С прошедшей субботы (16 ноября)
отменена выделенная полоса на Волоколамском шоссе от улицы Панфилова до улицы Габричевского. Соответствующие знаки уже демонтированы. Отличная новость!
В этом месте (путепровод над ул.Царева) раньше начиналась полоса для автобусов и троллейбусов. Пробки здесь стали привычным делом. Помню, как сам первый раз попал в этот затор: неожиданно для себя простоял 1.5 часа в тоннеле под Соколом. Сначала подумал, что ДТП так движение заблокировало, потом дошло, что виновата выделенка.
Решение об отмене выделенной полосы было принято после множества обращений автомобилистов, регулярно ездящих по Волоколамке и даже префектуры Северо-Западного округа. Но настоящей причиной отмены, на мой взгляд, стали серьезные задержки в движении общественного транспорта на этом участке. Кажется парадоксальным, что выделенная полоса, предназначенная для ускорения движения автобусов и троллейбусов, на самом деле, понижала общую скорость их перемещения. Однако в этом нет ничего удивительного.
Основная задача выделенной полосы - обеспечивать беспрепятственный проезд автобусов и троллейбусов в то время, как на остальных рядах движение затруднено. Полоса должна стимулировать более частое использование общественного транспорта по сравнению с личным, ибо лучше ехать на автобусе, чем стоять в пробке на автомобиле.
Свободный ряд для общественного транспорта на Волоколамском шоссе и пробка на двух оставшихся
Однако так должно быть в теории, на практике ситуация для пассажиров общественного транспорта не только не улучшилась, а наоборот стала хуже. Причина в заторе, который возникал из-за того, что выделенная полоса создавала классическое бутылочное горлышко. На путепроводе над железной дорогой и без полосы для общественного транспорта и так было сужение с 6 полос до 3, ввод же выделенки сократил их до двух.
Аналогичная ситуация была на Звенигородском шоссе, где никогда не было заторов. Но после ввода выделенной полосы возникло бутылочное горлышко, и следовательно, пробка.
После отмены данной выделенной полосы (по инициативе Probok.net) движение на данном участке заметно улучшилось.
Аналогичная ситуация возникла и на Волоколамском шоссе перед началом полосы для ОТ. От развилки Ленинградки и Волоколамки (откуда обычно и начинается затор) до выделенной полосы ехать всего полтора километра, но на преодоление этого расстояния нужно было потратить минимум 30-40 минут (то есть скорость движения составляла позорные 3 км/ч). Причем, в этой пробке наряду с автомобилями ползут и автобусы с троллейбусами (на фото их легко рассмотреть).
Любой выигрыш по времени, который общественный транспорт получает при перемещении по выделенной полосе, полностью нивелируется стоянием в пробке перед ее началом. Наконец, это стало понятно не только автомобилистам, но и сотрудникам Департамента транспорта (за что им спасибо, не стали упираться, а услышали жителей). Поэтому ее и решили отменить от улицы Панфилова до улицы Габричевского (дальше в область до МКАДа она совершенно справедливо продолжит существовать). Департамент сам констатируется факт, что отмена полосы улучшит положение общественного транспорта:
"Данные изменения позволят сократить время в пути и повысить комфорт пассажиров всего общественного транспорта, а также личного автотранспорта по Волоколамскому шоссе и ул. Свободы. Значительно вырастет привлекательность маршрута №904 (Митино - Белорусский вокзал) для жителей района Митино и Зеленограда" (
цитата с сайта департамента).
Как вы думаете, какие еще выделенные полосы необходимо так же оптимизировать?
Кстати, этой осенью исполнилось два года с тех пор, как в Москве стали массово вводить выделенные полосы для общественного транспорта. Если подвести итоги, то окажется, что они не утешительны. Все полосы, за исключением одной, ведут от окраин к центру, причем, зачастую они дублируют линии подземки. В результате, люди, выбирающие общественный транспорт, предпочитают метро автобусам. А те, кому пользование общественным транспортом не удобно (в следствии различных причин, в том числе из-за его отсутствия) вынуждены ехать на машинах. Поэтому отъем одного ряда у автомобилистов не заставил их пересесть из машин в автобусы. Увы, но выделенные полосы не улучшили общую транспортную ситуацию в столице, а, наоборот, ухудшили ее.
Необходимо констатировать факт, что выделенки рисовались по принципу
где можно (лишь бы на дороге было минимум три полосы, одну из которых можно отдать общественному транспорту), а не
где надо. Не было проведено ни расчетов необходимости полос для ОТ, ни одного математического моделирования последствий их ввода. Не было проведено ни одного подготовительного локального мероприятия по уширению проезжей части в местах, где появлялись выделенки. Хуже того, крайнюю правую полосу просто отдавали общественному транспорту, даже не задумываясь о том,
зачем автобусу полоса шириной аж 6 или 7 метров?
Для ввода полноценной полосы для общественного транспорта не достаточно лишь начертить сплошную линию, необходимо проведение
целого ряда мероприятий. Как говорится: семь раз отмерь, а потом один раз рисуй разметку. А то хочется как лучше, а получается как всегда: сначала вводим полосы, потом знаки завешиваем, потом их неожиданно расчехляем, а в заключение полностью демаркируем разметку. Не думайте будто бы я просто огульно обвиняю в неэффективности работу московских транспортников. Например, один из их самых успешных проектов - карта "тройка". И самым главным критерием его успешности является то, что никто не возмущается неудобностью использования новой системой оплаты. Как раз очень удобно и все с удовольствием пользуются. Просто благодарить не принято.
Помимо выделенной полосы на данном участке Волоколамского шоссе, ликвидируются светофорные объекты на пересечениях с улицами Пехотная и Академика Курчатова. Светофоры уже зачехлены.
Теперь с Пехотной улицы можно будет повернуть только направо в центр. Те, кому необходимо попасть в область, вынуждены будут ехать до улицы Панфилова и там делать разворот.
Поставили знаки и блоки:
Однако совсем скоро повороты на Волоколамку с улиц Панфилова и Константина Царева будут ликвидированы и надо будет разворачиваться только через развязку у Сокола.
Аналогичная ситуация будет у поворота на ул. Академика Курчатова. Ехать нужно будет до разворота у Канала им. Москвы
Данное решение нельзя назвать однозначным, как минимум оно спорное, а с другой стороны, возможно, единственное, которое позволит хоть как-то дернуть движение. Да, транспорт с Пехотной ул. вынужден будет делать перепробег в 3 километра, что никак не будет способствовать уменьшению трафика на Волоколамском шоссе. Однако будет убрано несколько бутылочных горлышек, что, по идее, должно иметь позитивный эффект.
Очевидно, что у местных жителей нововведения вызовут недовольства. Но, будем надеяться, что через 2-3 недели все привыкнут к новой схеме движения. Посмотрите компьютерное моделирование, которое сделал наш давний товарищ Константин Антонович,
он и его коллеги во многом постарались, чтобы решение об отмене выделенной полосы было все-таки принято. Моделирование (см. видеоролик) показывает, что движение должно значительно улучшиться.
Click to view
Но, если уж отменять левый поворот с Пехотной в область на Волоколамке, правильным было бы построить разворот под эстакадой до железной дороги, тем более, что места там хватает. Probok.net уже выступало с такой инициативой в рамках "
дорожных парадоксов", но Стройкомплекс отложил все работы до реконструкции Волоколамского шоссе.
Делитесь впечатлениями, мнениями. Кто уже успел с утра проехаться по Волоколамке, лучше стало?
Добавить мой журнал в друзья можно
тут.