Красоты Карелии, ч.2 - паровоз и Белые Мосты

Nov 23, 2020 13:50



Если не получается поехать, куда планировалось, отправляйся в Карелию. Этот принцип для меня становится уже безотказным методом. В 2015-м, когда не без участия скачков курсов валют сорвалась поездка в Китай, путешествие на север его с лихвой компенсировало, а в саму Поднебесную мы попали годом спустя. Теперь же коронавирус сорвал намеченный маршрут по Финляндии и Швеции, и мы снова воспользовались проверенным запасным вариантом, благо что он был примерно в том же направлении. В Карелии не слишком интересные города (хотя пара-тройка достойных найдётся), но и одной лишь дикой природой все её прелести не ограничиваются. После первого знакомства я писал про Кижи, Кивач, Гирвас, а также был отдельный пост о побережье Белого моря. Но стоящих мест в республике по-прежнему остаётся вагон и маленькая тележка. В этот раз мы посетили Валаам, но он оказался слишком насыщенным: о нём придётся писать отдельный пост. Так что в этом рассказе - всё остальное с юго-запада Карелии, куда мы отправились летом 2020-го после Приморска и Высоцка.


1. Сейчас, в ноябре, кажется, что летом в плане коронавируса было затишье, и эпидемии, можно сказать, не было. Но тогда всё ощущалось иначе - обстановочка была вполне себе нервозная, причём Карелия на всём нашем пути была едва ли не самым ответственным в плане ограничений регионом. Тут о своём прибытии надо было сообщить по телефону горячей линии, а в некоторых кафе и магазинах даже отказывались обслуживать без масок (видел со стороны, сам соблюдал). Вот и на въезде в республику всех тормозили, словно на границе. Впрочем, формальным ответом "отдыхать" на ещё более формальный вопрос "куда едете?" сотрудник удовлетворился. Карелия встретила прекрасной дорогой. С 2015-го трассу "Сортавала" полностью заасфальтировали и спрямили, не говоря уже о полноценном автобане ближе к Питеру. Только на последних паре десятках километров перед самой Сортавала остались очень извилистые участки, почти серпантин.


2. Если оставить за скобками Валаам, то первая точка, куда мы направились, попав в Карелию, - ставшая уже знаменитой Рускеала. Туда мы ехали уже во второй раз. В 2015-м, когда она ещё не стала мейнстримом, мы были в восторге от свежего и хорошо обустроенного туристического места на карте России. В этот раз впечатления были более прохладные. Видать, из-за закрытых границ и из-за того, что Рускеала раскрутилась, здесь очень много людей. Не получилось попасть на экскурсию в подземелье и покататься на лодке - всё раскуплено до конца дня. Хотя сам мраморный карьер, справедливости ради, всё так же хорош. Несколько новых объектов появилось, цены по-прежнему на удивление невысокие. Кафе тут вкусное и недорогое. Но на повторное посещение нас толкнуло несколько иное - ретропоезд «Сортавала - Рускеала», который тащит паровоз.


3. В сети про "Рускеальский экспресс" было написано столько хвалебного, что пройти мимо, попав в Сортавала, мы просто не могли. Тем более, в прошлом году ребёнок увидел отправление паровоза в Осташкове, что стало едва ли не самым сильным впечатлением того лета, так что логично было бы опробовать роль пассажира. Из-за ремонта дорог в городе мы с трудом добрались до вокзала за 5 минут до отправления, и на сам паровоз посмотреть не успели. Только найти свой вагон и запрыгнуть внутрь. Само собой, на соседнем пути - состыкованная с ретро-составом "Ласточка" из Петербурга:


4. У вагонов этого поезда внутренности дотошно оформлены в винтажном стиле. Это наследство бывшего "Николаевского экспресса", курсировавшего некогда между двумя столицами. Именно его вагоны отправились в Рускеалу.


5. Вагон-ресторан тут - настоящий музей. Можно даже билет купить для проезда непосредственно в этом вагоне:


6. Помимо граммофона тут ещё и рояль стоит. Более того, по каким-то случаям на нём даже специальный человек играет.


7. Средняя цена на билет, так, для справки, ниже, чем на пригородную кукушку во Владимирской области. Какой-то аттракцион неслыханной щедрости от РЖД. Я так полагаю, проект даже больше имиджевый, нежели коммерческий.


