(начало
здесь)
В. Шаламов свидетельствует, что в доме у Веселовских увлекались спиритизмом и часто «вертели блюдечко». «Через год после смерти Алешки, - продолжает свои воспоминания В. Шаламов, - я встретил его отца профессора истории Алексея Алексеевича Веселовского (ошибка памяти мемуариста. - Т. И.) на улице. Отец был вроде бодрее, чем при нашей последней встрече. (...) Алексей Алексеевич любил махорочные трубки. Закуривая ее, закашлялся.
- Ну, как живете, Алексей Алексеевич?
- Да так же, все вертим блюдечки. Приходите. Мы ведь с Алексеем говорим каждый день. И вы поговорите.
Но я не пришел к Веселовским».44
С первых же месяцев своего переезда в Вологду А. А. Веселовский начал сотрудничать с Вологодским обществом изучения Северного края (ВОИСК). В 1921 году он был избран в состав правления Общества;45 на 1925 год он состоял членом редакционно-издательской коллегии ВОИСК. 1920-е годы, как известно, стали периодом расцвета советского краеведения. Тоталитарный режим, пока еще не окрепший, до времени не вторгался в эту сферу общественной жизни. А. А. Веселовский следующим образом оценивал ситуацию в области краеведения в письме к Б. Л. Модзалевскому от 22 апреля 1924 года: «Краеведение - это та собачья тропиночка, свинячья лазеечка (выражение из свадебных причитаний), куда всевидящее око недремленное не заглядывало. Теперь все порядочные филологи в провинции стали по необходимости краеведами (краеедами, как острят над нами). ״Не с чего, так с бубен!”, как говорит присловье картежников» (ф. 184). Краеведение столь увлекло А. А. Веселовского, что он выступил в печати даже с проектом создания в Вологде научно-исследовательского краеведческого института.46 Проект этот, естественно, реализован не был.
А. А. Веселовского интересовало прежде всего этнографическое краеведение, т. е. фольклор и этнография Вологодской губернии. Неоднократно он выступал в местной печати со статьями, ставящими задачи в области изучения традиционной народной культуры.47 В марте 1924 года он участвовал в работе Северного краеведческого съезда, где выступил с докладом «К истории вологодской этнографии».48
К 1924 году относится и статья ученого «Назревшие задачи вологодского краеведения в области этнографии», опубликованная позднее, в 1927 году, в альманахе «Север». Обозрев состояние этнографического обследования разных вологодских уездов, А. А. Веселовский указал, что наиболее благополучно, благодаря трудам Н. А. Иваницкого, А. А. Шустикова, А. Д. Неуступова, Е. В. Кичина и др., обстоит дело по Кадниковскому уезду. Тотемский уезд представлен в трудах М. Б. Едемского и священника Ф. Е. Малевинского; Вологодский уезд - в работах Н. А. Иваницкого. Менее изученными оказались Вельский и Грязовецкий уезды.
Первостепенной задачей краеведения исследователь справедливо считал создание программ для собирания фольклорно-этнографических материалов. Он ставил вопрос о публикации программы по собиранию сведений о народной медицине, о народном сельскохозяйственном календаре и т. д. Настаивал ученый и на введении курса этнографии в учебных заведениях, говорил о необходимости создания учебника и хрестоматии по вологодской этнографии (фольклору). А. А. Веселовский, как следует из его статьи, понимал необходимость фиксации устнопоэтических произведений, отражающих переживания народа в пореволюционные годы. Особо он отмечал эсхатологические легенды и частушки. «Как бы ни были нелепы и дики частушки и легенды эти, - писал этнограф, - собрать их необходимо, они крайне характерны. Грядущий историк нашего времени, будем уповать, беспристрастный, не сможет обойти их».49
Когда А. А. Веселовский в сентябре 1924 года оказался безработным, членство в Вологодском обществе изучения Северного края осталось единственной отдушиной, позволявшей ему реализовать свои умственные интересы. В ноябре-декабре этого года и в феврале 1925 года он прочитал в Обществе несколько докладов: «Забытая сторона этнографии», «1-й период этнографического изучения Вологодского края. 1822-1879 гг.», «2-й период. 1890-1899 гг.», «3-й период. 1900- 1915 гг.», «Вологодская диалектология», «Простонародная нечисть, двоеверие как основная черта древнерусского миропонимания», «Заговоры и их изучение».50
В рамках ВОИСК А. А. Веселовский задумал и отчасти осуществил несколько больших проектов (в основном справочно-библиографического характера) и опубликовал множество мелких статей и рецензий. Первый крупный проект ученого касался словаря вологжан. В 1922 году исследователь напечатал в «Северном крае», органе ВОИСК, заметку, в которой ставилась задача создания словаря.51 В отличие от словаря вологодского краеведа П. А. Дилакторского «Вологжане-писатели»52 А. А. Веселовский задумал справочник, в котором были бы представлены биобиблиографические сведения о широком круге общественных деятелей Вологды: о писателях, этнографах, краеведах, земцах, врачах, педагогах, юристах и др.
