Простейший пример компарации по значению такой - когда мы помещаем в чай сахар и ложку, сахар растворяется, а ложка - нет. Отсюда мы наделяем сахар признаком "растворимый", а ложку - "нерастворимый". Точно так же мы можем закрыть отверстие в стене стеклом или фанерой и определить, что стекло "прозрачно", а фанера - нет. То есть компарация в ее наиболее элементарной форме - это определение альтернатив. От уровня таких альтернатив мы идем дальше к более сложным соотнесениям и к более тонкому выбору объектов сравнения, когда, скажем, один процессор от компьютера сравнивается с другим и определяется, что один быстрее другого на 5% и то - лишь на определенном классе задач.
В философском же смысле важно одно - есть один объект и есть другой, которые при таких-то обстоятельствах и таких-то манипуляциях так-то соизмеримы между собой и эти их качества восходят к их собственным свойствам, но - не к нашей "вкусовой реакции" на эти объекты.
Другое дело, что само событие сопоставления - оно "не конечно", и высокой науке доводится судить, что и ложка растворяется в чае - но это сложная тема ...
Если же говорить о средствах выражения ("литературный"), то мы в таких наших рассуждениях исключаем этот фактор, мы думаем, что наше "растворимый" сугубо дискретно и не имеет склонений. Но - мы можем пойти и в эту сторону и начать рассуждать о "запасе хода" понятия. Наука же нашла свой способ обойти этот момент созданием ее эталонов меры, которые, можно сказать, что "практически дискретны", но и построены они не как нечто наши смыслы, но явно как физические объекты, будь то твердофазные формы или периоды каких-то излучений. То есть наука - она сравнивает "одну физику с другой" причем способом где влияние двусмысленности как бы "устранено".
Расширить свои представления о философском понимании компарации можно знакомством со следующими материалами:
Параграф "Значение и смысл",
Эссе "Теория структур интерпретации"