Эта история о том, как я полюбил сараи, проехал с детьми 5 тысяч километров и устремился к бессмертию.
Я давно обременён ипотекой, у меня семья с малолетней дочкой, я не ахти как зарабатываю по сравнению с коллегами, и всё же я постоянно пускаюсь в путешествия. Родители и родственники цокают языком, чтобы попустился, да посидел лет пять-семь дома, пока не выплачу кредит за квартиру, приложения учёта семейных финансов тихо укоряют за якобы неликвидные траты, но я не сдаюсь. Мне кажется, я так справляюсь со смертью, которая рано или поздно случится. Путешествия - это стремление к бессмертию, один из смыслов жизни и борьба с охватывающим периодически чувством пустоты. В путешествиях время идёт осмысленнее, а время, ужимаясь до минимума, становится при этом бесконечным.
На этот раз мы скатались с детьми на машинах из Москвы до запада Норвегии и обратно. И вышло это путешествие совсем не в ту сумму, чтобы о ней печалиться. Но обо всё по порядку.
1. Прелюдия.
Ноябрьским вечером я понял, что не хочу оставаться в Москве на новогодние праздники. В прошлый год, хоть мы с семьёй хоть и пытались проявлять невероятную активность, ездить куда-то в Подмосковье, но всё равно было тоскливо. Уж слишком долго тянется у нас Новый год. Да и в горы с бордом хотелось. Я набрал Макса. С ним и с его питерской компанией мы неоднократно ездили на машинах в Скандинавию.
- Привет! Вы куда кататься в этот раз на новый год?
- В Миркдален в Норвегию. Мам классно! Мы там были в прошлом году.
Я посмотрел по карте - от Москвы до Миркдалена было 5000 километров туда-обратно. Авиабилет на новогодние праздники до Осло стоил 24 тыс. руб., на троих (жена и дочка) получалось около 70 тысяч. Плюс поезд из Осло, плюс автобус. Это только дорога. Дороговато. Выходит, снова на автомобиле. Около 13-15 часов требовалось на дорогу от Стокгольма. Обычно мы ездили до Хельсинки, там грузились на паром до Швеции. Когда мы дальше ехали из Стокгольма до шведского Оре, было 6-7 часов пути, в норвежский Хемседаль часов пять. Но здесь... Уж слишком утомительной показалась дорога, и я стал искать другие варианты.
Красная Поляна сразу отпадала из-за дикого наплыва народа на праздники, в Италии и Австрии мы катались недавно, французские и швейцарские Альпы отпугнули своим новогодним ценником. Был вариант полететь в Банско, что в Болгарии. Но там на праздники тоже набивались огромные очереди на подъёмник первой очереди. Да и главное - там не было бы хорошо катающейся питерской компании. А компания в каталке это самое главное. Поэтому я снова набрал Макса.
Макс начал расписывать, что дорога дальняя, да, но зато в Миркдалене практически нет людей, и из-за близости Гольфстрима там постоянно валит снег. Снег и пустой курорт - звучало заманчиво. Конечно, погода в горах это всегда лотерея. Может повезти, а можешь просидеть в доме все дни как дурак. Но главное, что туда едут питерские ребята. Этот факт перевесил все прочие отрицалово. Надо было за оставшееся время забронировать дом, купить билеты на паром, сделать визы и выбрать машину.
Миркдален предлагал расселение либо в единственной гостинице за 50 тыс. руб. двухместный номер на неделю, либо в домиках за 96 тыс. за трёхкомнатные апартаменты с гостиной и камином на 6-8 человек. Мы выбрали второе, чтобы разместиться там тремя семьями по 2 человека в комнате. Поскольку администрация не принимала оплату по сети, нужно было совершить банковский перевод SWIFT в евро, который норвежцы конвертировали в свои ноки (да, в Норвегии, как и в Швеции до сих пор кроны, они сознательно не входят в евро-зону).
Билетов на паром из Хельсинки в Стокгольм на удивление было много. Причём даже на новогодние даты, хотя обычно билеты разбирают месяца за два. Не знаю, сказался ли кризис, или год неурожайный, но мы спокойно купили билеты за 150 евро за машину (в него ещё входит каюта на 4-х человек) туда и за 65 евро обратно.
