Индия. Гокарна. Коровье ухо Вселенной. Ч/1/2

Oct 11, 2020 11:22


Данный рассказ является как бы продолжением рассказа о Мурдешваре и посещении его храмого комплекса. Там я рассказывал о жуткой истории членовредительства, изложенной в легенде о Раване, которому наше всё Шива поручил божий дар известного свойства с названием лингам. Но Равана дал маху и про…терял божий орган, который, утеряв свои божественно-генитальные функции, был порушен в прах негодником Раваной. Так вот фрагмент реликвии, раскиданной во все стороны , приземлился и в здешних местах, ознаменовавши в дальнейшем святость этого места.





Собственно как и в предыдущем рассказе, я буду рассказывать всякие тысячелетние (если не поболее)  индийские сказочки и побасенки, и иллюстрировать их отснятым на "пленку" материалом для нескучного восприятия слов и ненадоедливого мелькания картинок. Там где надо сделать какие-то пояснения по фотографии или повосторгаться успехами фотографа и тому подобное - я буду делать это сразу же.



Ранголи, или альпона (рисунок-молитва) - нанесение орнамента на тщательно расчищенную и утрамбованную площадку перед входом в дом; им приписывали магическое значение и наносили на земле возле алтарей и мест жертвоприношений

Географически Гокарна (Gokarna) - город в округе Уттара-Каннада штата Карнатака, Индия. Расположен в 453 км от Бангалора, 240 км к северу от Мангалора и в 59 км от Карвара. Является важным местом паломничества в индуизме и популярным туристическим местом. Этот город храмов часто упоминается в текстах индуизма. Здесь расположено одно из известных божеств Шивы - лингам Махабалешвара. Среди туристов особой популярностью пользуются пляжи Гокарны.



http://tourpedia.ru/wp-content/uploads/2018/11/%D0%A8%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D0%BC-%D0%9C%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%88%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B0.jpg

В переводе с санскрита Гокарна означает «коровье ухо» («Го» означает «корова», «карна» - «ухо»). Согласно легенде, в этом месте Шива явился из уха Притхиви, принявшей образ коровы. Тут всё тоже не без национального колорита и религиозных верований. Короче говоря небезызвестный все Брахма вознамерился сотворить мир. Брахма он же без шести шивиных рук - как без рук - он и призвал Шиву себе в помощь.  А Шива для обретения моральной осмысленности предстоящих дел отправился набраться ума-разума в ад, где и застрял. Брахма же в ситуации, когда его семеро одного какого-то Шиву не ждут, сотворил мир самостоятельно в своем авторском видении. Чем и разгневал Шиву, возжелавшего вернуться обратно для выяснения отношений и дальнейшего проживания. Но его такое возвращение в его божественной сущности изничтожило бы нашу планету на превых же этапах её развития.



https://i.pinimg.com/originals/89/8c/25/898c257b0784bb3d6022c7e9b4c85533.jpg

И вот тут как персонаж появляется  упомянутая Притхиви - в древнеиндийской мифологии богиня, олицетворяющая Землю. Вот она и приняла облик коровы, а Шива мистическим путем преобразовавшийся до размеров человеческого пальца вышел через её ухо. А сие достопочтимое место считается местом рождения Шивы.
Да, давно это было много веков назад, но чтобы все эти дела осмотреть сейчас, надо не опоздать - так сказать сто тысяч лет и полтора часа, но не позже. Мы же попали сюда из-за пробок на дорогах с опозданием на эти полтора часа, и храм Ганеши оказался закрытым на «обеденный перерыв».



Пришлось нам прогуливаться рядом (благо есть на что посмотреть) и в очередной раз слушать легенду о лингаме и об участии в ней Ганеши.Жил был царь Ланки (Шри-Ланка сейчас) по имени Равана, который как и положено в древние времена имел и безусловное демоническое происхождение, то есть кое-что мистическое мог. И была у него мама, страстная поклонница Шивы, которая ежедневно на берегу океана воспроизводила лингамы в его честь для совершения поклонений. А ночью океан смывал все плоды её трудов.



Храм, посвященный одному из воплощений слоноголового бога Ганеши - Маха Ганапати.

