Смерть В.И.Ленина, кроме всех прочих последствий, оставила заметный след в истории российских железных дорог. Вследствие того, что произошла она не в Москве, а в Горках, до наших дней сохранился единственный из некогда многочисленных русских паровозов формулы 2-3-0 - У.127. Именно он 23 января 1924г доставил от платформы Герасимовская на Павелецкий вокзал траурный поезд с телом Владимира Ильича. Ныне же он является центральным экспонатом музея Московской железной дороги.
Далее 24 фото (ноябрь 2019г):
Паровоз У.127 (заводской номер 1960) был построен на Путиловском з-де в 1910г для Ташкентской жд. В годы Гражданской войны был сильно поврежден. Доставлен в Москву, где долгое время стоял заброшенным. В мае 1923г восстановлен рабочими депо во время субботников. Паровоз был покрашен в красный цвет, а на борта тендера нанесены революционные лозунги. Почетным машинистом был избран В.И.Ленин.
И так получилось, что уже через 8 месяцев именно этот паровоз вез тело вождя в Москву. После этого У.127 продолжил свою обычную работу в качестве пассажирского. Он снова был перекрашен в зеленый цвет, лозунги закрашены. В 1937г было решено сохранить траурный поезд как памятник. Был восстановлен его "революционный" облик.
Сначала паровоз и багажный вагон №1691 стояли под открытым небом в одном из тупиков Павелецкого вокзала. Затем, в 1948г, они были помещены в специальный павильон. Современный павильон для траурного поезда Ленина сооружен в 1980г.
В начале 1990-х павильон и музей закрылись и едва не были ликвидированы. Однако в 2011г отреставрированное здание открылось вновь. Экспозиция расширилась, и теперь она посвящена не только самому траурному поезду, но и истории железных дорог вообще и Московской жд в частности.
Паровозы типа У строились на Путиловском з-де с 1906 по 1912г, построено 62 ед. Пассажирские, изначально предназначались для Рязано-Уральской жд, почему и получили обозначение У ("уральский"). Также в разные годы носили обозначения П и П1.
Формула 2-3-0;
Служебный вес - 72.1 т;
4 цилиндра, компаунд; цилиндры низкого давления находятся внутри рамы;
Скорость - 105 км/ч;
Благодаря своему нахождению в отапливаемом помещении, паровоз находится в отличном состоянии.
К сожалению, в будку машиниста зайти нельзя, можно только заглянуть:
Свисток на колпаке сухопарника. Обратите внимание на заводскую табличку - в промежутке между цифрами 1960 и 1910 изначально находился двуглавый орел:
Багажный вагон №1691, в котором транспортировалось тело Ленина:
Табличка на оном:
В торце зала голова Владимира Ильича, а под ней монитор, на котором идет кинохроника с его похорон:
Теперь переходим к экспонатам, связанным с историей железных дорог вообще.
Инсталляции:
(слева - образцы старых рельс).
Много старых документов, фотографий, различных предметов, связанных с историей "железки":
Комиссару - проход всюду!
Золотой и серебряный "Почетный железнодорожник", "Ударник Сталинского призыва", "Отличный движенец":
Значительная часть экспозиции посвящена роли железнодорожного транспорта в Великой Отечественной войне:
Ну и какой же железнодорожный музей без моделей! Здесь их много, разных, больших и маленьких.
ИС20:
Большая коллекция моделей вагонов и локомотивов находится на нижнем этаже:
И еще много-много других.
Официальное название: "Музей Московской железной дороги".
Адрес: Москва, Кожевническая ул.,2 (сразу слева за зданием Павелецкого вокзала).
Открыто со среды по воскресенье с 10 до 19 часов.
Точка на Яндекс-картах Паровозы серии У (вики)Паровоз У127 (вики)Статья в Википедии о музее.