С визами история обстояла такая. Я помнил, что норвежцы жопятся и выдают визы лишь строго на время поездки. Даже полугодовой шенген для россиян у них считается шиком и выдаётся в крайних случаях. Поэтому, чтобы не обломаться, мы подали документы на французский шенген во французское, соответственно, консульство. Через три дня французы нам выдали паспорта с 5 (пяти!) летними шенгенами. Даже 3-х летней дочке, которая до этого вылетала с нами лишь в Турцию и Болгарию, шлёпнули шенген до 2021 года, когда ей исполнится 8 лет. Не призываю вас ни к чем, но сей случай - хозяйке на заметку.
Ехать на свой машине не очень хотелось, благо, снимая пяток лет автопрограммы для телека, у меня есть выходы на автокомпании. Хотелось протестировать какую-то новую тачку, на которой ещё не ездил. Кроме того, вещей предстояло везти прилично, учитывая всякие детские чемоданы и шмотки для проживания четверых человек на неделю. В мою тачку всё бы влезло с трудом. Поэтому я взял на тест Volkswagen Passat Variant, который обновился в прошлом году. Честно, я не очень люблю сараи, потому что кажется, что кузовы «универсал» откровенно пенсионерские. С виду это неповоротливые коровы, которые предназначены лишь для перевозки тёщиных ковров на дачу. Так считает и большинство автовладельцев в России, поэтому «универсалы» в страну поставляются отнюдь не массово. Но продюсер нашей автопрограммы Антон сказал, что я категорически неправ. Он был уверен, что тачка ещё себя покажет. «Окей, посмотрим» - подумал я.
Теперь оставалось дождаться праздников и отправиться в путь.
2. Москва - Стокгольм.
Вечером 27 декабря мы погрузили все вещи в машину, посадили дочку и тронулись в Питер. По дороге лютых приключений не было. Трассу за прошедшие пару лет здорово отремонтировали, прямо красота. Платная дорога в объезд Вышнего Волочка так вообще Европа и стоит 200 рублей. А вот трасса через Химкинский лес хоть и хороша, но жлобски дорогая, за 50 километров отдаёшь 400 рублей. Сразу поразил расход тачки, который показывал всего 6 литров на сотню! Это при 150-сильном двигателе. Учитывая адскую стоимость бензина в Скандинавии, это начинало радовать. В Питер приехали под утро. Забрали брата жены и отправились в Хельсинки.
На границе народу было немного, прошли оба погранпункта за полчаса. Наверное, народ в этом сезоне поджал ремешки и по европам предпочитает не кататься.
Финская столица за прошедшие годы никак не изменилась, да и смотреть там никогда особо было нечего, поэтому время в ожидании до парома провели в подбухивании крафтового пива в местном кафетерии.
Надо сказать, что я твёрдо решил провести этот новый год в трезвости и добром здравии. «Доколе!» - размышлял я перед праздниками. «Откуда взялось это бездумное пьянство? Зачем разрушать свой организм, если он того не желает?!». Я решил, что праздники пройдут в спортивном настрое с чаем, травами и соками.
Факап случился сразу после границы. Опрометчивое решение о трезвых праздниках было нарушено в ближайшем дьютике, где закупили литров пять алкоголя, предпочтительно ягермайстера и финской водки. Далее в дело вступило то самое крафтовое пиво. А ведь ещё впереди был паром. На этих плавучих многоэтажных алко-судах финны и шведы проводят выходные, плавая от столицы к столице и набухиваясь до состояния зомби. Там находятся несколько баров, ночные клубы, казино, рестораны и магазин беспошлинной торговли. Ещё один. Если пассажиры остаются в состоянии ходить, то они добираются до кают, где размещаются по четыре тела на двуспальных кроватях.
Наутро паром прибывает в Стокгольм, где при выезде все автомобили встречает кордон шведской полиции. Копы тщательно продувают водителей алкотестером. И если выявляют пары алкоголя, то довольно мощно штрафуют. А если у бедолаги не оказывается подменного водителя, ещё и отправляют машину на штрафстоянку.
У нас всё прошло ровно, на тестере загорелся зелёный сигнал, арабовидный полицейский лишь пожурил за непристёгнутого сзади пассажира.
