Токсовский природный парк. Из Токсово в Осельки: экологический маршрут вокруг озера.

Oct 17, 2023 00:07

Год назад мы познакомились с небольшой экотропой в Токсовском лесопарке. Нам тут понравилось, и мы решили, что обязательно обойдем его в будущем целиком. И вот мы вернулись сюда осенью этого года. Оказалось, что этот лес носит статус особо охраняемой природной территории, и называется теперь Токсовский природный парк. И это одно из ближайших от Петербурга мест, где удалось сохранить большой массив нетронутой дикой природы. Мы побывали на двух экотропах на болоте, нашли секретную стоянку на Кавголовском озере, а также дошли до очень красивого и уютного пляжа в поселке Осельки. Читайте мой репортаж и смотрите фотографии, чтоб узнать для себя замечательные места для прогулок недалеко от города!

Чем Токсово невероятно ценно для петербуржцев - так это тем, что от ближайшей станции метро Девяткино сюда ехать всего 15 минут. Это если на электричке. На автобусе чуть больше, но тоже не очень долго. А от станции довольно быстро можно дойти до различных озер и лесных массивов. Мы приехали на электричке и двинулись к южным границам природного парка

Прошли вдоль заброшенного и заросшего травой железнодорожного пути. Когда-то он вел к складам боеприпасов, которых нынче уже нет

Заброшенный железнодорожный мост через реку Токсу. С него сняли и рельсы, и ограду. Если стоять на мосту, то справа будет через пару сотен метров заповедная территория Токсовского природного парка. А слева просто лес, охранного статуса не имеющий.

Но слева тоже интересно и красиво. Здесь живописные места. При этом здесь не запрещено делать пикники с костром.  А в природных парках и заказниках костры делать нельзя.

Красивое место у реки. Здесь мы решили остановиться, чтоб посидеть у костра и приготовить в лесу обед, потому что в природном парке можно будет только гулять

Накануне был ливень, но мы с нашими походными навыками легко нашли сухие дрова. И костер быстро вспыхнул. На нем мы пожарили себе тыкву и кабачки, сделав вкусный и полезный вегетарианский обед

После обеда в лесу мы дошли до главного входа в охраняемую природную зону.  В самом начале нас встречает небольшой лесной водоем. На карте он называется озеро Людное.

Здесь есть место для отдыха и чаепития.

Столб с названием экологического маршрута. Недалеко отсюда большинство оставляют свои машины и дальше идут пешком. К нам это не относится, мы пешком шли еще от станции, но большинство здешних туристов это изнеженные горожане, которые лишних километров никогда не пройдут.

Дошли до первой экотропы на болоте

Тропа заканчивается смотровой площадкой. Вдали, за маленькими деревцами за заднем плане, большие просторы Кавголовского озера, на берегу которого и выросло это болото

В дождливые годы болото топкое, и по нему не погуляешь. Но этот год был теплый и сухой. И можно спокойно ходить в стороне от настила. Кое-где из мха и травы выжимается вода, но если ходить аккуратно, то можно гулять даже в кроссовках. И ноги останутся сухими. Однако все равно смотреть надо под ноги, чтоб не попасть в окошко с водой, где можно уйти по колено или бедро.

Вид на тропу сбоку

Набрали здесь клюквы, поели. Ягод тут не очень много - по одной на кустику. Сказывается большое присутствие туристов. Почти все доходят сюда, а потом разворачиваются и идут обратно, им хватает нагрузки в пару километров. Поэтому здесь все, что до тропы, ощипано людьми, зато потом места богатые и грибами,  и ягодами.

Смотровая площадка

Вид со смотровой площадки. Прямо перед ней небольшое окошко с водой.

Дошли до второй экотропы. Год назад мы здесь не были, видим это место впервые. Она тоже идет по болоту

Эта тропа короче. Заканчивается смотровой площадкой с видом не на болото, а на лес. Я попробовал по ней прогуляться. Грунт здесь представляет собой торф, который местами влажный, и под ногами чавкает вода, но для прогулок он довольно безопасен. Природа вокруг весьма приятная

И вот здесь клюквы было очень много! Туристы сюда доходят значительно реже, поэтому ягоды тут никто не собирал

Вид на площадку со стороны болота

Идем дальше по дороге, которая обходит по кругу все Кавголовское озеро. Нам предстояло интересное открытие. Мы нашли место, которого не было на карте. Это тайная стоянка на Кавголовском озере. Которое летом одно из самых людных и посещаемых, здесь в жару могут быть многие тысячи людей. Но на эту стоянку приходят люди очень редко, здесь почти не натоптаны тропы, не примята трава. Здесь можно отдохнуть в тишине, любуясь красотой природы

Пейзажи здесь очень красивые, а звуки со стороны поселка и железной дороги сюда не долетают. Тишина, покой и красота...

