Убрать участок А-полосы на проспекте Мира!

Dec 09, 2013 11:48

Оригинал взят у crusandr в Убрать участок А-полосы на проспекте Мира!
Выделенные полосы были придуманы, чтобы обеспечить быстрый и приоритетный проезд общественного транспорта. Казалось бы, чем "непрерывнее" выделенная полоса, тем лучше. Однако опыт Москвы показал: не всякая непрерывность А-полос одинаково полезна. Выделенная полоса в месте сужения проезжей части («бутылочном горлышке») катастрофически снижает скорость движения и личного, и общественного транспорта. Механизм очень прост: в месте сужения проезжей части с 5-7 рядов в 2-3 образуется «многослойная» пробка с массой перестроений и мелких ДТП. Причем через нее не может пробиться и общественный транспорт, находящийся на выделенной полосе! В результате "непрерывность выделенной полосы любой ценой" не ускоряет, а замедляет движение общественного транспорта, движение личного - убивает, а саму идею выделенных полос - напрочь дискредитирует.

В Москве таких мест несколько. Большинство из них были созданы по недомыслию и суете во время кампании 2011-2012 гг., когда выделенные полосы вводились массово, неподготовленно и непродуманно. К счастью, постепенно здравый смысл берет свое. Одно такое безобразие на Звенигородском шоссе было отменено решением Департамента транспорта еще в прошлом году с подачи Probok.net. Второе, на Волоколамском шоссе от ул. Габричевского до ул. Панфилова, ликвидировано в ноябре 2013 года по инициативе префектуры СЗАО (также при нашей поддержке). Оба мероприятия оказались крайне удачными: скорость прохождения увеличилась, экономия времени составила от 10 до 40 минут в разное время дня. Отметим интересный эффект: выделенная полоса быть непрерывной перестала, но общественный транспорт тоже поехал быстрее! Впрочем, парадоксом это кажется только на первый взгляд, а на самом деле все закономерно: устранив причину пробки, улучшили условия движения всем.


Эта работа справедливо и без всякой иронии называется «оптимизацией выделенных полос». И следующая полоса, остро нуждающаяся в оптимизации, находится на проспекте Мира.

Казалось бы, только провели реконструкцию этой магистрали; проспект Мира с Ярославским шоссе стали бессветофорными от МКАД до ТТК в обе стороны. Почему же проблемы не устранены? А потому, что одной лишь бессветофорности недостаточно. Необходима еще и равномерность количества полос. А с этим на Ярославском шоссе и проспекте Мира просто беда. Магистраль напоминает песочные часы. Причем не простые, а аж с двумя бутылочными горлышками.

Первое из них - ставший притчей во языцех «Северянин». Этот 8-ми полосный участок проспекта Мира находится между 13-полосным участком от МКАД до Енисейской и 14-ти полосным участком от ул. Сергея Эйзенштейна до Звездного бульвара. Хотя длина участка всего 1,6 километра, расширить его не так просто: тут и «прокол» под МКЖД, и мост через Яузу, и дома на холме с обеих сторон. Видимо, поэтому авторы проекта реконструкции понадеялись «авось и так сойдет». Но конечно же, длина пробки в утренний час пик не уменьшилась, а лишь выросла.

Второе узкое место - недавно реконструированный Крестовский мост в сторону центра. Впрочем, мост и его строителей обвинить не в чем: беда в искусственно созданном разметкой бутылочном горлышке. Проблему усложняет архаичная, бестолковая организация движения на площади Рижского вокзала, которую при реконструкции также не стали трогать.

Ничего удивительного, что эффект от «реконструкции Ярославского шоссе» оказался несоизмерим с затратами. Это было понятно еще до строительных работ. Улучшение в область заметно лишь на участке от Северянина от МКАД. Улучшение в центр незначительное, в некоторые непиковые часы. А в часы пик в сторону центра движение даже ухудшилось!


Типичная картина утренней пробки на Ярославском шоссе и Енисейской улице


В обоих случаях роль последней соломины, ломающей хребет верблюду, сыграла именно выделенная полоса в узких местах:

- Северянин в центр. 4 общие полосы с Северянинского путепровода и 3 полосы Енисейской улицы (в створе - 2) раньше встраивались в 4, а теперь из-за выделенки - лишь в 3 полосы. При этом автобусы, находясь на выделенной полосе, тратят на эту пробку по 15-20 минут.
- Северянин в сторону области. Все то же самое, только роль Енисейской играет улица Бориса Галушкина, а проблему усугубляет поток из-под моста с Сельскохозяйственной улицы.