Вернувшись на пару часов назад, можно было увидеть меня в ресторане парома, поедающего настоящий шведский (в Швеции же) завтрак за 10 евро с человека. Я знал, что нас будут встречать полицейские, а потому решил плотно подкрепиться. Когда плотно поешь - нет алкогольного выхлопа.
Стокгольм - прекрасен. Просто примите это как факт. Сюда хочется возвращаться. Возможно, он подходит нашему северному менталитету, возможно, он просто уютный.
Город сочетает в себе прелесть узеньких средневековых улиц,
широких солнечных набережных, красивых зданий
и утилитарно-приятных скандинавских гостиниц.
Ранее уже имея опыт встречать Новый год на центральных улицах Стокгольма, мы предпочли остаться на территории гостиницы, благо там было несколько милых внутренних дворов и большой парк рядом. Бегающие даже ночью шведские граждане смущали своим спортивным настроем и пугали палевом.
Фейерверки бомбили огнями.
Арабы на улицах веселились с петардами.
ABBA с ютюба вселяла уверенность в завтрашнем дне.
Утро первого января маячило вялой нежностью.
Если доведётся вам оказаться в Стокгольме, очень рекомендую заглянуть на музейный остров. Там расположены практически все главные музеи города. В первую очередь - Скансен. Это интересное совмещение под открытым небом национального музея и зоопарка. В старинных деревянных домах, свезённых со всей Швеции, вас встретят актёры в костюмах - крестьяне, дворяне, служащие. Актёрам запрещено разговаривать с посетителями, они совершают привычные домашние дела: нарезают овощи, растапливают камин, пукают.
Снаружи по просторной территории, огороженной невысокими заборчиками, расхаживают животные, живущие на территории Швеции - северные олени, волки, рыси, кабаны. Умиротворение да и только.
Если с вами будут дети, тогда бегите сломя голову в Юнибакен. Это местный детский центр-музей с классными площадками.
В Юнибакене я сам стал ребёнком и щипал себя за палец, потому что мне казалось всё сном. Вы садитесь в вагончик и начинаете путешествие по мирам Астрид Линдгрен. Раздаётся приятный женский голос на русском и начинает рассказывать вам сказки, которые вы натурально видите перед собой. Сначала декорации деревни и небольшие фигурки персонажей, потом ночные крыши Стокгольма, над которыми летит вагон, затем комнату Карлсона, куда вы попадаете через стену. А дальше, становясь маленьким, вы попадаете в мышиную норку, пролетев через которую, оказываетесь в пещере дракона.
Всё вокруг тёплое, ламповое, сделанное заботливыми руками из материалов, которые можно потрогать (а не бездушно цифровое как на аттракционе Трансформеры в парке Юниверсал в LA). Дочка в восторге! Все счастливы, ведь там ещё есть три детских площадки с разными декорациями, где можно ползать, бегать, прыгать, скатываться, открывать, кататься на каруселях, выступать в театре, готовить на игрушечной плите и искренне верить, что детство это самое счастливое время жизни.
А впереди у нас было 900 километров и приблизительно 15 часов пути.
3. Стокгольм - Осло.
Путь из Стокгольма до Миркдалена мы условно разбили на 4 отрезка. Так было психологически проще смириться с долгой дорогой. Точками остановки были Эребро, Карлштад и Осло.
Автомобильные поездки прекрасны тем, что ты свободен. Останавливаешься где хочешь, смотришь что считаешь нужным, глядишь во все глаза. А дороги по Скандинавии правда живописны, интересны и предлагают множество вариантов для прогулок.
Эребро имеет прекрасно сохранившийся средневековый замок. Стоя под его величественными и одновременно элегантными стенами, ухмыляешься, представляя себя здесь лет 350 назад - точно б закололи как русского врага.
В Карлштаде есть красивая набережная и исторический мост.
В Осло мы просто забирали Сашу, прилетевшего белым человеком прямым рейсом из Москвы.