И решил сын Равана вымолить у Шивы постоянно действующий, так называемый - атма-лингам. Поначалу он пошёл формальным путем, так как индуистское мифотворчество позволяло при исполнении обрядовых правил добиться от бога снисхождения и награды независимо от личного отношения бога к вопрошающему. Так вот Равана погрузился в аскезу, медитации, моления и жертвоприношения.Шива уже и готов был всё сделать по правилам, но явился к нему мудрец Нарада и стал разубеждать, так как с атма-лингамом Равана обрел бы плюсом ещё бы бессмертие и прочие божественные штучки.Ясное дело - Равана не стерпел такого долгого рассмотрения своего вопроса и  вообще несправедливости в ответ на свои соблюдения обрядов и отправился к Шиве добиваться положенного по-другому, с применением своих демонических способностей.



Храм Маха Ганапати

То есть просто шатал священную гору Кайлас, на которой обитал Шива. Шиве ничего не оставалось, как согласиться на насильно запрашиваемую аудиенцию. Но что-то пошло не так, Шива запудрил мозги Равану своим неожиданным предложением внезапно женить его. А в качестве невесты вручил ему свою подругу и спутницу  Парвати.



Храм Маха Ганапати

Чем собственно и удовлетворил на первых порах Равану, который и направился с девушкой домой восвояси без нужных призов. Надо сказать, что Парвати в своей другой ипостаси самая что ни на есть злобная Кали, и знал об этом, наверное, не один хитрец и мудрец Нарада. И привел Равана невесту в дом и познакомил с мамой, начисто забыв о своем сыновнем планируемом подвиге о добыче маме лингама на постоянку.



Ратха-ятра (Ratha-yātrā, «праздник колесниц») - один из главных праздников в вайшнавской традиции индуизма, связанный с одной из форм Вишну/Кришны - божеством Джаганнатха. Центральным элементом праздника является проезд колесниц с деревянными божествами Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры. Фестиваль Ратха-ятры отмечает возвращение Кришны к себе домой во Вриндавану после длительного периода разлуки со своими возлюбленными пастушками-гопи. Сейчас колесницы зачехлены.

Ну и, короче, как всегда бывает, когда обманывают взрослых, а тут вообще практически смертельный случай - со свекровью - счастье не срослось; а мама сыну глаза на невестку открыла. А сын, вспомнив о своём обязательстве, пошел опять скандалить к Шиве. Шиве деваться некуда - выписал он Раване атма-лингам со склада, но в качестве обременения поставил условие, чтобы не землю этот причиндал не ставился ни при каком условии.



Ещё одна Ратха-ятра

А в это время, предвидя столь печальный финал переговоров, мудрец Нарада отправился к Ганеше. Ганеша - реально сын Шивы и Парвати; а по распространенному анекдоту свою голову получил забавным стечением обстоятельств. Шива в процессе своих медитаций упустил сам факт рождения сына и, увидев в покоях Парвати юного мужичка, срубил ему инстинктивно голову. Вникнув в сущность своих деяний после объяснения ситуации Парвати, Шива наколдовал, чтобы  Ганеше приделалась голова первого встречного, которым оказался слон.



И ещё одна Ратха-ятра

Однако интриганы мудрец Нарада и бог Ганеша засомневались по поводу побочных симптомов обладания таким причиндалом в виде бессмертия и немыслимой силы, даруемых простому такому царю, и решили божественный подарок незаметно конфисковать. Ганеша убедил аналогичного бога, но хранителя мироздания Вишну ввести временное сумеречное положение в стране, и тогда Равана начинает совершать свои ежедневные религиозные отправления в виде омовения.



Улочка с гирляндами трав

Так вот мудрец Нарада вступил в тайный сговор, что Ганеша прикинется пред глазами Равана мальчиком брахманом знатных кровей, которые никогда не врут - стало быть им можно доверять, и обманет искателя божественных артефактов. Так всё и случилось…



Священные коровки

Ганеша предстал перед Раваном в момент, когда ему стало необходимо исполнить религиозные процедуры посредством омовения в море. Он наказал мальчику держать в руках атма-лингам, а, случись что - троекратно просигналить новому владельцу предмета мистического свойства о наличии нештатной ситуации. И полез в воду поплавать брассом. Ганеша с учетом уговора с Нарадом скороговоркой и тихонечко оттарабанил сигнал тревоги и водрузил лингам на белый индийский песочек. Равана хотел было наказать пацана, но он же бог - кто его накажет?!



