Приветствую любителей соционики на очередной встрече клуба :)
Сегодня разговор пойдёт о модели А и основных связанных с нею терминах.
Модель А была создана как развитие модели Ю, в которой учитывались только 4 функции.
В ней используются следующие «психоаналитические» названия горизонтальных блоков:
1 - 2 - блок Эго
4 - 3 - блок Суперэго
6 - 5 - блок Суперид
7 - 8 - блок Ид
При распределении этих названий по блокам в качестве ориентира была взята модель психики Фрейда, состоящая из трёх компонентов: сознание (эго, «я»), надсознание (супер-эго, «сверх-я») и подсознание (ид, «оно»). Название Суперид (которого не было в модели Фрейда) получил блок слабых функций 6-5.
В соционике «психоаналитические» названия этих блоков справедливо обсуждались как спорные, не соответствующие исходным понятиям психоанализа.
Вот пример возражений, которые в ответ на использование таких названий возникают у специалистов, ориентированных на более строгий подход в развитии соционики и оформление её как научного направления:
«… Юнг пишет, что Эго, обладая энергией, которая и есть сила воли, направляет эту силу к различным функциям, которые этой силой и контролируются. То есть, по Юнгу, Эго «охватывает» все восемь функций, и было бы странно, если бы каждый из нас, в своей идентификации, на самом деле, ограничивался только двумя функциями из восьми. <…> название «блок Эго», которое относится всего к двум функциям в модели «А», - просто неверное использование психоаналитического термина и должно быть заменено.
<…>
Надо сказать, что некоторые соционики уже давно обращали внимание на эти несоответствия. <…> Однако проблема так и остаётся нерешённой - терминология не меняется, несмотря на то, что этот вопрос периодически поднимается снова и снова. Пока не выработана новая терминология, … я буду в этой книге пользоваться нейтральной системой нумерации блоков - I, II, III, IV.»
- Е.С. Филатова «Психология и соционика: вместе или врозь?» (Феникс, 2013), с. 216-217, 219.
Однако эти названия так и продолжают использоваться несмотря на очевидные смысловые несоответствия.
Нам же в целях знакомства стоит быть в курсе того, что «психоаналитические» названия горизонтальных блоков не соответствуют смыслам, которые предполагает психоанализ, и знать, что по большому счёту они отражают идею о том, что по горизонтальным блокам модели А последовательно убывает осознанность применения функций.
Верхние 4 функции (с 1 по 4) составляют активное, или Ментальное кольцо - это осознаваемая часть модели А, суперблок социальной жизнедеятельности; в него входят блоки Эго и Суперэго.
Нижние 4 функции (с 5 по 8) составляют пассивное, или Витальное кольцо - неосознаваемая или очень слабо осознаваемая часть, если не проводилось специальной работы над её осознанием; также называется суперблоком индивидуальной жизнедеятельности; в него входят блоки Ид и Суперид.
С помощью функций, расположенных в Ментальном кольце, человек осознанно решает задачи, которые ставит перед ним реальность. Более простые и привычные задачи решают функции Витального кольца, которое работает «на автомате», практически неосознанно; поэтому о работе функций Витального кольца трудно рассказать, объяснить, обосновать свои действия.
В общих чертах работа модели А описывается так: информацию принимают и обрабатывают одновременно все функции, но при этом есть основное направление потока; начало этого потока - в суггестивной функции (5-й), ориентированной на отслеживание задач, поступающих извне. Далее, если задача простая и она может быть решена хорошо известными способами, человек реагирует на неё автоматически, задействуя Витальный суперблок, и выдаёт реакцию с 8-й функции своего типа. Если же задача оказывается новой, то запрос на её решение передаётся в Ментальный суперблок, и человек реагирует на такую задачу, изобретая для этого некие новые подходы, и тогда выдаёт реакцию со 2-й функции своего типа.
Таблица из предыдущего поста для наглядности:
Идея горизонтальных блоков позволяет дополнить
информацию о функциях (ссылка на пост) следующими сведениями:
(1-2) и (4-3) - Ментальное кольцо, суперблок социальной активности; работа этих функций хорошо осознаётся.
I. блок Эго - «Знаю» - творческий блок:
(1) восприятие и оценка окружающей действительности, уверенность в правильном понимании;
(2) творчество и реализация, уверенность в правильном действии.
Так называемый «взрослый» блок; умение и осознание своих умений; самый мощный блок, который позволяет действовать эффективно; он служит ориентиром, чтобы найти своё место в социуме - потому что этим блоком человек способен уверенно обеспечивать потребности социума.
II. блок Суперэго - «Надо» - блок социального контроля:
(4) избегание воздействий и высказываний, потребность снизить воздействие подобной информации;
(3) кратковременная модель предъявления себя другим, контакт с миром при помощи защитной маски.
«Подростковый» блок; по нему социум предъявляет к человеку требования, которым он вынужден соответствовать, к которым ощущает необходимость приспосабливаться; попытки доказать обществу свою состоятельность по аспектам этих функций часто оказываются неуместны или неадекватны, здесь мы в лучшем случае действуем неуверенно и зачастую боимся провала. Слабость этих функций осознаётся, человек придаёт большое значение их развитию и наполнению, всячески старается их усилить.
(1-2) и (4-3) - Витальное кольцо, суперблок индивидуальных потребностей; работа этих функций как правило неосознаваема.
III. блок Суперид - «Хочу» - блок индивидуальной деятельности
(6) требует поддержки, подтверждения; положительная информация активизирует деятельность;
(5) индивидуальные и неосознанные желания, суггестия внешними стимулами; возможны просьбы о помощи, а также одобрение других или предъявление претензий к другим.
«Детский» блок - по функциям этого блока нам требуется поддержка (советом или действенная). По этому блоку уже сам человек предъявляет к социуму свои требования. Но из-за принадлежности блока к Витальному кольцу мы слабо осознаём свои потребности здесь, легко поддаёмся на манипуляции. Вместе с тем блок хорошо поддаётся наполнению и может выглядеть сильным; деятельность по этому блоку может быть активной, но не длительной.
IV. блок Ид - «Могу» - блок индивидуального контроля
(7) контроль и установление правил, связана с 1-й, защищает 4-ю, критичность к другим при возможной некритичности к собственным действиям;
(8) реализует и демонстрирует собственные усвоенные программы; отслеживает информационный фон и знает что делать.
Уверенные действия в режиме автоматизма; несмотря на неосознанность, действия человека по этим функциям адекватны ситуации.
Обеспечивает такие потребности человека, которые он может обеспечить сам; по функциям этого блока можно работать долго, молча и самостоятельно, не стремясь к обмену информацией.
-----
Предыдущие посты из серии о соционике:
Вступительный пост Тонкости типирования FAQ по соционике Чёрная этика, белая логика и другие От аспектов к функциям Об аспектах, знаках функций и некоторых группах социона