8. Отправляемся. Сначала поезд проходит насквозь через весь город Сортавала. Вокзал тут на юге, а движемся на север. Сортавала я подробно осмотрел ещё в 2015-м, и в этот раз, хоть и прожили тут три дня, городу внимания не уделили. А зря, было бы интересно посмотреть, что изменилось.


9. С моста через реку открывается неплохой вид на город:


10. Особенность движения под паровозом - клубы пара частенько закрывают виды из окна:


11. Большой недостаток "Рускеальского экспресса" - его слишком мало! Идёт он всего один час. За это время успеваешь только пофоткаться в ретро-интерьерах, осмотреть вагон-ресторан, выпить чаю из легендарного стакана с подстаканником, и уже пора на выход.


12. Даже и в окно толком посмотреть не успеваешь.



13. Хотя, надо признать, пейзажи на этой линии весьма неинтересные.


14. Крупных населённых пунктов, кроме самой Сортавала, нет.


15. Только пара невзрачных посёлков:


16. Природа тут тоже не слишком живописная. Даже удивительно, как в потрясающей Карелии надо было постараться проложить железную дорогу через столь скучные места. Идущие неподалёку автотрассы в разы красивее.


17. Тут же, в большинстве своём, лес да болота:

18. От тех же Тверской и Владимирской областей не отличишь.



19. Лишь в одном месте вспоминаешь, что ты в Карелии, - когда железная дорога проходит вдоль "стены" из скальной породы. Нефотогенично, зато на местности смотрится эффектно:


20. Да кое-где попадаются станционные домики предположительно финского периода:


21. Нельзя не вспомнить про прямой поезд из Москвы в Рускеалу. Надо сказать, проект "Рускеальский экспресс" выстрелил. Судя по заполняемости и количеству постов в соц. сетях, подобный аттракцион оказался интересен очень многим. Очевидным решением было подтянуть сюда самую многочисленную группу потребителей туристических услуг в России - москвичей. Изначально им для попадания в Сортавала надо было делать пересадку в Петербурге, но специально ради карельского паровоза "придумали" поезд "Москва - Петрозаводск", проходящий по западному берегу Ладоги.


22. К нему и цепляют прямые вагоны до Горного парка. Таким образом, москвичи тут даже петербуржцев обошли, которым приходится делать пересадку из Ласточки в ретро-состав в Сортавале. Вот только есть в этой схеме ложка дёгтя. Изначально "московские" вагоны в Сортавале просто цепляли к паровозному составу, но иногда, видимо, из-за большого пассажиропотока, из них формируют отдельный поезд на Рускеалу, который идёт с разницей в два часа с основным. И, самое главное, - под обычным тепловозом. Из-за этого теряется львиная доля смысла поездки, а многие, кто об этом заранее не знал и купил билет на него, чувствуют себя обманутыми. Вот тут, конечно, надо очень внимательно заранее узнавать, пойдут ли эти вагоны именно под паровозом.


23. С января анонсированы новшества. В расписании появилась некая "Ласточка" из Петербурга в Рускеалу напрямую. И, что ещё любопытнее, - на новогодние праздники 2021 ретро-поезд, включая и московские вагоны, продлят до Питкяранты, на линию, где пассажирского движения не было уже шесть лет, с момента "оптимизации". Всё-таки какой-то тренд на повсеместное восстановление пассажирского движения у РЖД появился, даже несмотря на вирус с короной. И это здорово.


24. Я же теперь лелею надежды на туристический поезд в Переславль-Залесский на паровозной тяге, который вроде как подготовили к запуску и даже устроили пробный рейс осенью 2020-го, но из-за ковида его перспективы пока до конца не ясны. Там можно будет уже подольше насладиться дорогой и прочувствовать атмосферу. Учитывая популярность Рускеальского экспресса, дальнейшее развитие подобных железнодорожных аттракционов на различных туристических направлениях кажется более чем логичным.


25. У проводника, помимо прочего, можно приобрести сувениры. Причём, с символикой даже не РЖД, как во всех остальных поездах, а непосредственно Рускеальского экспресса.

