Один из самых значительных философов второй половины XX-го века, основатель «философской герменевтики» Ганс Гадамер считал, что больше нет табу. Все, что является человеческим, мы должны позволить себе высказать. Естественно, правота слов Гадамера можно поставить под сомнением. Но если слепой старается отличить свет от тьмы, то слепота становится путем к прозрению. Желание узнать истину и найти правильный путь, не зависит от табу на ту или иную тему. Сегодня нас стали повсеместно пичкать психоделическими фильмами и литературой.
Само слово «психоделики» происходит от двух греческих слов: ψυχή - «разум», «сознание» и δήλος «ясный», очевидный. Эффектами психоделиков являются иллюзии, чувство страха, зрительные и слуховые галлюцинации, иллюзорные сверхординарные способности. Люди любят полеты фантазии. Безумие всегда привлекает к себе внимание. Иллюзии и галлюцинации часто становятся синонимами именно понятий «фантазия» и «безумие». Видеть то, что невозможно видеть без воздействия наркотиков - это всегда интересно. Когда воздействие психоактивных веществ закончится, пройдут и симптомы галлюцинаций и иллюзий. Однако, не всегда хочется вернуться назад. Чаще всего человек впадает в зависимость. Но кроме вышесказанного, в психоделике есть некая тайна. Люди считают, что внезапное просветление мысли может придти именно в эти минуты. Это следствие мифа о том, что наркотики вводят человека в транс, позволяют пройти эзотерический путь, связаться с Высшим Разумом. Задатки панегирика в честь наркотиков начались еще в XIX веке. Томас Квинс написал свою автобиографическую книгу «Исповедь англичанина, употребляющего опиум» в 1822-м году, где признавался в пристрастии к опиуму и алкоголю. На русский язык книга была анонимно переведена в 1834-м году под названием «сочинение Матюрэна». Считается, что это книга повлияла на Федора Достоевского (об этом написано в книге «Литературные воспоминания» Д.Григоровича), Оноре де Бальзака, Чарьлза Диккенса, Оскара Уайльда, Джеймса Джойса, Хорхе Борхеса и других. Во второй половине XIX-го века наркотики из раздела медицинских средств перешли в раздел выгодных товаров. Целые государства стали покровительствовать наркобизнесу. Причина употребления наркотиков была в легкости избавления больного от боли. До 1971-го года в Германии героин можно было купить в любой аптеке. Лишь последние тридцать лет стали обращать внимание на чуму XX-го века и беду XXI-го - наркоманию.
Творчество современного шотландского писателя Ирвина Уэльша пропитано психоделикой. До написания своего произведения, Ирвин жил бесшабашной жизнью. Юность Уэлш провел среди наркоманов и стал единственным среди своей компании, кто выжил во время эпидемии СПИДа. Играл на гитаре и пел в панк-группах The Pubic Lice и Stairway 13. После серии арестов за незначительные нарушения общественного порядка и условного заключения за акт вандализма Уэлш решил изменить образ жизни. Он устроился на работу в администрацию района Хакни и изучал программирование. В середине восьмидесятых во время строительного бума в Северном Лондоне Уэлш был агентом по продаже недвижимости, подготавливая дома к продаже. Его первый роман «На игле» написан в 1993-м году и считается автобиографической. На самом деле роман называется «Trainspotting», что переводится «Глазея на поезда». Trainspotting - это вид хобби, практикующийся в странах, где поезда ходят по постоянному расписанию, и в которых энтузиасты проводят время у локомотивных депо, на вокзалах или наблюдательных пунктах вдоль железнодорожного полотна, записывая серийные номера проходящих поездов и локомотивов. Это хобби наиболее популярно в Великобритании и США. В США после ряда террористических случаев trainspotting запрещен. В романе рассказывается история четырех друзей, которых объединяет пристрастие к героину. Это, как признается автор, - Евангелие от героина. Роман «На игле» можно читать также как исповедь поколения, которое свято верило в то, что будущего нет. «Нет будущего» - это странная игра человека с самим собой, которая продолжается по сегодняшний день. Главный герой - молодой шотландец Марк Рентон, стабильно пытающийся «завязать» и заодно как-то устроиться во взрослой жизни. Чаще всего всегда появляется причина, которая мешает этому сбиться. Вокруг главного героя обычная история западноевропейского человека со своими проблемами. Естественно, невозможно пройти мимо физиологических потребностей, секса, любви, дружбы, насилия и расизма. Но главное было показать расцвет наркомании и СПИД-а. Ирвин Уэлш испробовав это на своей коже, обращается посредством своего романа к молодым людям с просьбой, не следовать за этим. Он говорит на грубом языке панков.
Николай Александров замечает, что говоря о писателе, часто упоминают не только идеологов панка, но также Жоржа Батая, Селина и Бодрияра. «Все очень просто и грязно, никаких тебе иллюзий и сентиментальностей. И никаких красот. Единственное, что выводит существование за пределы неутешительной обыденности, - наркотический транс и оргии. Для героев Уэлша есть только путь вниз, путь разрушения. Они заранее готовы к поражению и сознательно его выбирают. Точнее, не выбирают, а слепо движутся к нему. Потому что о выборе речи нет», - говорит Александров. Цель произведений Уэлша вовсе не создавать высокую литературу, не морализировать человечество, а попробовать удержать от ошибок. Это отображение действительности. Ирвин Уэлш дает возможность своему главному герою убежать от таких друзей и начать жизнь одному. В одиночку герой выстоит или погибнет. Автор со своей стороны желает предоставить шанс, но ведь все зависит от выбора героя.
Все последующие произведения этого «культового» писателя представляют чистую коммерцию. А вся его купля и продажа героев и персонажей - реклама и способ пиара. И все же, читать его стоит в любом случае, чтобы вспомнить Западную Европу с 1960-х годов по сегодняшний день. Ответив на вопрос: «Какая была вторая половина XX-го века?», мы сможем проследить путь развития начало XXI-го. Помните вчерашний день. Живите сегодняшним днем. Думайте о завтрашнем дне. Выбирайте жизнь!