История стокгольмской электрички. Ретроспектива.

Dec 07, 2022 20:28

Pendeltåg - система пригородных электричек Стокгольма, годом рождения которой принято считать 1968 г., однако вопреки этому факту пригородные поезда в Стокгольме появились ещё в конце XIX века практически сразу после того, как в этот город пришла железная дорога. Само название системы означает "маятниковый поезд" и строится на концепции связи ( Read more... )

жд, Фото, Европа, Подвижной состав, Экзотика, фото, История

Leave a comment

transfer11 December 8 2022, 03:47:17 UTC
Такт это конечно равные по времени интервалы движения, но не обязательно они должны составлять 10 минут или менее. К примеру у описанной мной выше стокгольмской электрички такт на каждом маршруте составляет 15 минут и выдержан таким в течении всего дня, что уже больше 10 минут, а на очень отдалённых от города участках может составлять даже 30 минут (к примеру в Nynäshamn), но тем не менее это тоже такт, хоть и не очень удобный для пассажиров. При таком определении даже гомельская кольцевая железная дорога имеет тактовое движение - насколько знаю, там стабильно ходят дизельные поезда 4 раза в сутки с одинаковым интервалом. Согласен, что подобные интервалы могут быть не удобны, но под определение тактового движения тем не менее они подходят.

А по поводу отсутствия в Америке сквозного движения, связывающего противоположные пригороды, деталь важная, благодарю за уточнение, обязательно подредактирую текст. С Ваших слов выглядит как сущий транспортный ад, хотя было бы интересно посмотреть на это своими глазами. :)

>прокопать центральный тоннель в 80-е и связать разные системы
Интересно. Нечто подобное когда-то сделали в Осло, связав туннелем под центром города разные системы рельсового транспорта, после чего всё это прозвали метро (tunnelbane). Однако восточная часть первой линии, ведущая в горы, так и не "вписывается" в критерий метро в моём понимании, т. к. до сих пор имеет пересечения с автомобильными дорогами в виде переездов со шлагбаумами.

>Suburban rail больше похож на обычные пригородные электрички
Я так понимаю, разница в том, что suburban rail функционирует 7 дней в неделю, а commuter rail только по рабочим дням и в часы пик?

Reply

roomd December 8 2022, 04:03:12 UTC
Я не точно выразил свою мысль про такт. Если интервалы меньше 10 минут, то ни расписание, ни такт не интересны вообще, поскольку можно придти на платформу в любой момент и после недолгого ожидания сесть на следующий поезд. Начиная от как раз примерно 15 минут такт важен, потому на платформу хочется придти к поезду, но не хочется помнить нерегулярное расписание.

Сущий транспортный ад это очень верно сказано, здесь всем правит автомобиль, а всё остальное по остаточному принципу. Но и на автомобиле в результате много где пробки такие, что радости мало. Так что надёжность транспорта здесь невысока, а потери времени... Помню изумление моей подруги, когда мы уезжали из Стокгольма, и я ей сказал, что мы садимся на метро на станции Solna Centrum ровно в 5:50 утра, чтобы как раз успеть к нашему поезду на вокзал. "Нам точно не надо выйти минут на 20 раньше?" :-)

Насчёт suburban vs. commuter ну в общем да, хотя в повседневной речи употребляют и то, и другое вперемежку не особо задумываясь над разницей.

Reply

transfer11 December 8 2022, 06:32:58 UTC
Думаю, я правильно понял мысль. Если интервалы движения не превышают 10 минут это действительно удобно. Но даже в Стокгольме при тактовом движении это бывает не всегда.

>здесь всем правит автомобиль
Тогда понятно. Если правит автомобиль, то общественный транспорт обычно страдает. Отсюда и пробки - провозная способность личного транспорта всегда меньше, чем общественного. Ну а в Европе тоже не везде хорошо, к примеру в прибалтийских государствах очень похожая ситуация.

Reply

roomd December 8 2022, 04:05:37 UTC
А центральные тоннели для S-Bahn в нескольких городах Германии копали, да и RER тоже аналогично.

Reply

transfer11 December 8 2022, 06:37:06 UTC
Мне кажется, здесь немного другая ситуация. В Париже и городах Германии тоннелями связали противоположные направления одной и той же транспортной системы, а в Осло тоннелем фактически объединили электричку со скоростным трамваем.

Reply

roomd December 8 2022, 18:36:50 UTC
В Филадельфии сделали именно что в Париже и в Германии.

Reply

transfer11 December 8 2022, 19:01:15 UTC
Тогда я видимо не правильно понял, что Вы подразумевали под тоннелем, связывающим разные системы?

Reply

roomd December 9 2022, 02:01:02 UTC
Да, я неточно сказал. Две системы -- это две разные частные железные дороги, PRR/PennCentral и Reading. В какой-то момент их местные пассажирские перевозки были "национализированы" и сведены под одну региональную крышу SEPTA. После чего стало возможно объединить системы через общий тоннель под центром города.

