Подъездной путь к заводу Светлана. Платформа Удельная.

Mar 07, 2023 12:01

Приветствую всех! На очереди еще одна прогулка с железнодорожным уклоном. Правда сегодня рельс будет не много, больше шпал. Есть в моем городе несколько бывших железных дорог, которые являются в какой-то степени культовыми среди жд фанов, увлекающиеся люди изучают их историю, находят старые фотографии и просто приезжают пройтись по тем местам, где когда-то стучали колеса. Сегодня я одну такую бывшую ветку покажу. Прогуляться по бывшей железке у меня получилось в октябре 2022 года, тогда я нашел место, где она когда-то отходила от станции и пошел в сторону завода Светлана, который эта ветка обслуживала. Уже после прогулки я понял, что повествование не будет полным без рассказал о станции, пускай и бывшей. Поэтому в декабре, того же года, я вернулся сюда и заглянул на платформу Удельная.

1. Прогулку я начну у вокзала платформы Удельная. Платформа находится в историческом районе Удельная, Выборгского района Петербурга. За моей спиной расположилось трамвайное кольцо, автобусная остановка и одноименная станция метро, что вместе создает крупный пассажирский узел на севере города. Вся площадь перед вокзалом закатана в асфальт. Огромная территория, не несущая никакого функционала, кроме как возможности стихийной парковки.



Оригинал https://li-lakoka.livejournal.com/12284.html


2. Слева от здания вокзала расположился зал для продажи билетов с турникетами для прохода на платформу. Зачем надо было строить новое здание, если рядом есть полноценный вокзал - мне не ясно. Перед кассами тоже пустырь, со следами бывших строений, несколько лет назад снесли торговые павильоны. Хорошее пространство, чтобы разбить уютный сквер на привокзальной площади. Белое здание на заднем плане туалет. За ним видно еще одно строение с навесом, это бывший склад станции, сейчас в нем магазины.



3. Интерьер вокзала. Все серое, скучное, типичный стиль РЖД.



4. Для того, чтобы посмотреть вокзал с другой стороны и походить по платформе мне пришлось покупать билет, кругом все в заборах. Станция Удельная была открыта в 1869 года на Финляндской железной дороге. Про эту линию я уже рассказывал в посте про станцию Парголово, что строили её финны, они же и обслуживали. Первоначально на станции было построено деревянное здание вокзала, по проекту Вольмера Вестлинга, оно просуществовало до 1914 года. В этот год на станции началась реконструкция, которая подразумевала под собой расширение количества станционных путей и строительство нового здания вокзала. Город тогда для нужд железной дороги не стал выделять новую землю, поэтому в процессе реконструкции был снесен не только вокзал, но и другие станционные постройки. За два года по проекту Бруно Гранхольма был возведен новый вокзал в стиле северный модерн. Здание уборной, что мне попадалось ранее, тоже было построено во время реконструкции. Вокзал является памятником архитектуры, но несмотря на это в него вставили пластиковые окна, а пару лет назад заменили оригинальные деревянные входные двери на пластик.



5. На стене вокзала весит гранитная доска, которая нам напоминает, что именно с этой платформы 9 августа 1917 года вождь бежал к финнам.



6. В сети можно найти кадры как выглядела станция до реконструкции и еще с деревянным вокзалом. На стене две таблички: на финском и на русском.



7. Напротив вокзала ветшают руины деревянного дома 1905 года постройки. Дом сгорел пару лет назад, очень жаль, интересная у него была архитектура, да и более чем вековой возраст имел ценность. А теперь же можно сделать классический кадр современного Питера, сгоревшая история и высотка на заднем плане. Как его не пытались замаскировать, правда все равно рвется на ружу.



8. Пока гулял по платформе, в сторону области промчалась дрезина. Линия в этом месте двухпутная. Я нахожусь на платформе в сторону области, платформу в обратную сторону видно вдалеке. Между ними расположился переезд на Скобелевском проспекте и еще подземный пешеходный переход, который ввели в эксплуатацию в 2016 году. Электрификация главных путей была произведена в 1951 году.