На схеме видно: пробка в область вызвана именно слиянием 7 полос в 3, а после слияния поток начинает постепенно разгоняться до 40-50 км/ч и более. Каждый желающий может проверить это, прокатившись по проспекту Мира в вечерний час пик.

То же самое было на Звенигородском шоссе при выделенке в бутылочном горлышке:


В жизни на Ярославской шоссе это выглядит так (фото anderson-mike):


- Крестовский путепровод. Похожая картина: 4 общие полосы проспекта Мира, 2 полосы с бокового проезда и 1 полоса из-под моста вливаются в 4 полосы. 5-ю полосу отдали под выделенку, хотя толку от нее на мосту немного: для въезда на нее общественному транспорту опять же приходится толкаться в пробке, а через 500 метров выделенная полоса все равно прерывается из-за массового правого поворота на ТТК.

Что делать: рецепт Probok.net


У этих проблем есть 2 решения - оперативное и капитальное.

Оперативное решение - просто демаркировать участки выделенной полосы на проспекте Мира в критических, узких местах. А конкретно: от тоннеля Бориса Галушкина до Северянинского путепровода в обе стороны (1,6 км), на Крестовском путепроводе - в сторону центра (500 метров), как изображено на схеме справа. Сделать это можно в кратчайшие сроки и без капитальных вложений. Это позволит устранить основную причину пробки в сторону области, значительно облегчить - в сторону центра. В результате выиграют все: пробка в область практически исчезнет даже в вечерний час пик, пробка в центр станет значительно меньше и будет проходиться быстрее.

Может, кто-то скажет, что этим мы ухудшим условия для общественного транспорта, а для личного ничего не изменится? Прежде всего, общественный транспорт не пострадает, а скорее даже выиграет. Выделенная полоса сохраняется на всем остальном протяжении магистрали, и до, и после узких мест. По ней общественный транспорт сможет до узкого места доехать быстрее за счет уменьшения (или ликвидации) пробки на въезде в “горлышко”! Небольшой участок «общего пользования» - не проблема: после преодоления места слияния поток всегда разгоняется. Именно так произошло и на Звенигородском шоссе, и на Волоколамском. Потому что чем меньше пробок, тем выше скорость всех участников движения.

Что касается эффекта для личного транспорта: 2 года назад, когда личному транспорту въезд на выделенную полосу был запрещен и в выходные, по субботам (при пробках в городе 5-6 баллов) пробка на Ярославском шоссе в область начиналась от Звездного бульвара и ранее. После разрешения ездить по выходным пробка в субботу исчезла!

В субботу на проспекте Мира из-за дополнительной полосы пробки в область нет. Загрузка остальных дорог при 5 баллах очень похожа.

Среда, выезд на ВП запрещен
Суббота, въезд на ВП разрешен





Предложение об оптимизации выделенных полос на Ярославском шоссе мы подали в Департамент транспорта. Надеемся, Максим Станиславович Ликсутов это предложение поддержит.

Капитальное решение

Для окончательного решения проблемы бутылочных горлышек проспекта Мира потребуется работа над ошибками проекта реконструкции. Экспертный центр Probok.net подготовил собственное предпроектное решение по реконструкции Ярославского шоссе (60 МВ) и подал его в Департамент Строительства. Это небыстро и потребует серьезных затрат. Зато, в отличие от реализованной «реконструкции», это решение расшивает все узкие места и устраняет другие недоделки проекта. Ниже несколько фрагментов.

Предложения по реконструкции узла у Северянина



Реорганизация движения у ТЦ «Золотой Вавилон»



Реконструкция площади Рижского вокзала



Где еще нужно оптимизировать выделенные полосы?
Нам известен еще десяток "бутылочных горлышек" из-за выделенных полос. Это и Нагатинский метромост на проспекте Андропова, и Ленинградское шоссе в районе Войковской, и Братеевский мост. Где-то проблему можно решить простым сужением всех полос (без отмены выделенной), как на участке Липецкой улицы или Воробьевском шоссе. Где-то отмена отдельных участков А-полос необходима. Предложения войдут в большую программу «Переразметка», которую подадим в Департамент транспорта и Департамент ЖКХиБ в январе 2014-го.

Всех, кто поддерживает отмену выделенки на этих участках Ярославки, приглашаю сделать перепост и отправить от своего имени письмо в Департамент транспорта с поддержкой этой инициативы.

Добавить мой журнал в друзья можно тут.

выделенная полоса, аналитика

Previous post Next post
Up