Лингам, уличный лингам

И стал Равана выковыривать лингам из почвы, в которую тот врос не мира сего корнями. И как в нашей русской поговорке говорится, что сдуру можно и член сломать, так и случилось с Раваной - разлетелся агрегат на несколько фрагментов и по разным индийским провинциям. И там, где части исходного божественного причиндала приземлились - там теперь священные индийские города и храмы.



Лингам поближе

В ходе творимых разрушений и надруганий Равана подарочный футляр забросил в Саджешвару, художественно уникальную крышку закинул в Гюнешвару и Дхарешвару; а ткань, в которую был завернут священный предмет, зашвырнул в Мурудешвару.



И опять лингам, ну не попали в к Ганеше

Ну, и ладно - не попали мы к Ганеше, пойдем в Sri Mahabaleshwara Swamy Temple - как раз основной святыне Гокарны. Это индуистский храм 4-го века, построенный в классическом Дравидийском архитектурном стиле. Это место религиозного паломничества. Храм выходит на городской пляж на Аравийском море, где индуистские паломники очищаются перед посещением храма для поклонения. Храм считается таким же святым, как храм Шивы в Варанаси (Kashi) в Северной Индии на берегах реки Ганг. Поэтому храм Махабалешвара, Гокарна, известен как Dakshin Kashi ("Kashi юга"). Храм обожествляет Праналингу - Pranalinga ("реальность Бога, которая может быть понята умом"), также называемую Атмалингой или Шива Лингой. В легендах говорится, что божественная сущность храма дарует огромные благословения преданным, даже тем, кто только мельком видит его.



Входим



Разуваемся



Идем по плитам, которым больше полутора тысяч лет



Вид направо (в центре, слева - собственно храм)



Знакомимся с ценником на ритуальные услуги (в рупиях, недорого)



Вид налево (в центре, справа - собственно храм), куда мы и выдвигаемся

Храм является одним из семи священных Muktikshetras -  Муктикшетр ("мест спасения") в штате Карнатака. Это место, где многие индусы Карнатаки совершают погребальные обряды для своих усопших. Шесть других Муктикшетр в Карнатаке находятся в Удупи, Коллуре, Субраманье, Кумбаси, Котешваре и Шанкаранараяне.



Завернули за угол



И тут вход в храм, куда иностранцев не пускают

Согласно вышеизложенной легенде Атмалинга оказался в Гокарне на территории храма, где он теперь обожествляется. Да, да - это был Равана, Король Демонов Ланки, известный из эпоса, Равана принес его туда с горы Кайлаш в Гималаях.



А местные внутри осуществляют молельные процедуры



Можно что-то подсмотреть ...



А это напротив - другой выход в город с приглашением возвращаться



Священный бык... Или его потомок.. Нандин (санскр. नन्दिन्, Nandin, «счастливый») или Нанди - в индуистской мифологии слуга и друг Шивы. Нандин считается символом и ваханой Шивы и часто изображается в индуистской иконографии как белый бык или существо с бычьей головой. Часто встречаются изображения вриша-вахана, в которых руки Шивы как бы лежат на отсутствующем быке Нандине. Его статуи находятся во многих шиваитских храмах. Скульптура Нандина в этих храмах обычно ставится перед входом, головой к алтарю. Этим бык воплощает бхакта Шивы. В южноиндийских и тямских храмах Нандин изображается как бык, лежащий против главной молельни храма. Во время тандавы этого бога именно Нандин сопровождает его танец своей музыкой. Иногда Нандина рассматривают как зооморфный образ самого Шивы, так как последний часто изображался на индийских монетах быком. Нандин, когда он является индивидуальным объектом почитания, выражает идеи сексуальной мощи, деторождения и плодородия. Выступает он также и как охранник всех четвероногих животных и предводитель ганов, прислужников Шивы. Согласно «Ваю-пуране» Нандин является сыном Кашьяпы и Сурабхи. В других пуранах описывается, что Нандин появился из правой стороны Вишну и был дан как сын мудрецу Шаланкаяне, или что он сын мудреца Шилады, дарованный ему Шивой. Иногда именуется Нандикеша или Нандикешвара. Под этими именами в «Рамаяне» он проклял Равану за то, что тот назвал его «обезьяной»