9. Вид в сторону Питера. Все станционные пути ранее располагались на этом месте. Путевое развитие станции после войны выглядело следующим образом: справа от двух главных путей, на месте забора, был боковой 4 путь, слева был 3 путь, их электрифицировали в 1973 году, но для работы с грузовыми составами под электротягой практически не использовали, на них отстаивались грузовые вагоны и проводились местные маневровые работы, а еще на них некоторое время загоняли электрички, которые на Удельной имели конечную остановку. Левее третьего пути был еще коротенький пятый, от которого начинался подъездной путь на завод и еще ответвление в сторону станционных складов. Ниже я покажу схему станции для большего понимания.



10. Очень ценный кадр нашел в сети, на нем запечатлена станция Удельная, с того же самого места, что и мой кадр выше, но в 1982 году, когда она во всю эксплуатировалась. На четвертом пути стоит состав из вертушек, такие составы и сейчас здесь часто встречаются, все же линия ведет в Карелию, где щебень с песком в большом объеме и добывают. Слева можно увидеть третий путь и начало пятого с частью подъездного к станционным складам. Именно в этот год открыли станцию метро Удельная и в графике движения поездов появились электрички с конечной остановкой на Удельной. Они использовали третий путь для отстоя, но не долго, через пару лет их отменили из-за низкого спроса. Можно сказать, что мы видим момент максимального расцвета станции.
Оригинал фото https://terijoki.spb.ru/railway/rw_udelnaya.php



11. Так как прогулка была не очень долгой и кадров у меня мало, я решил, что для читателя будет интересно посмотреть разные периоды жизни станции. Увидеть её зарождение, пик развития и забвение с уничтожением. Работа на станции начала угасать в начале 90-х, маневровых работ было все меньше и боковые пути какое-то время загружали отстоем электричек в несезон, но вандализм эту практику быстро завершил, тогда на боковые пути пригоняли ненужные грузовые составы на долгую стоянку. На рубеже веков завод Светлана отказывается от использования своего подъездного пути, а так как это был единственный грузовой потребитель станции, то и содержать её стало бессмысленно. Станцию Удельная консервируют. Но в таком состоянии она существует не долго, в 2003 году разбирают четвертый путь и убирают стрелки на главных путях. Боковые 3 и 5 пути еще какое-то время существуют, но и их через пару лет окончательно убирают и вместе с ними частично сносят грузовой двор. На снимке момент после разбора этих путей, шел 2006 год. Светофор на третьем пути еще сохранился. Номинально Удельная числилась станцией до 2013 года, не имея ни одной стрелки, после чего превратилась в остановочный пункт.
Оригинал фото https://parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=57400&LNG=RU#picture



12. Как и обещал показываю схему станции. Как видно по схеме, на станции было два тупика, в южной части третьего пути и в северной части пятого пути, практически возле самой платформы. Ветка №1 это подъездной путь к заводу, туда то я и направляюсь.
Оригинал фото https://terijoki.spb.ru/railway/rw_udelnaya.php



13. А теперь перенесемся в октябрь 2022, на дворе золотая осень! Я стою на месте третьего пути, вид в сторону платформы. Справа за забором можно разглядеть шпалы, это начало подъездного пути. И актуальные лозунги...



14. Вид в сторону Питера. Путь уложен бесстыковой, всю линию перекладывали перед запуском Аллегро, скоростного поезда Питер -Хельсинки. На данный момент отменен финской стороной и подвижной состав был списан в утиль.



15. Перелезать через забор мне не потребовалось, немного дальше в нем есть большая дырка. Самое начало подъездного пути и здесь же начинается прогулочная тропинка в Удельный парк. Этот же парк находится и справа за железной дорогой.



16. Погода в тот день была на удивление теплая для середины октября, гулять было одно удовольствие.



17. Вид в сторону станции. Справа видна часть Удельного проспекта.



18. Основание от светофора.



19. Ухожу все дальше в глубину района. Слева расположился стандартный сосед железной дороги - гаражный кооператив.



20. Тропинка пользуется популярностью у жителей района.



Продолжение по ссылке https://li-lakoka.livejournal.com/12284.html

жд, Фото, Объекты, Изменения, Санкт-Петербург, Северо-Запад, История

Previous post Next post
Up