Куба: еще не поздно! Часть первая.

Feb 01, 2020 09:52

Отзывов по Кубе в сети не просто много, а очень много. Поэтому постараюсь писать только факты с минимумом «соплей» и фото, хотя словоблудие и графоманство - мой тяжкий грех. И вот опять написал слишком много и в один пост не лезет...



Не обойдусь без вступления. Ехать «пакетом» в Варадеро у меня даже мысли не было никогда. Внезапно, еще в июле 2019, при ленивом просмотре предложений на новогодние каникулы, выплыла цена 43 тысячи рублей (что тогда составляло 600 евро) на человека за туда-обратно в Гавану через Париж авиакомпанией Air France, но вот правда из Москвы, с вылетом 31 декабря туда и возвратом 11 января обратно. Одиннадцать суток на Кубе не так и плохо, подумал я. Цена высока, но это Новый год и на соседние даты она вообще в полтора раза выше. Багаж не включён, дак нам он и не нужен, у Эйр Франс очень терпимые требования к ручной клади. А до Москвы и обратно уж как-нибудь прочучухаем.
О стране в целом. Много слышал и читал возгласов бывалых туристов, что Куба уже не та, что с приходом новой экономической политики утеряна та самая аутентичность, что кубинцы стали жадны и нет уже «той самой Кубы». Не согласен. Возможно кастровский заповедник уродливого коммунизма уже утерян, но на Кубе еще очень интересно. Кубинское общество переживает сейчас тот же период, что переживала РФ и почивший ныне СССР в период конца 80-ых - начала 90-ых годов прошлого века. Зарождение коммерции, сочетание умирающей государственной экономики с пока еще очень слабой частной.


РФ смогла как-то вылезти из того самого развала с помощью отчаянной продажи природных ресурсов, у кубинцев же есть теплое море и поток туристов, так как даже собственные огромные запасы никеля и кобальта они пока освоить не в состоянии, Китай им в помощь. А при Фиделе и подавно были не в состоянии: тот умел только языком молоть да сосать из титьки «совка» в обмен на размещение ядерных боеголовок, в то время как миллионы сограждан сосали шиш в кармане (средняя зарплата в госсекторе до сих пор едва ли 15 долларов в месяц). Но оставим политику политикам, каждый народ достоин, как говорится. И я хочу сказать , что та старая Куба, наверное, куда-то уже пропала, да и нельзя два раз зайти в одну и ту же страну, всё меняется в этом мире. Но мне лично было очень интересно сравнивать «тогдашнюю» российскую жизнь с «теперешней» кубинской. Так что ехать точно надо, так как Куба (пока еще!) - не картонная прилизанная карибская страна по типу Доминиканской республики. Есть еще своя аутентичность, да еще какая. И дело совсем не в знаменитых кубинсках «чиках» (куда мне с самоваром-то) и в роме с сигарами (не пью я и не курю). Одна прогулка по не очень туристическим кварталам Гаваны оторвёт вам крышу гарантированно.