26. Один из немногочисленных остановочных пунктов на пути ретро-поезда - станция Хелюля, в непосредственной близости от Сортавала. Сам поезд при том нигде не останавливается.


27. Вообще, большая часть пути ретро-поезда проходит по не слишком крупной, но всё же вполне живой Западно-Карельской магистрали, по направлению на Костомукшу. И лишь от станции Маткаселькя отходит короткий подъездной путь к о.п. "Горный парк Рускеала". Он существовал тут и ранее, вроде как остался ещё со времён промышленной эксплуатации мраморного карьера. Но всё же, чтобы приспособить его под пассажирское движение под паровозом, полагаю, потребовались немалые вложения. Вот как раз южная часть станции Маткаселькя, где ретро-поезд уходит с основной линии в сторону Горного парка:

28. В сети упоминается ещё и некий "мраморный железнодорожный вокзал" в Рускеале, который тоже планируют реконструировать и подводить составы непосредственно к нему, но подробностей не нашёл. И так и не понял, откуда там может взяться какой-то исторический вокзал, если это был всего лишь подъездной путь к карьеру.


29. Прибываем на конечную:


30. Тут мы уже смогли неторопливо полюбоваться нашим ретро-поездом:


31. И, конечно же, паровозом. В Рускеалу (но не обратно!) нас тащил "Генерал" П36, недавно прошедший ремонт:


32. Ныне действующая платформа в Рускеале считается временной и расположена почти в километре от основной зоны парка. Здесь можно увидеть только руины мраморного завода, что на фото. Идти до карьера нужно пешком, по гравийной дорожке. Коляска по ней, кстати, не едет, вязнет в камнях, что стало неприятным сюрпризом. Билеты на территорию нужно покупать в кассе прямо у платформы. После прибытия поезда, само собой, в неё выстраивается очередь. Лучше покупать их заранее на сайте, т.к. на месте в 11 утра билетов на все объекты, кроме непосредственно входа в парк, уже нет в наличии.


33. Мы этим не озаботились, к сожалению. На все дополнительные развлечения (лодки, новая локация "Подземная Рускеала", тарзанки) количество билетов в день лимитировано, и, видимо, из-за наплыва народу, к прибытию поезда их уже просто нет.


34. Из-за этого наше пребывание в горном парке оказалось скучноватым. Самим карьером мы ещё в 2015-м вдоволь налюбовались, а никаких новых впечатлений получить не смогли. Порадовало разве что кафе.


35. Таким образом, паровоз стал главным в этой поездке. Заднюю часть тендера нашего "Генерала" из-за фонарей вполне можно принять за какой-нибудь локомотивчик. Но именно тендером вперёд он отсюда и поедет. Недаром же на этом фото он отцеплен от поезда!


36. Дело в том, что в Рускеале нет (как говорят, пока) разворотного круга, так что паровоз может уехать отсюда только задом наперёд. Из-за этого вслед за поездом из Сортавала задним ходом (!) отправляется второй паровоз, и уже в Рускеале цепляется к хвосту состава. Именно он и повезёт нас обратно.


37. А вот тащивший нас "туда" Генерал, как я уже сказал, с небольшим промежутком поедет обратно задом. Если после возвращения в Сортавала вы не уезжаете на питерской "Ласточке", не торопитесь уходить от железной дороги. Минут через пятнадцать вы сможете наблюдать, как задом наперёд по городу проносится ваш утренний паровоз. Зрелище необычное! Удобнее всего посмотреть на него у переезда. Но и на этом интересности не заканчиваются. На станции, в стороне от платформ, под парами зачем-то стоял ещё один, уже третий паровоз, который в таскании ретро-поезда участия вообще не принимал. Вот зачем он был нужен, я так и не понял.


38. Веерное депо станции Сортавала, реконструированное для обслуживания всего этого паровозного хозяйства. На текущий момент этот небольшой карельский городок стал едва ли не паровозной столицей России.