Как же мы догадались о существовании этого места? Дороги сюда нет ни на одной карте, все отчеты о посещении Токсовского леса о нем молчат. Сейчас расскажу, почему я решил сюда пойти. Дело в том, что посреди ровно заболоченного западного берега озера была видна узкая коса, которая далеко уходила в сторону озера, рассекая болото пополам. Поэтому и захотелось по ней пройти - ведь не могло это место заканчиваться ничем. Уж слишком оно выделялось. На косе не было толком дорог - лишь одна тропинка, местами заваленная деревьями. Но с двух сторон от тропы были канавы, которые отделяли ее от болота, осушая ее и не давая ей тоже заболотиться. Кто-то когда-то отделил полоску суши от болота этими канавами. Наверно здесь был чей-то хутор, или дом лесника, не знаю. Сейчас не осталось ничего. Но зато можно дойти прямо до озера. В тихое и безлюдное место.

Полянка на берегу озера. Здесь видны следы костров, заросшие травой. Изредка здесь бывают рыбаки

Торфяной берег за канавой. Дикая природа.

Несмотря на то, что был конец сентября, здесь было огромное количество ягод, которые никто ни разу за год не собирал. Вот голубика

А вот черника

А еще каждый из нас набрал здесь много грибов. Особенно порадовали подберезовики - здесь их было много.

Вернулись на лесную дорогу, которая шла вдоль озера. Дальше было несколько километров по лесу, где не было ничего примечательного. Недалеко от поселка Осельки мы увидели мостик через канаву и зону для отдыха в лесу.

Красиво оформленный вход в лесопарк со стороны Осельков

Наконец мы прибыли в финальную точку нашего маршрута - на красивый пляж в Осельках. Это тоже Кавголовское озеро, которое настолько большое, что ходят к нему с трех станций - из Токсово, из Кавголово и из Осельков

Красивый берег

Здесь озеро намного приятнее, чем в Токсово или Кавголово. Ничто не мешает любоваться природой. На дне песок, и вода тут чище, чем на больших пляжах.

Пейзажи у пляжа очень красивые

Сосны и песок. Что может быть лучше?

Это было последнее воскресенье сентября, а наши туристы массово пошли купаться. Кто будет читать в следующие годы, может подумать, что все любят моржевание, поэтому напомню для будущих читателей, что в этом году лето закончилось 30 сентября. Сентябрь был таким же теплым, как август, температура в отдельные дни поднималась до 25 градусов. Поэтому даже в конце сентября купаться было тепло.

Кораблик на пляже. После купания идем смотреть на зону отдыха, устроенную на берегу.

Деревянная крепость. Здесь можно играть в сражения с пиратами. Для детей тут очень круто

Корабль с мачтой. Сразу вспоминается книга "Остров Сокровищ"

Вид на пляж с корабля

Подвесной мостик из крепости на корабль

Для детей тут раздолье. Но и взрослым приятно погулять. Те, кто это сделал - молодцы!

Кто б мог подумать, что именно в Осельках будет самый крутой пляж Всеволожского района!

Наблюдательный пункт с видом на озеро. Отсюда можно наблюдать, не приближается ли пиратский корабль...

Нос корабля

Спускаемся в трюм

Трюм корабля выглядит очень реалистично

Замечательное окончание экологического маршрута! Пляж с кораблем входит в охраняемую природную территорию. Поэтому здесь следят за порядком.

В получасе ходьбы от пляжа станция Осельки. На нее мы  и идем, чтоб сесть на электричку до Петербурга. От Осельков ехать на две остановки дальше, чем от Токсово, но все равно приезжаем  в город довольно быстро. Отличные здесь места для отдыха, и совсем рядом, можно рекомендовать всем!

Если вам понравился материал в моем блоге, то можете отблагодарить немного, перечислив немного денег  на мою карту, привязана к телефону 8-921-7558379.

Это будет мне знаком, что мои материалы интересны людям. Буду благодарен за вашу поддержку в наступившие трудные времена!

Подписывайтесь на мой блог, читайте про красоты России и про ее историю!