Маршрут. 31 декабря прилёт вечером в Гавану, затем два дня осматриваем столицу, а утром третьего для уезжаем на Viazul в Playa Giron, там проводим три дня, затем утром на такси (100 км) едем в Съенфуэгос, там один день и на утро на такси (по факту уехали на Viazul) едем в Тринидад. В Тринидаде этот день и еще два дня, затем утром на Viazul в Гавану, ночуем в столице и вечером следующего дня улетаем домой. В общем, такой не напряжённый трип.
Ошибки планирования маршрута. Их две:
1. Надо было сразу на сайте брать билеты на VIazul на мелкие переезды из Плайа Хирон до Съенфуэгос и из Съенфуэгос в Тринидад, а не надеяться на такси, которое стоит конских денег.
2. В Тринидаде делать больше одного дня нечего, надо было на один день больше взять на Плайа Хирон.
Средства передвижения. Почитав сколько стоит взять в аренду машину и какого они при этом качества, я эту мысль отбросил сразу. Передвигаться на такси тоже крайне дорого, на местные междугородние автобусы иностранцев не сажают, поэтому вариант оставался один: автобусы Viazul https://www.viazul.com/ . Специальные автобусы для иностранцев. Внешне они ничем не отличаются от обычных междугородних: всё те же самые китайские Yutong разной степени потрепанности. Для них просто выделен отдельный уголок на автовокзале: касса (стол с компьютером и служащим), может даже зал ожидания, отдельное окошко для сдачи багажа.
Билет можно (и нужно!) купить заранее на сайте, цены номинированы в долларах. Переезд Тринидад-Гавана (300 км, пять с половиной часов в пути с сорокаминутной остановкой) стоит, например, 25 долларов, а сто километров между Съенфуэгос и Тринидад - шесть долларов с человека. Продажи билетов на следующий месяц на сайте открываются как вздумается кубинцам: например, на январь 2020 года неожиданно открыли в ноябре 2019 года, а могли и намного позже. Если на сайте уже нет билетов, то это не значит, что вам их не продадут заранее в кассе, если вы туда придете, в этом случае с вас возьмут ту же сумму, что и на сайте, только в куках. Вообще, с подсчетом мест в автобусе у кубинцев не очень: даже имея билет, вы можете поехать сидя в проходе или стоя. Говорят, что не часто, но так бывает.
Почему нужно покупать билеты заранее? Расскажу вам историю. Из Плайя Хирон в Съенфуэгос мы рассчитывали поехать на «такси коллективо». Всего-то 80 км. Хозяйка жилья в переписке обещала, что это будет стоить 9 кук с человека (при стоимости билета на Viazul в семь кук). Зачем привязываться к автобусу, который приходит в Плайя Хирон даже по расписанию в 10:15 утра, а по факту и вообще в 11, лучше уедем на такси, раз так дешево, подумал я. Реалии оказались другие. По факту хозяйка сказала, что с такси проблема и она попытается найти за 15 кук с человека. И за день до отъезда сказала: нет, не нашла. Мы потопали на автобусную станцию покупать билеты. На двери офиса висит вот такое замечательное объявление:


Окей, пришли утром в день отъезда (т.е. на следующее утро), к 8:30. Вот только оказалось, что объявление там уже висит неделю (!) и само-собой офис так никто ни не открыл. «It’s a Cuba», сказала хозяйка casa, многозначительно покрутив рукой у головы. Толпа туристов у офиса собралась здоровая, но вот только всем до единого нужно было в Тринидад, куда таксисты активно забирали народ по 25 кук с человека. Нам же нужно было как-то попасть в Съенфуэгос, попутчиков мы не нашли и пришлось ехать на такси вдвоём за 50 кук. Вот так, с помощью кубинского менталитета, 18 кук легко превратились в 50. Вывод: в задницу кубинцев, покупаем билеты на сайте и едем на автобусе. Приехав в Съенфуэгос, мы сразу на вокзале постояли 20 минут в очереди и купили билеты на следующий день в Тринидад.
Теперь о билетах и технологии посадки. Купив билет на сайте, вы должны распечатать полученный на почту квиток. Купив билет в кассе заранее (хоть даже на следующий день), вы получите бронь на бумажке. С этой бумажкой (или с распечатанным квитком) за час до отправления автобуса, но не позднее, чем за полчаса (хотя по факту, и за 10 минут можно) вы являетесь на автостанцию в офис Viazul, стоите в очереди и в обмен на эти бумажки получаете уже настоящий билет. Затем несете свой багаж специальному человеку, который смотрит ваш билет, крепит на багаж бирку (вторую половину бирки даёт вам) и забирает его. Багаж погрузят в автобус без вашего участия. На мелких станциях типа Плайя Хирон багаж сдавать некому (да там вообще нет никого!), поэтому всем процессом занимается непосредственно водитель автобуса.
В автобусах, как правило, работает кондиционер, поэтому озаботьтесь кофтой или/и пледом. После уличной жары даже при плюс 18 будете чувствовать себя некомфортно.
Общественный транспорт в городах. В отличии от междугороднего, ездить туристу на нём вроде как не возбраняется. Пользовались в Гаване, чтобы добраться до Fusterlandia, пользовались в Съенфуэгос, чтобы доехать с мыса до центра.
Для Гаваны очень рекомендую установить на свой смартфон приложение Habanatrans. Там есть все маршруты общественного транспорта столицы с местами остановок прямо на карте. Приложение работает офф-лайн. Очень удобно. Стоимость проезда грошевая: как правило, пол-местного песо. Да, вы не ошиблись: это едва ли полтора рубля на наши деньги. Понятно, что это уже не деньги даже для кубинцев: в автобусе в Съенфуэгос я протянул водителю десять местных песо, он дал понять, что сдачи нет. Скорее всего, ему просто лень было считать мне девять песо сдачи. Тут мне протянула монетку в один песо какая-то молодая кубинка, сидевшая на переднем сидении, ей я и заплатил водителю. Кроме обычных автобусов, есть и «коммерческие» маршруты, которые стоят по 5 местных песо и дороже: это либо желтого цвета пассажирские российские «Газели», либо все те же Yutong. Ходят они, видимо, регулярнее.
Такси. Ими, конечно, также приходилось пользоваться. На Кубе, как и в любой бедной стране «третьего» мира, практически каждый автомобилист - таксист. Есть, конечно, официальные такси желтого цвета, новенькие. Но мы на них не ездили. Я без понятия как они заказываются, да и зачем это делать, когда, подняв руку в любом месте, вы гарантированно через минуту останавливаете машину. В целом, такси сильно дороже, чем у нас в Питере, например. Поэтому, мы старались ими не пользоваться. Есть, конечно, и свои нюансы. Во-первых, известные всем «коллективо». Это таксист, который едет по популярному маршруту (по какому-нибудь центральному проспекту) и подбрасывает всех желающих по фиксированной цене. Например, в Гаване - это один кук. Это совсем не для туристов. Так ездят местные. Внешне эти такси совершенно не отличаются ничем от обычных авто. Во-вторых, ночью такси существенно дороже, чем днём. Еще один признак неразвитой страны. Перестаёт ходить общественный транспорт и таксисты вздувают цены. У нас в крупных городах уже давно наоборот: ночью цены могут быть в разы меньше, потому что нет пробок, а конкуренция ничуть не меньше, чем днем. Но что такое пробки неведомо кубинским работникам руля. Пример: Гавана, пять-тридцать утра, нам надо доехать с района угла улицы Эскобар и Нептуно до терминала автобусов. Это два с половиной километра. Пешком минут 25. Останавливаю такси:
- Сколько?
- Десять кук!
- Нет!
Следующий.
- Сколько?
- Десять кук!
- Нет!
- Дак ведь ночь же (показывает жестом на часы).
- Едь, говорю, отсюда. Пять кук - максимум, что ты можешь получить.
Нам не проблема дойти пешком. Багажа практически нет. Уходим. Догоняет. Согласен на пять кук. Для меня это странно. Полно такси на пустых улицах. Нет клиентов. Ехать пять минут. Зачем жадничать? Уедешь ведь с пустым карманом. В Питере по Uber в такое время такси на такое расстояние будет стоить … ну может 70-80 рублей… а тут лупят чуть не в десять раз больше. It’s a Cuba.
Кстати, и из аэропорта, и в аэропорт из Гаваны мы уезжали по одинаковой цене - 20 кук. Какой-то общественный транспорт где-то там есть, но тащиться туда, конечно, совершенно, не хочется. Аэропорт от Гаваны не близко, ехать можно минут 40, так что рассчитывайте время.
Отдельная история про автопарк.