А ничем не примечательный шведский город Арбуга имеет работающий в праздники автосервис. Никто из нашей компании не узнал этого, если б не машина Макса. Через 150 километров после Стокгольма у неё порвался ремень ГРМ. Автомобиль на буксире дотащили до города едущим в паре Амароком. За окнами был вечер 1 января, все достопочтенные шведы или уже спали, или вот-вот надевали спальные колпаки. В машине четыре человека и куча сноубордического стафа. Впереди долгожданный отпуск и 750 километров до забронированного дома в Норвегии. Казалось бы - жопа. Но вот чудом выяснилось, что в городе открыты пиццерия и магазин. Парни побежали туда спрашивать за починку. Через 10 минут им дали адрес автосервиса, и сказали, что там их ждут. В автосервисе оказался один механик, который, осмотрев мотор, согласился принять машину в ремонт. Но только с завтрашнего дня и с суммой ремонта эквивалентной 150 тыс. руб. Парни перегрузили все вещи, забив Амарок до дури, утрамбовались в салоне и начали решать что лучше:
- оставить тачку в шведском сервисе, отвалив озвученные деньги
- выписать автомеханика из Питера, оплатив ему билеты, бухло и работу,
- либо на обратном пути взять машину на буксир и дотащить до дома.
Взвесив все против, решили оставить машину в Арбуге и забрать её в конце января.
4. Осло - Миркдален.
Дорога от Осло до Миркдалена имеет всего две полосы, периодически поднимается вверх до высоты в 1 километр и петляет зигзагами. Когда едешь здесь ночью, то совершенно не осознаёшь, что по обе стороны открываются безумно прекрасные виды. Лишь снег в лобовое стекло, темнота, лёд на дороге и тоннели. только потом, на обратном пути понимаешь, что ехал по одной из самых живописных дорог Европы. Вылетаешь из тоннеля, а там гигантская скала высотой полкилометра, влетаешь в следующий тоннель, вылетаешь, а там невообразимой красоты фьорд. И снова тоннель, уже другой по стилю, особенный. Да, тоннели! Такого их количества я не встречал ни в какой другой стране мира. Тоннели, тоннели, тоннели. Словно вырезанные в скалах горными троллями. По пути мы проезжали самый длинный в мире автомобильный тоннель Лердальский. Все его почти 25 километров оценить не хватило сил, поскольку к этому моменту дико хотелось спать. Пятнадцать часов за рулём и вот меня сменил Саша, которого мы посчитали не сильно утомлённым недавним мажорским самолётом.
По дороге мы бодрили друг друга переговорами по рации, уточняли не утомились ли компаньоны, тормозили на заправках раза три, чтобы заправить вторую машину (она расходовала порядка 14 литров на километр).
Немногие знают, что Норвегия входит в десятку крупнейших экспортёров нефти, на ней стоит вся норвежская экономика. А между тем бензин стоит порядка 100 руб. за литр, это даже дороже чем в соседней Швеции. Полный бак обходится примерно в шесть тысяч рублей. Поэтому расход Пассата в 6 литров на сотню продолжал очень и очень радовать. При моторе 1.4 литра мотор выдавал 150 кобыл - этого было вполне достаточно, чтобы при полностью загруженном салоне и багажнике на крыше резво обходить фуры. Особо резвым товарищам казалось, что мотор 1.4 слабоват, но когда в очередной раз тормозили на заправке, видели цену в 16 NOK (почти 110 руб.) за литр, то гасили резвость радостью за малый расход топлива.
К 7 часам утра доехали, наконец, до Миркдалена. Получили ключи от дома и, только, закинув вещи, немедленно выпили водки. Организм был в полном расколбасе. Оставалось поспать часа три-четыре и, наконец-то, катнуть.
5. Миркдален
А сейчас я вам сделаю то, что зарекался делать - я вам сдам Миркдален.
Про этот норвежской горнолыжный курорт знают немногие. Точнее, практически никто. Он был построен всего лет десять назад, а потому ещё пока плавно развивается.
На курорте всего пять подъёмников (два кресельных и три бугельных), из инфраструктуры одна гостиница, один прокат, ресторан и три десятка домиков под съём. Нормального любителя борда или горных лыж такое богатство должно, по идее, отпугнуть, ведь это всё попахивает семейной вялотой и скучной тошнотой по паре трасс. Но это всё ширма.
