Leave a comment

simulacrum420 January 22 2006, 04:14:46 UTC
Вы где-то спрашивали откуда у сатмарцев такое отношение к идишу, не могу нйти где именно. В принципе, такое отношение возникло давно. Однозначно его сформулировал в Братиславе хсам-сойфэр (он же Мойше Шрайбер), который сам, кстати, идиш выучил, т.к. с детства владел немецким. В посмертно-опубликованной работе (сейфэр лев хо-иври, 1864, ингвер, по-русски Ужгород) хсам-сойфэр указал идиш в качестве одного из базовых принципов того еврейства, которое теперь именуют харейдим (вкупе с еврейскими именами и одеянием). Книгу эту опубликовал его душеприказчик Кивэ Йосэф Шлезингер, один из основателей Петах-Тиквы, посмертно записанный чуть ли не в протосионисты (!). Так вот, этот же Шлезингер уже в Лемберге (лемберик, Львiв) 5 лет спустя опубликовал собственное сочинение на идише под названием дэр цвэйтэр ифриф аф идише киндэр (второй призыв к сынам Израиля), где очень подробно описал необходимое отношение к идишу как к святому языку. Оба автора сравнивали его с таргум-лушн и наделяли святостью, поскольку еврейский народ его избрал и на нём говорили наши геойным. Особенной популярностью эти авторы пользовались как-раз в среде венгерского еврейства, среди которого они и жили. В числе прочих, р. Йойл Тейтельбаум (умер в 1979г., сатмарский цадик) завещал своим хасидам не отходить от идиша, ибо это - язык наших мудрецов и наших мучеников, язык святой и потому обязательный, часть самого понятия хасидизма. Так оно и повелось, выбора у хасидов теперь нет, идиш - неотъемлимая часть их образа жизни...

Reply

laplandian January 22 2006, 08:09:19 UTC
Помимо рациональных соображений Хсам-Сойфера, особое отношение к идишу было сформировано рассуждениями Брацлавского ребе и цадиков хабадских и околохабадских династий (р. Исрул Виледникер).

В-общем, суть тут такая: Б-г присутствует во всем на свете и все на свете суть Его манифестации (более того, Бал-Шем-Тову приписывается классическая пантеистическая формулировка: Гот из алц ун алц из Гот), причем в вещах, используемых цадиками, это присутствие проявляется более явным относительно сознания хасидов образом. Канон, в том числе язык, корпус сакральных текстов и традиций, не может быть ограничен в определенных рамках и постоянно пребывает в процессе разворачивания вовне и переинтерпретации. Т.е. вместо закрытой системы Танаха, Талмуда и лошн-койдеш/арамейского постулируется новая ступень канона, основанного на сочинениях цадиков и их бытовом языке. Несколько лет назад я видел на двери сатмарской синагоги в Стемфорд-Хилле маймер Виледникер ребе о мистической связи идиша, интерпретации текста и мессианского Избавления из книги שארית ישראל . Правда, книга в высшей степени эзотерическая и неудобочитаемая, как и другие прочие, поэтому большинство хасидов с подобными идеями не ознакомлены. Автор учил своих хасидов замысловатому сочетанию хабадской и чернобыльской традиции, в которой изучение Каббалы и философии сочетается с непосредственным экстатическим опытом. Могила Виледникер ребе пользуется огромнейшей популярностью среди сатмарских паломников и даже местных украинцев, благодаря ее чудотворным свойствам, а в близлежащем Коростене даже действует посвященная этому цадику хасидская ешива с преподаванием на идише и не вполне понятной аффилиации (несколько тамошних ешиве-бухрим из Волыни и Полесья недавно приехали учиться в сатмарскую ешиву Квинса).

Reply

peaktop January 22 2006, 10:37:27 UTC
Собрали бы Вы и simulacrum420 Ваши комменты о идише хасидов в одно целое, или в два, а то жалко, если затеряются во флуде.

Reply


Leave a comment

Up