Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди отказались от погребальных даров, ибо желали, чтобы ноша их была легка, но оставили свои курганы. Когда-то давно Один научил их насыпать курганы над могилами.
Возможно это было главное суздальское кладбище, сейчас это место называется Мжарский могильник, некрополь у реки Мжары. Мы отправимся туда, чтобы посмотреть, что от него осталось.
Вид из "города мертвых" на Суздальский кремль.
Каменка - река породившая город Суздаль.
Сумрачный Суздальский кремль остался позади,
о его валах и церквях я писал раньше. Нужно идти на юг в сторону Владимира - города отнявшего первенство у древнего Суздаля. Сейчас здесь нет ни души, ибо город давно спит.
На въезде в город стоят две церкви - Знаменская и Ризоположенская, их возвели в 18 веке на месте когда-то сожженного монголами женского Введенского монастыря. Здесь нам нужно повернуть налево и искать мост через речку Мжару.
Этот мост Чинват отделял когда-то мир живых от мира мертвых. Сейчас с той стороны реки тоже есть деревни, и река Мжара превратилась в болото заросшее камышами
Женский Введенский монастырь существовал одновременно с городским кладбищем Суздаля в в XII-XIII вв.. Возможно сестры-монашки следили за могилами, поэтому рядом с курганным полем появился именно женский монастырь - валькирии даже после прихода христианства в эти края продолжали выполнять свои прямые обязанности.
Сейчас Мжарский могильник - археологический памятник федерального значения. Это единственный некрополь крупного древнерусского города оставшийся не застроенным.
Мжарский некрополь относительно поздний, он существовал в XI-XIII вв., т.е. здесь хоронили уже христиан, а не язычников, поэтому крупных курганов на кладбище нет - максимальная их высота 1 метр, самый большой диаметр кургана - 8 метров.
Если присмотреться, можно увидеть множество небольших холмиков, это и есть могилы средневековых суждальцев.
Все эти курганчики были разрыты археологами за 150 лет изучения некрополя, поэтому сейчас это поле усеяно сплошными воронками и кратерами, как будто его бомбили артиллерией.
На переднем плане разрытая воронка кургана примерно 5 м. диаметром.
Вдалеке виднеется комплекс церквей в Михалях, это храмы Михаила Архангела (1769г.) и Флора и Лавра (1803г.) Когда-то Михайлова сторона, или Михали, принадлежала в XII веке владимирскому князю Михаилу Юрьевичу (Михалке).
Древнее кладбище находилось на мысе, там где речка Мжара впадает в Каменку. Могилы предков должны находится на высоком месте, так было заведено во всех ранних русских городах, сейчас грандиозные курганы на высоком речном берегу можно увидеть только в Ладоге.
Здесь хоронили богатых горожан, при раскопках курганов были найдены остатки тканей шитых золотыми нитями, также нашли шейную гривну скандинавского типа. Это было именно русское городское население, каких-либо многочисленных этноопределяющих артефактов на кладбище не обнаружили, почти не было каких-то специфичных украшений, бытовых предметов, оружия, т.е. нельзя сказать, кем были погребенные - славянами, финно-уграми или скандинавами.
Умерших хоронили по обряду труположения (иногда со следами частичного сожжения), что свидетельствует о сохранении языческих представлений среди русских христиан XI-XIII вв. Если нельзя сжечь тело целиком, его хотя бы частично обрабатывали огнем.
Ряды раскопанных курганов.
Всего на кладбище было обнаружено 359 насыпей, к сожалению, значительная часть курганов была разрыта в 1851-1852 гг. графом Уваровым - большим любителем кладоискательства, что несколько затруднило изучение могильника. Собственно, вид артиллерийского полигона некрополь приобрел именно из-за подобной активности археологов. Мжарский могильник является не только средневековым памятником, но и памятником становления российской археологии.
Предметов и ценностей на кладбище было мало, ведь это уже захоронения суздальцев, ставших христианами.
Хотя когда-то Один учил их, что в мир иной нужно брать как можно больше богатств:
"Один ввел в своей стране те законы, которые были раньше у Асов. Он постановил, что всех умерших надо сжигать на костре вместе с их имуществом. Он сказал, что каждый должен прийти в Вальгаллу с тем добром, которое было с ним на костре, и пользоваться тем, что он сам закопал в землю. А пепел надо бросать в море или зарывать в землю, а в память о знатных людях надо насыпать курган..."
"Круг Земной" (Сага об Инглингах)
Но после Крещения люди в Суздале верили, что их Спасителя зовут Иисус Христос, а он не требовал закапывать в землю клады. Археологи не нашли здесь ничего кроме обрывков одежды и немногочисленных украшений.
Если кости древних суздальцев выкапывались целых 150 лет археологами, как же они смогут встать для Последней Битвы, спросите вы?
На что благой Ахура-Мазда давно дал свой ответ:
"Заратустра спросил Ахура Мазду: «Откуда опять возьмется тело, которое унес ветер и увлекла вода? Как произойдет воскрешение мертвых?»
Ахура-мазда ответил:
«Если мною была создана земля, которая несет весь материальный мир, и ничто не держит мир, кроме нее;
если мною были направлены в воздушное пространство светил солнце, луна и звезды;
если мною было сотворено зерно, которое, когда его разбрасывают по земле, прорастает и умножается;
если мною был создан огонь в растениях и других предметах без их сожжения;
если мною был сотворен и сформирован в утробе матери сын и были созданы по отдельности кожа, ногти, кровь, ноги, глаза, уши и другие части тела;
то каждое из того, что было сотворено мною, было для меня труднее, чем осуществить воскрешение, потому что мне при воскрешении поможет то, что они уже есть. А если бы они созданы не были, это было бы сотворением из того, чего не было. Знай, что если уж я создал то, чего не было, то почему же для меня невозможно воссоздать то, что было?"
"Сотворение основы" (Бундахишн)
"Когда же змей Гозихр, с лунной вершины упадет на Землю, Земля сожмется, как овца, на которую набрасывается волк. И потечет река расплавленного металла, и всех людей заставят войти в нее и очиститься.
Тому, кто праведен, покажется, что он идет как бы в теплом молоке, а тот, кто грешен - пойдет в расплавленном металле."
"Сотворение основы" (Бундахишн)
Никто из жителей Суздаля не знал, когда все это случится, но в XI веке все уже ждали прихода Царства Небесного.
И сейчас одинокий рыбак все продолжает ловить души в темной воде.
"Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов."
(Евангелие от Матфея. 13:47-50)
"И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нём называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадем. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого..."
(Откровение Иоанна Богослова. 19:11-12,16)
Видение белого коня
Мои посты о Владимиро-Суздальской земле:
Кидекша - крепость Юрия Долгорукого Сумрачный Суздаль Ветхий город Владимира "Новый город" старого Владимира Владимир - вторая столица Руси Боголюбово - замок князя Андрея