В 1923 году книга «Вологжане-краеведы» за двумя именами - А. А. Веселовского и его сына Алексея - вышла в свет. Второй автор, семнадцатилетний Алеша Веселовский, эту книгу уже не увидел. В Пушкинском Доме хранится экземпляр книги с дарительной надписью А. А. Веселовского Б. Л. Модзалевскому: «Дорогому Борису Львовичу Модзалевскому от составителя. Смерть сына, главного автора работы этой, морально лишила меня возможности следить за изданием, отсюда масса досадных опечаток. А. В. 14 янв. 1924».53
В издании в основном списке вологжан-краеведов (с. 1-148) представлены 77 развернутых биобиблиографических справок; в добавочном списке (с. 149-166) дано еще 135 кратких биографий вологжан, внесших тот или иной вклад в изучение родного края. Среди персонажей этнографы Н. Ф. Бунаков, П. С. Воронов, П. А. Дилакторский, М. Б. Едемский, К. Ф. Жаков, Н. А. Иваницкий, Ф. Е. Малевинский, Н. Е. Ордин, П. И. Савваитов, А. А. Шустиков и др. Работа отца и сына Веселовских была высоко оценена местной интеллигенцией. А. А. Тарутин писал: «Книга Александра Александровича Веселовского, неутомимого вологодского библиографа последних лет, явилась очень своевременно. Нужда в био- и библиографической сводке обширного печатного материала особенно остро стала чувствоваться теперь, когда Север покрылся целой сетью краеведческих организаций и кружков и когда к изучению края и краевой литературы обратилась - явление совершенно новое! - учащаяся молодежь северных городов».54 Словарь «Вологжане-краеведы» до сих пор не потерял своей информационной ценности.
Перу А. А. Веселовского принадлежат статья к юбилею вологодского краеведа И. К. Степановского55 и множество рецензий на книги по разным областям знания.56 Однако большинство работ А. А. Веселовского остались неопубликованными. В настоящее время рукописи ученого хранятся в Отделе письменных источников Вологодского государственного историко-архитектурного художественного музея-заповедника (ВГИАХМЗ) в фонде Вологодского общества изучения Северного края (ф. 157). Укажем на некоторые наиболее значимые труды ученого.
Среди исследований А. А. Веселовского прежде всего представляют существенный интерес датируемые 1922-1927 годами «Очерки по истории изучения быта и творчества крестьян Вологодской губернии (Очерки по истории Вологодской этнографии)», представленные в нескольких рукописях.57 «Очерки» представляют собой грамотный и, насколько нам известно, на сегодняшний день наиболее полный обзор истории фольклорно-этнографических исследований на территории Вологодчины. В работе А. А. Веселовского получает необходимую характеристику деятельность П. И. Савваитова, Н. А. Иваницкого, Е. В. Кичина, П. С. Воронова, П. Ф. Бунакова, М. Б. Едемского и других видных вологодских собирателей.
Без сомнения, «Очерки» родились из лекций по истории вологодской этнографии, которые А. А. Веселовский читал в Вологодском педагогическом техникуме, и из докладов, прочитанных им в 1924 году в ВОИСК. Исследователь мечтал увидеть их опубликованными. Рукопись прошла соответствующее рецензирование. Копии отзывов Н. Ильинского, Л. Андреевского, Н. Шайжина, Е. Писковой сохранились. Н. Ильинский 9 июня 1923 года писал: «Очень серьезная и нужная работа с громадным методологическим значением для вологодского краеведения, занимающая как раз одно из пустых мест вологодского краеведения. По-моему, необходимо поместить в ж(урнал) «Север».58 К сожалению, этот труд А. А. Веселовского так никогда и не увидел свет.