Обходим храм по часовой стрелке



Удалось вехушку храма засянть не против солнца



Старинные павильоны

Первое строительство храма было осуществлено царем Маюрашармой (Mayurasharma) из династии Кадамба (правление 345-365 гг.). Опять же, легенда гласит, что Маюрашарма хотел узнать о ведических ритуалах и Ашвамедха-Ягне (ритуале жертвоприношения лошади). Он отправился в Канчипурам, крупный религиозный учебный центр, но там его оскорбил всадник-охранник. Он был разгневан и поклялся победить правящую династию Паллавов. После поражения паллавов царь попросил некоторых жрецов совершать ежедневные ягьи (yajna), чтобы сохранить свое господство над регионом. Сын Маюрашармы, Царь Кангаварма (Kangavarma), привел брахманов из разных родов, чтобы поддерживать управление в храме. Классический санскритский писатель Калидаса (Kalidasa) упоминает "Владыку Гокарны" в своем труде 4-го века "Рагхувамша" (Raghuvamsha).



На стыке эпох и технологий



Поклонились - помолились



Ещё один поворот вокруг храма (третий) - ответвление влево...



И длинный переход в другой двор

Храм представляет собой большой комплекс святилищ, и большая его часть относится к более позднему периоду Виджаянагара - Vijayanagara (1336-1646 гг.). Однажды и император Виджаянагары посетил этот храм. Во время правления царицы Ченнаммаджи и ее сына сомы Сехаранаяки из келади, Вишвешварая из Халасунаду-Кундапура построили павильоны Чандрасала и Нанди. В 1665 году царь - воин Шиваджи (1630-1680 гг.) совершил богослужение в храме Махабалешвар после роспуска своей армии в Гокарне.



Проходим...



... и заходим



Здесь ещё культовые учреждения



Но наша цель - сюда



Культовое деревце у входа

В 1676 году английский путешественник Фрайер посетил Гокарну во время фестиваля Маха Шиваратри и подробно описал храм.Храм построен из гранита в Дравидийском архитектурном стиле. Атмалинга хранится в храме на квадратном Салиграма Пита (пьедестале). В центре пьедестала есть небольшое отверстие, откуда преданные могут видеть вершину Атмалинги. Божество, вырезанное из камня - изображение Господа Шивы, видно в стоячем положении с двумя руками. Каменному изображению, как говорят, 1500 лет. Иностранцам, в том числе практикующим индуистам неиндийского (западного) происхождения, не разрешается входить в святилище-святилище и видеть Шивалингу.



Это бассейн над которым развеивают прах кремированного почившего индуса (крематорий рядом же)



Ритуальные тексты



Да, так печально



Крематорий за забором

Религиозные обряды, соблюдаемые большинством верующих, сопровождаемых их священниками, состоят из бритья головы, поста, а затем омовения в Аравийском море, напротив храма. Затем они поклоняются Господу Ганеше  в храме Шри Маха Ганапати, который находится рядом с   Храмом Махабалешвар. После соблюдения этих религиозных процедур верующие посещают главную святыню Махабалешвара для Даршаны (зрелища божества). Идол помещен в яму на полу. Верующие могут прикоснуться к идолу и совершить пуджу самостоятельно. Это противоречит другим храмам, где верующим не разрешается ни прикасаться к идолу, ни совершать пуджу.



Выходим - и всё идем по кругу по часовой стрелке



Такой же длинный обратный проход

Праздник Шиваратри, празднование Союза Господа Шивы и богини Парвати, отмечается в Гокарне в феврале, когда святыню посещает очень большое количество паломников. Во время праздника проводится Рат-Ятра. Изображения Шивы и других божеств устанавливаются в колеснице, которую преданные торжественно везут по городу в сопровождении барабанных оркестров. Ратха-Ятра начинается от храма Шри Маха Ганапати в конце главной рыночной улицы, также известной как Car Street.



Почти вышли



Поклонились - помолились



Очередное культовое деревце



Вышли на улицу

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Индия

Previous post Next post
Up