На Кубе, как известно, множество старых американских автомобилей выпуска сороковых-пятидесятых годов прошлого века, которые кубинские революционеры отжали у законных владельцев.


Не знаю, как они сохранились столько долгое время во влажном тропическом климате и что там у этих автомобилей сейчас вместо родного мотора, но факт остаётся фактом: бесплатный музей ретро-авто вам гарантирован не только на улицах Гаваны, но и любого городка.


И, если в столице часть авто используется для развлечения туристов,


то в остальных городах - это вполне себе рабочие лошадки для собственных нужд, а также для такси.


Кстати, о лошадках. Удивительно, но в провинции лошадь - это вполне себе средство передвижения и тягловая сила вместо авто. В том же Playa Giron этих животных не меньше, чем четырехколёсных стальных коней всех марок. Это и такси, и в магазин сгонять,


и груз перевезти.


Кроме ретро-машин эпохи ранней революции, на Кубе множество авто советского и российского производства. «Лады» всех мастей, «Нивы», «Москвичи», который у нас давно отправлены на свалку истории, тут вполне себе бегают. А российские «Газели», как я уже упоминал, не малая часть общественного транспорта Гаваны, а новые «Лады-Весты» - такая же часть нового таксопарка.
Современных же автомобилей мало и они, в основном, китайского производства.
Жильё. Первый раз воспользовался услугами сайта https://www.airbnb.com До это как-то не приходилось. Главное условие было: собственная ванная комната, кондиционер, холодильник. Разброс цен от 10 до 20 евро за комнату (casa particular) в сутки, на большее даже не заморачивался. Что удобно на Airbnb: деньги списывают сразу, в поездке можно не беспокоится об этом и комиссия сервиса невелика . И почти на все варианты жилья есть возможность отменить без потери денег, если передумал и нашел лучше. Так же есть возможность активно переписываться с хозяевами, они достаточно бодро отвечают.
Конкретные места проживания:
Гавана. Apartamento privado Margaret y Mediel https://www.airbnb.ru/rooms/21088733 (23.1375, -82.3677). Координаты где живут хозяева, сама квартира в доме напротив. Это отдельная квартира со своей мини-кухней, мини-гостиной и спальней, что удобно, так как не пересекаешься с хозяевами и не зависишь от них. Находится на четвертом высоком этаже и подъем по узкой лестнице. Для нас это не было проблемой. Расположение хорошее - 15 минут пешком до Капитолия и в то же время нет толп туристов. Цена вопроса - 20 евро в сутки. Рекомендовать на 100% не буду, но вариант неплохой. Минусы не очень существенны: горячая вода не особо горячая, слишком мягкий матрас.
Гавана. Casa Raúl & Amayra (23.1297, -82.3758) https://www.airbnb.ru/rooms/25542007 Тоже мини-квартира. Расположена в нетуристической части Гаваны, близко к автовокзалу, поэтому мы тут и остановились на обратном пути. Цена вопроса 15 евро. Хозяин бесплатно оставил нам свой смартфон, который у него специально для гостей, чтобы мы могли пользоваться интернетом, благодаря чему мы зарегистрировались на рейс. Всё бы хорошо, но с утра во всём здании вырубили свет, а после обеда воду. Понимаю, что “It`s a Cuba”, но все равно было неприятно.
Playa Giron. Hostal Sur Caribe https://www.airbnb.ru/rooms/16906308 (22.0691, -81.0278). Всё хорошо, но это не отдельная квартира, а комната в доме, пусть и со своей ванной комнатой. Минус только в том, что шумновато от хозяев. В целом, рекомендую: прекрасное местоположение, автобусы в Caleta Buena и Punta Perdíz останавливаются прям у порога. Завтраки очень нажорливые. До пляжа Playa Coco 12 мин пешком. Хозяйка крайне адекватная: всё расскажет, всё покажет. Цена вопроса 20 евро. Завтраки по 5 кук с человека.
Cienfuegos. B&B Fefa e Ide (22.14269, -80.44248). Изначально через airbnb бронировали жильё рядом, но по приезду нас хозяйка переселила в дом напротив, так как ей было надо уехать по личным проблемам. Мы не были против, так как жильё оказалось гораздо лучше забронированного: большая комната, хороший санузел, есть даже гель для душа, что не характерно для Кубы, очень приличный завтрак за 5 кук с человека, хозяйка организовала раздачу интернет со своего смартфона за 1 кук в час. В общем, могу рекомендовать.
Trinidad. Yanara Fambyh Hostal https://www.airbnb.ru/rooms/17094150 (21.8032, -79.9801). Цена 10 евро за ночь. Комната в доме на втором этаже, но хозяев не видно и не слышно. Не самый центр, но местоположение хорошее, до центра пешком минут 10. Тринидад вообще не большой город. Хозяйка мега-адекватная, всегда готова помочь, рассказать, показать. Рекомендую. Завтраки по 5 кук с человека и они весьма неплохи, особенно самодельный сок из гуавы. Минусы: за такие деньги, понятное дело, комната весьма «базовая», но всё необходимое есть. Сантехника, конечно, не в лучшем виде.
Погода. В среднем +28+30 С днём и +21+23 С ночью. Были дни до +32 днём, но пару ночей было всего +18 С и спать было комфортно даже без кондиционера, а с утреца приходилось даже кофты одевать. Дождей не было, но пару дней (один в Playa Giron, другой в Тринидад) были пасмурные и ветреные.
Продоложение само-собой завтра ...

Куба, Гавана

Previous post Next post
Up