39. После Рускеалы с Валаамом покатались немного по Питкярантскому району. Вместе с соседними районами он образует северное Приладожье, одну из самых интересных частей Карелии. Питкярантский район усыпан мемориалами и захоронениями времён Зимней войны. Судя по тому, что при езде сквозь него с запада на восток названия довольно резко сменяются с финских на русские, где-то здесь проходила граница с Финляндией первой половины XX-го века. И, очевидно, здесь шли самые тяжёлые бои. Но современных туристов интересует в первую очередь карельская природа, на привлекательность которой, видимо, и рассчитывает местное руководство и РЖД, продлившие на новый год поезда до Питкяранты. В одном месте хотели выехать к берегу Ладожского озера, но упёрлись в какую-то базу отдыха и деревянный храмовый комплекс. Оказалось, новодел:


40. Посидеть на изрезанном берегу Ладоги и полюбоваться на шхеры оказалось не такой уж простой задачкой. На небольшом участке, где трасса "Сортавала" идёт прямо вдоль воды и выглядит безумно живописной, на всём протяжении отбойник и сплошная. Остановиться негде.


41. В большинстве остальных мест берег закрыт частными владениями, не хуже чем на тёплых южных морях. Пришлось сворачивать с трассы и ехать около 15 километров в посёлок Хийденсельга:


42. Одно из наиболее ярких мест в этих краях - водопад "Белые мосты". Ещё недавно был уделом походников, джиперов или просто упрямцев, которым машину не жалко. Дорога к водопаду могла убить всё удовольствие от его посещения. От асфальта сюда 10 километров, но 8 из них в последние годы превратили в отменный грейдер, где можно держать скорость до 90 км/ч. Теперь посетителей тут гораздо больше, и, видимо, место будет развиваться. Последние 2 километра плохой дороги, что на фото, каждый преодолевает по своему усмотрению. Кто-то бросает машину и идёт пешком, кто-то добирается до конца. Много полянок и посреди этого участка, где можно оставить авто.


43. Мы доехали до самого конца, к водопаду. Даже несмотря на дождь и лужи, добирались все, кто хотел, что хорошо заметно по авто на фото.


44. У водопада обустроена минимальная инфраструктура - необходимые для осмотра лестницы, мостики...


45. ...и даже указатели:


46. "Белые мосты" считаются одним из самых высоких водопадов Карелии. У известного и комфортного для осмотра Кивача они явно выигрывают, хотя Гирвас в редкие моменты водосброса всё равно зрелищнее:


47. Водопада тут два. Речка Кулисмайоки ненадолго разделяется на два рукава, и на каждом из них шумно падает с высоты. Первый водопад удобнее для осмотра. Лестница спускается прямо к нему, и можно обозреть и насладиться им с лихвой. Особо отчаянные даже купаются:


48. Вода бурого цвета, как всегда бывает у болотных речушек. На коже оставляет специфическое мылкое ощущение.


49.


50. Удивительно, насколько тиха и спокойна река уже в десятке метров от водопада. Просто красивая лесная речка:


51. Путь ко второму водопаду проходит над первым:


52. Второй рукав ещё более спокойный:


53. Но водопад тут не менее шумный и мощный. Точка только не слишком зрелищная, куда можно дойти. Находится как бы сверху и сбоку от него. Видно плохо, ещё и деревья загораживают. Теоретически вниз спуститься можно, но это уже исключительно на свой страх и риск - спуск не оборудован. С трёхлетним ребёнком точно нет.


С годами я стал более дотошным и занудным. Если в небольшой обзорный пост о природе Карелии 2015-го года вошло с десяток мест, включая Кижи, то в этот раз поездка на паровозе да водопад заняли собой целый рассказ, а Валаам и вовсе придётся выносить в отдельную запись. Впрочем, железные дороги всегда были моей слабостью. А в случае с Рускеалой РЖД создали столь бескомпромиссно потрясающий по меркам России объект, что, мне кажется, даже сами такого успеха не ожидали. Пока ещё паровозы не заполонили собой все более-менее туристически привлекательные ветки страны, Рускеальский экспресс смело можно рекомендовать всем. Отличная и свежая идея как для коротких поездок на выходные, так и для части большого путешествия по русскому северу. В следующий раз - город Питкяранта, центр района, в который на новый год хотят привлечь туристов, дотянув сюда поезд из Сортавалы. Сам город, правда, туристов вряд ли обрадует. Скажем честно, им лучше его вообще не видеть и даже не дышать там...

Карелия, ж/д, природа, Россия, фото, достопримечательности

Previous post Next post
Up