Проблемы с самооценкой

Oct 22, 2012 10:01

Всю жизнь (как минимум, с подросткового возраста) надо мной Дамокловым мечом нависал вопрос «Ты вообще кто такой? Ты что здесь делаешь? Чего ты стОишь? Что ты умеешь, чего ты достиг в жизни?». Я ощущал себя придавленным этим вопросом, на который мне долгое время нечего было ответить.

(1) моя полная неспособность ориентироваться в среде сверстников и получать от них необходимую поддержку; дело даже не в том, что я не умел защитить себя от хулиганов или понравиться девочке - такое неумение было всего лишь каплей в море; я вообще не представлял, как вести себя с окружающими, чтобы это не вызывало у них недоумения, насмешек, агрессии, неодобрения и т.п., а мне самому при этом было бы хорошо и безопасно.

(2) мощное давление различных требований со стороны школы, родителей, социума, с которым я, в отличие от других детей, не справлялся - не то, чтобы совсем не справлялся, но это требовало от меня таких чрезмерных затрат и жертв, на которые я не желал и не был готов идти.

Короче, я чувствовал, что я повсеместно, за что ни возьмись, слаб, ничего не умею, оказываюсь хуже остальных и к тому же должен постоянно прогибаться под предъявляемые мне требования, не получая за это никакой награды.

Единственный доступный мне выход из этой ловушки - ответ на вопрос «Ты кто?» - я всегда связывал со своей научной деятельностью: «я - учёный, я пишу гениальные исследования, делаю блестящие открытия, изобретаю новое, то, чего до меня ещё никогда не существовало».

Однако дать в реальности такой ответ я впервые смог только после 27 лет - довольно поздно. Этот ответ и сейчас для меня актуален и образует фундамент моей самооценки: «я кандидат наук; у меня публикации в пяти странах мира в ведущих научных изданиях, причём в них не просто дежурное словоблудие, но пара-тройка удачных, как я полагаю, идей; у меня были несколько собственных исследовательских проектов, которые неплохо финансировались; сейчас я добавил бы ещё - у меня собственная квартира в престижном доме, дача в элитном районе и счёт (всё ещё!) в немецком банке». Неплохо для 27 лет, я считаю! (в действительности я полагаю, такой результат для 27/28 лет - это немногим выше среднего) Но речь не об этом.

Только после этого я смог, по крайней мере, отчасти избавиться от Дамоклова меча у меня над головой, распрямиться, расправить плечи, почувствовать себя нормальным полноценным человеком и осознать, в каком скрюченном, противоестественном положении мне приходилось жить до сих пор. Впервые в жизни мне удалось приглушить голос, который грыз меня изнутри лет с 14. Вот тут-то я обнаружил (до того я был слишком занят), что меня окружает множество людей, которые во многом мне явно уступают: не имеют степени, никогда не публиковались и не были за границей, вообще языков не знают и никогда сами ничего не писали, или писали, но бездарную галиматью, по моему мнению… однако они нисколько от этого не комплексуют.

Вот я и хочу понять, как так получается, что ничего особо выдающегося (с моей точки зрения) в своей жизни они не сделали, однако это не мешало им жить счастливо? На чём основывалась их самооценка в том возрасте, когда никаких особых достижений у них и быть не могло? Чем другие люди в возрасте 14-20 лет отвечают на пресловутый вопрос:

«Ты кто? Чего ты стоишь? Что ты умеешь?»

Варианты, которые мне приходят в голову и которые я не мог сказать о самом себе:

Я красивый. Я люблю своих родителей. Я люблю жить. Я прикольный. Я хорошо учусь, и меня за это хвалят. Я нравлюсь окружающим. Я умею петь/плясать/играть на гитаре/кататься на коньках/надувать пузыри из жвачки/отжиматься сто раз и т.п.

Собственно главный вопрос, на который я хотел бы услышать ответ: что служило главной опорой вашей самооценки в подростковом возрасте? Что конкретно?

ищу психолога / вопрос психологу, 2013, 2012

Previous post Next post
Up