Второй законченной работой исследователя, хранящейся в Отделе письменных источников ВГИАХМЗ, является «Вологодский этнографический сельскохозяйственный календарь-приметник и погодоуказатель».59 Судя по дате, поставленной под Вступлением, работа была закончена в 1930 году. Сельскохозяйственный календарь построен на опубликованных и рукописных материалах по образцу дореволюционных изданий подобного рода - с указанием на географическую приуроченность той или иной приметы:
«1 января. Новый год. Обрезание Господня. Василия Великого.
Если в доме есть деньги, весь год не будешь нуждаться (Двинецк. вол. Кадник.
Чихнуть в Новый год - проживешь весь год здоровым (там же)».60
Большой интерес представляет «Библиография по этнографии и фольклору Вологодской губернии», составленная А. А. Веселовским в 1925-1928 годах.61 Здесь учтены печатные труды, а также рукописи по вологодской этнографии, хранящиеся в Русском географическом обществе в Петербурге (Ленинграде) и в Вологодском обществе изучения Северного края. В библиографии представлены два списка. Первый организован по географическому принципу. Как оказалось, первой работой этнографического характера по Вологодской губернии была статья Ф. Фортунатова 1820 года «Вологодский провинциальный словарь», опубликованная в «Трудах Общества любителей российской словесности». Всего же по Вологодской губернии (в целом) А. А. Веселовским учтено 48 работ. Собственно Вологде с 1852 по 1915 год было посвящено 9 исследований. Наибольшее количество работ (113 номеров) касалось Кадниковского уезда; Тотемскому уезду посвящено 45 трудов; Вельскому - 22 работы; Грязовецкому - 33; Каргопольскому, вошедшему в состав Вологодской губернии после революции, - 35 работ. Список трудов по уездам наглядно выявлял «белые пятна» на фольклорно-этнографической карте Вологодчины, нацеливая краеведов на обследование определенных географических точек губернии. Второй список А. А. Веселовского был составлен по темам: свадебные обряды и причеты; частушки; песни; сказки и т. д. Рукопись «Библиография по этнографии и фольклору Вологодской губернии», как нам кажется, и в настоящее время не потеряла своего значения и вполне могла бы лечь в основу региональной библиографии по фольклору Вологодского края.
Важным проектом А. А. Веселовского было создание справочника по вологодской периодике - с момента ее зарождения в 1838 году («Вологодские губернские ведомости») до 1923 года. Собиранием материалов о газетах и журналах, выходивших на Вологодчине, ученый начал заниматься в 1920 году. В 1923 году он выступил со статьей, в которой освещались предварительные результаты работы.62 А. А. Веселовским были собраны сведения о 84 местных печатных органах - как общего, так и специализированного характера; приведена статистика развития вологодской периодики по разным историческим периодам. Одновременно он пытался дать оценку состояния периодики в начале 1920-х годов: «С 1921 г. начинается расцвет прессы. Количество органов ее излишне велико, оно распыляет силы сотрудников, с одной стороны; с другой стороны, печатные органы имеют слишком малый сбыт, по недостатку читателей, и должны неизбежно прогорать. Можно пожелать, чтобы осталось по одному органу в каждой посвящаемой им области, это привлечет к нему научные и художественные силы и все интересы читателей».63
«Указатель вологодской прессы 1838-1927 годов, с приложениями и диаграммами» был закончен А. А. Веселовским в соавторстве с В. Я. Масленниковым в 1928 году.64 Справочник предлагал краткое описание всех периодических изданий Вологодского края: название, годы издания, периодичность, издатель, тираж, программа, цена. Материал был расположен по географическому принципу: по уездам и отдельно по Вологде. К сожалению, и это справочное издание так никогда и не увидело свет.
В течение 1919-1931 годов А. А. Веселовский работал над еще одним справочником - «Монастыри и пустыни Вологодской губернии. XII-XX вв.».65 Описание монастырей дано исследователем по географическому принципу (г. Вологда, Грязовецкий, Кадниковский, Тотемский, Вельский уезды, г. Великий Устюг, Велико-Устюжский, Никольский, Яренский, Сольвычегодский, Усть-Сысольский уезды) по единой схеме: год основания обители, время ее упразднения, место нахождения, строители, церкви, количество монахов, источники сведений о монастыре. А. А. Веселовским было составлено очень интересное «древо» образования вологодских монастырей, инициация создания которых идет от Троице-Сергиевой лавры.66 Ценность представляет собой и библиография источников и литературы на тему «Монастыри и пустыни Вологодского края».67 В Отделе письменных источников ВГИАХМЗ хранятся также подготовительные материалы к еще одной работе А. А. Веселовского по церковной археологии - «Вологодские святые подвижники».68 В условиях, когда религия и православная история России перечеркивались новыми властями, рассчитывать на издание названных работ, естественно, не приходилось.
