описании сохранности, и в письме Президенту подчеркнуто, что «грунт иконы хрупкий, слабо связан с основой и подвержен хроническим вздутиям», причем «отставания паволоки, грунта и красочного слоя от основы наблюдаются», как указывают реставраторы Русского музея, «по краям вставок». Для неспециалистов поясним, что речь идет об элементарных огрехах реставрационного вмешательства, о чем без обиняков поведал в свое время Председатель всероссийской ассоциации реставраторов Савва Ямщиков (до сих пор некоторые злопыхатели не могут простить ему этого красноречивого свидетельства!): «Одна из причин, побудивших меня покинуть любимую Марфо-Мариинскую обитель, было то, что в коллективе реставраторов высочайшего класса, к сожалению, тон задавали люди тщеславные, амбициозные. Это о них пушкинские строки: “Художник-варвар кистью сонной картину гения чернит”. Меня совершенно не устраивали методы, которыми они руководствовались при раскрытии и восстановлении драгоценных иконописных реликвий, обращении с авторской живописью. Особенно же разгул “кисти сонной” проявился при повальном дописывании древних икон. Новый левкасный грунт наносился на старые доски без всякой меры и тщания. Сказано в Евангелии: “Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого - дыра будет еще хуже”. Так было с реконструируемыми и дописываемыми иконами. Совсем немного прошло времени, и новый грунт отрывался от старого; лаковые покрытия, хорошо смотрящиеся на древних фрагментах, проседали и разлагались на доделанных плоскостях» ( http://community.livejournal.com/rublev_museum/6841.html).

То есть ухудшение сохранности Торопецкой иконы Богоматери произошло, судя по всему, при реставрации в условиях музейного хранения, и такая же катастрофа постигла чудотворную икону «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева именно в Третьяковской галерее в 1931 г., а все шесть столетий, пока святыня любовно сберегалась Церковью в родных стенах Троице-Сергиевой Лавры, она была в прекрасной сохранности.

См. Трещина «Троицы» Андрея Рублева - это рана на лике Спасителя: http://expertmus.livejournal.com/29617.html.

Срв. ПРОТОКОЛ РАСЧИСТКИ ИКОНЫ "ТРОИЦА" ПИСЬМА АНДРЕЯ РУБЛЕВА (1925): http://community.livejournal.com/rublev_museum/7755.html и «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева в 1930 году: http://expertmus.livejournal.com/33053.html.

Оплошности реставрационного вмешательства 1937 г. и 1957 г. (расчистка Н.В. Перцева) признают сами сотрудники Русского музея - И.В. Соловьева и И.А. Шалина, по словам которых, музейная реставрация преследовала более исследовательские цели, нежели сохранение памятника, так что, когда в реставрационной мастерской ГРМ икона была освобождена от поздних записей и защитных слоев олифы, «художники немного «увлеклись» - счищая, как они думали, копоть с ладони Богоматери и ноги младенца, они удалили первоначальный слой краски и доскребли до первоосновы» (http://moi-krai.info/kraevedenie/575/). Одно непонятно, КАК при таком «постреставрационном» состоянии сохранности чудотворная Торопецкая икона Богоматери «хранится» прямо на каменной стене полуподвального помещения, впитывая всю влагу, а не на специальной сетке, как это принято во всех современных музейных фондохранилищах мира?! Но эти вопросы, увы, как-то совсем не беспокоят всех тех «борцов против возвращения икон Церкви», которые поднимают в «топ» очередной провокационный пост вконец завравшегося Левона Нерсесяна, опирающегося на поддержку Геннадия Попова. Тот любит поразлагольствовать о "демаршах чудотворных икон", предпочитая получать кругленькие суммы за "национальное достояние".

См. О «Троице» бедной замолвите слово: http://expertmus.livejournal.com/37212.html.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.


лекторий, досье, святыня, лженаука, ересь жидовствующих, расследование

Previous post Next post
Up