А на сцене - Гольфстрим. Благодаря которому здесь выпадает большое количество осадков. Море всего в 100 километров, поэтому снег здесь валит регулярно.
Дальнее расположение и малоизвестность располагают к небольшому количеству людей. В новогодние праздники здесь каталось человек 40-50, из них тридцать было из нашей компании. Это новогодние праздники! Когда все остальные курорты забиты бухими массами под завязку. Малое количество людей означало не только отсутствие очередей на подъёмники, но и то, что целинные места оставались нераскатанными несколько дней подряд. К слову, когда на 7 января на курорт приехало много отдыхающих, я прямо растерялся.
Стоимость скипасса тоже радует - за семь дней я отдал в пересчёте на наши 10 500 руб. В то время как в прошлом году в Австрии отваливал по 4500 руб. каждый день.
Но хватит сопливых радостей, остальные цены на курорте были по-настоящему норвежскими. То есть адовый ценник на прокат, инструкторов и бухло в баре. А если вы приедете не компанией, то вечером вам будет особо нечем заняться. Никаких мест силы, кроме бара при гостинице, здесь нет.
6. Берген
Если забить на каталку в Миркдалене, заготовить бутербродов, сесть с утра в машину и проехать полтора часа вдоль фьордов, то можно оказаться в Бергене - втором по величине городе Норвегии и её древней столице.
Если не спать по пути, то можно выхватить фантастические виды. Через пару минут после того как их сфоткаешь, уже не веришь, что видел это собственными глазами. Любую фотографию можно ставить на заставку в телефон или продавать Microsoft в качестве заставки для новой операционной системы.
В Бергене в первую очередь стоит заглянуть в исторический рыбацкий район Брюгген.
Лет 900 назад он был основан немецкими рыбаками, через 600 лет перешёл под управление норвежцам, а 100 лет назад пришёл в запустение. Когда-то здесь жутко воняло рыбой и отбросами, сейчас же этого нет и в помине.
Специально созданная комиссия финансирует ремонт деревянных каркасов зданий и обновление района.
Здесь расположены всякие кафе, шоурумы, офисы небольших культурных предпринимателей, короче местный Флакон или Винзавод, только поменьше и поплоше.
Город расположен вокруг бухты на холмах. Чем-то это напоминает Сан-Франциско (или район LA Малхолланд Драйв) - такие же гористые парковки, длинный большой мост, парк на вершине города с вечерними огнями внизу.
Ещё город похож на Эдинбург - такой же северный и серовато-влажный.
На горе Флёйен у подножия которой расположен Берген, есть чёткая обзорная площадка и там, как уже сказал, есть парк, в котором можно гулять или детьми или одному. Наверх ходит фуникулёр, цена на который вполне норвежская, то есть высокая. Можно взять билет в одну сторону, а вниз спуститься пешком. При наличии машины можно доехать до промежуточной станции, припарковать там машину и отправиться наверх по цене в четыре раза дешевле.
По мне так самая главная достопримечательность Бергена это рыбный рынок. В летнее время он раскидывается прямо на площади в порту, в зимнее время ютится под крышей здания рядом. Внутри десяток продавцов, которые предлагают примерно одинаковый ассортимент, но по разным ценам.
В этом же здании ресторан, где можно сразу съесть всё, что приобрели. Мы взяли ассорти рыб, мясо кита и прочих креветок.
А домой попросили нарезать лосося, чтобы съесть его сырым. Ребята, это восхитительно! Под крафтовое норвежское пивко сырой лосось просто растворяется во рту, оставляя прямо какое-то божественное послевкусие.
Цены под стать московским рыбным ресторанам - около 2000 руб. за килограмм свежатины.
7. Миркдален - Осло.
Через неделю усиленной каталки мы повалили обратно. На этот раз мы ехали днём, а потому успели вдоволь насладиться видами по пути.
Высоченные скалы.
Фьорд во Фламе, куда заходят огромные морские круизные лайнеры, а пассажиры тут же пересаживаются на железную дорогу.
Тот самый Лардальский тоннель протяжённостью 24,5 километра. Внутри у него три больших зоны для остановки, которые для благоприятности восприятия подсвечиваются синим цветом.