Reply

transfer11 December 9 2022, 02:45:28 UTC
Хочу задать ещё несколько вопросов, но попробую объединить их в один. Вы упомянули, что железные дороги в США, принадлежащие разным компаниям, могут быть настолько разделены, что вполне могут иметь разную организацию перевозок, инфраструктуру, подвижной состав и сигнализацию. Могут ли железные дороги, принадлежащие разным компаниям, иметь какое-нибудь транзитное железнодорожное сообщение между собой, к примеру, в виде пассажирских или грузовых поездов, следующих с железной дороги одной компании на железную дорогу другой? И ещё, может ли один частный железнодорожный перевозчик использовать инфраструктуру другой компании? Существуют ли железные дороги или компании ж-д перевозчиков, принадлежащие государству?

Reply

roomd December 9 2022, 03:17:27 UTC
Сейчас определённая конвергенция конечно произошла, собственно как и в Европе, когда в последние годы появились общие стандарты на сигнализацию, многосистемные электровозы (что в Америке не проблема в силу отсутствия масштабной электрификации). Колея, габариты, сцепки (аналог советской СА-3) давно стандартизованы, ещё с XIX века. В силу конкуренции и выживания сильнейших исчезло существовавшее раньше дублирование (я люблю ездить на велосипеде и тут частое явление в виде демонтированной бывшей железной дороги, превращенной в велодорожку, и если она идёт по берегу реки, то на другом берегу зачастую есть действующая железная дорога -- значит, раньше на обоих берегах были конкуренты). Пулы вагонов товарняка несомненно есть, в поездах часто одинаковые вагоны, но с логотипами разных железных дорог. Инфраструктуру использовать можно, что мешает частным компаниям договориться? Государству принадлежит национальная пассажирская компания Amtrak, а местным органам власти (как правило, на уровне штата) -- местные перевозки, тот самый suburban rail (из-за раздробленности местных перевозок по штатам забавный казус в том, что от Вашингтона до Нью-Йорка можно доехать "на собаках", но есть дырка длиной километров в 20 примерно на границе Мериленда и Делавэра, которую надо предолеть на автобусе). Эти (квази)государственные пассажирские компании образовались в 60-70-е года, когда пассажирские перевозки стали невыгодны для частных компаний, и по старому доброму доброму принципу "приватизация прибылей, национализация убытков" частные компании избавились от пассажирского бизнеса, но так как он общественно-полезен, за это пришлось взяться федеральным и местным органам власти. При этом большая часть инфраструктуры по прежнему принадлежит частникам, а пассажирские поезда на ней только пользователи, из-за чего бывает возникает совершенно дикая ситуация, что товарняк имеет приоритет перед пассажирскими поездами. В 70-80-е годы была ещё государственная компания Conrail, когда государство национализировало и объединило несколько разорившихся железнодорожных компаний, но когла была произведена санация и они снова стали прибыльными, их снова приватизировали.

Reply

transfer11 December 9 2022, 04:12:07 UTC
Интересные вещи пишете. Спасибо за экскурс!

>существовавшее раньше дублирование
Хорошо, если оно есть. В Эстонии и Латвии разобрали много ж-д участков, не имевших дублирования. И теперь они "дублируются" только автобусами или личным транспортом.

>национальная пассажирская компания Amtrak
Я так понимаю, это поезда дальнего следования или какой-то их аналог в США?

>дырка длиной километров в 20
Очень знакомо. Таких дырок много между тремя прибалтийскими странами, то есть Эстония, Латвия и Литва сегодня не имеют ж-д сообщения друг с другом, не смотря на то, что инфраструктура для этого присутствует.

>товарняк имеет приоритет перед пассажирскими поездами
Сорри, но мной почему-то это воспринимается как акт маразма. :)

Reply

roomd December 9 2022, 04:20:32 UTC
Полностью разобранное конечно тоже есть. И =если в нескольких крупных городах страны без машины можно как-то жить, то вне их это просто невозможно.

Amtrak -- да, это дальние поезда.

Про "товарняк vs. пассажирские", полностью согласен, но бизнес есть бизнес, а здесь это святое!

Reply

transfer11 December 9 2022, 04:28:09 UTC
С удовольствием почитал бы подробный обзор на эту тему. У Вас не было мысли подробно написать об этом здесь или в своём жж?

Reply

roomd December 9 2022, 23:16:35 UTC
У меня просто нет времени на что-то такое, да и не склонен я к обобщениям. Я иногда фиксирую какие-то местные вещи, типа строительства трамвайной линии или открытие новых станций местного метро, но довольно нерегулярно, слишком много конкурирующих увлечений.

Заодно хочу сказать вам спасибо за ваши посты, читаю их все с интересом, хоть и редко комментирую, и фотоленту на flickr иногда тоже поглядываю.

Reply

transfer11 December 10 2022, 00:40:34 UTC
Благодарю за тёплые слова, приятно это слышать!

Reply


Leave a comment

Up