Бескрайние снежные поля на плато, находящемся на высоте 1 километра.
Шесть часов и мы в Осло. Заселяемся в гостиницу, которая находится, по ощущениям, в каком-то гетто. В гостинице долбят марихуану какие-то студенты, а снаружи ходят арабского вида граждане. Становится тревожно. А зря, ведь уровень преступности в Осло один из самых низких по Европе. И к слову про мигрантов. На сегодняшний день мигранты составляют около 9% населения страны. Почти одну десятую! При этом значительную долю составляют выходцы с Ближнего востока. В конце прошлого века норвежское правительство искало способы освоить северные территории, где холод, горы и мрачняк. Сами норвежцы ехать туда работать отказывались, поэтому правительство активно способствовало привлечению на работу иммигрантов. Те оказались вполне смекалистыми и по прибытию в страны в холода ехать не хотели, а селились вокруг Осло. Недавно правительство Норвегии очухалось и решило ужесточить миграционное законодательство. Более того, правительство запустило пиар-компанию по отпугиванию будущих потенциальных мигрантов, а тем кто уже оказался в стране, пообещало заплатить деньги, если они уедут. Но те пока не суетятся - зарплаты в стране одни из самых высоких в мире. Мы встретили плотника, который спокойно сказал, что получает 280 тыс. руб. в месяц. Средние менеджеры в Газпроме, мне кажется, зарабатывают меньше.
Денег в стране и правда много. Есть даже фонд будущих поколений, который создан на случай, если в стране закончится нефть. Сейчас его размер больше $ 800 млрд. Не удивлюсь, если норвежцы по примеру швейцарцев или соседей-финнов будут обсуждать безусловную оплату за гражданство.
Ещё одним показателем местного благосостояния служит количество автомобилей Тесла на улицах.
Столько Тесла одновременно я не видел нигде! Вон, Тесла, через пять минут ещё одна, через три минуты снова. Здесь же повсеместно находятся бесплатные зарядки TESLA Supercharge. Всё как Маск и обещал.
Ладно, гундосить и завидовать все умеют. Вот я и не буду. Мы спокойно поехали в мой, ставший уже любимым, Парк скульптур Вигеланда, парк людей.
Вот куда я точно рекомендую точно сходить тем, кто посетит Осло. Это очень человечный и эмоционально-волнительный парк, он состоит из скульптурных групп, которые отражают разные состояния человека.
Каждая из скульптур передаёт свой смысл и свою эмоцию и каждый тут найдёт скульптуру и эмоцию по своему состоянию и взглядам.
8. Осло - Москва.
Из Осло до Стокгольма домчали за световой день. Обратный паром оказался интереснее, чем предыдущий. Тут даже была детская комната с горками и игровыми приставками, которые тут же оккупировали, разумеется, папаши.
В Турку были утром. Через 6 часов стояли в очереди на границе с Россией-матушкой. Датчик топлива показывал 0 литров, поэтому не терпелось уже дорваться до российского бензина с ценником в три раза меньше скандинавского.
Утром следующего дня мы благополучно оказались в Москве.
Ну, а теперь о самом вкусном.
Что почём вышло.
Бензин на машину обошёлся в 26 тыс. руб., то есть по 6500 руб. на пассажира.
Билеты на паром обошлись в 14 тыс. руб. на машину, итого 3500 на человека.
Страховка, расходники на тачку и проч. около 10 тыс., считай 2500 с каждого.
Итого дорога 12 тыс. руб. с пассажира, то есть одной моей семье 36 тыс. вместо 80-90 тыс. самолётом.
Проживание в доме Миркдалене на неделю - 96 тыс. руб. на 6 человек, то бишь 16 тыс. с постояльца.
Еда + алкоголь на неделю (часть закупали в России, часть покупали в Норвегии) - 16 000 с человека.
Вот так и получилось, что всё вышло совсем не в ту сумму, чтобы о ней печалиться.
А я за эти деньги полюбил сараи, оказалось это действительно удобные и практичные машины, а не старпёрско-пенсионерские. Хотя, соглашусь, по первости они производят именно такое впечатление.
Что ещё я получил за озвученные деньги? Немного приблизился к бессмертию. Чего и вам желаю.