Среди других больших проектов А. А. Веселовского, не получивших воплощения, был план создания Вологодского некрополя. Вслед за многочисленными дореволюционными опытами составления справочников по московским, петербургским и провинциальным некрополям (эта работа проводилась под руководством историка великого князя Николая Михайловича, расстрелянного в Петрограде в 1919 году) А. А. Веселовский предлагал создать аналогичный труд по вологодским кладбищам: «Нужно (...) на местах любовно-пристально, а не по циркуляру описать кладбища Вологодской губернии, обращая внимание преимущественно на могилы общественных деятелей (земцев, врачей, учителей, юристов, не минуя дворян и духовенства)».69
Одним из важных аспектов краеведения А. А. Веселовский считал диалектологию.70 В 1930 году ученому удалось издать программу для собирания материалов о няндомском говоре. По нашим сведениям, это последний из опубликованных трудов А. А. Веселовского.71 Значительное количество работ по вологодской диалектологии осталось в архиве ученого.72 В последние годы труды А. А. Веселовского в области диалектологии привлекли внимание современных исследователей.73
Из крупных проектов А. А. Веселовского, помимо названного выше справочника «Вологжане-краеведы», оказалось доведенным до печати лишь «Описание рукописей по этнографическому краеведению Вологодского общества изучения Северного края». Однако имя автора на этом издании отсутствует, и поэтому современные библиографы и этнографы не знают, кто составил это «Описание». История этого издания такова.
В 1920-е годы А. А. Веселовский, желая организовать систематическое собирание материалов по фольклору и этнографии в Вологодской губернии, написал специальные программы, оставшиеся, как и другие его труды, в рукописи.74 В программах выделены такие разделы, как «Родины. Крестины», «Сватанье. Брак», «Болезнь. Смерть», «Полевые работы», «Скотоводство», «Верования». Степень продуманности и детализированности программ могут продемонстрировать вопросы, касающиеся кончины, в частности смерти детей:
«12. Что делают для облегчения смерти умирающего? Ребенка?
13. Нет ли поверья, что если младенец ״трудится” (долго хворает), то это за грехи родителей?
14. Не грех ли плакать по умершим детям? Не уходят ли они от этого глубже в землю?
15. Не думают ли, что младенец попадает непременно в рай, "поступит в ангелы75"»?
Из материалов программ следует, что А. А. Веселовский понимал значимость изучения тех мировоззренческих изменений, которые происходили в русской деревне в связи с бурными событиями начала XX века. «Какие воспоминания остались у крестьян о революции 1905-1906 гг.? - писал он. - В чем выразилось участие в ней крестьян вашей деревни и чего они добивались? Чего добились и чего лишились крестьяне после нее?
Что помнят о работах Государственной Думы? Какое о ней осталось мнение? Не сохранилось ли частушек про нее? (Запишите все тексты.)
Что рассказывается про последнюю Европейскую войну? Каковы были ее причины и цели (Кто в ней виноват?). Не было ли каких предзнаменований перед войной? Какие рассказы и легенды сложились про войну? (Запишите подробно.) Какие песни и частушки распевались про: войну, набор, генералов, немцев, турок, братанье, союзников?
Какие легенды и песни (частушки) создала последняя Революция: про царя, генералов, министров, буржуев (запишите тексты).
Какие легенды и частушки породил новый строй (что поют и сказывают) про комиссаров, коммунистов-большевиков, про работу комитетов бедноты и других ревкомов и ревтрибуналов. Про выступления комсомольцев?
Какие легенды и предания создались в силу изменившихся отношений власти и церкви? Нет ли легенд о чудесах, Божьей каре, антихристе, о конце мира и т. п.».76
Как можно понять, сам А. А. Веселовский не выезжал в вологодские деревни и не записывал произведения народной словесности. Тем не менее он сумел организовать собирание фольклора силами учащихся педагогического техникума, в котором преподавал. В одной из папок ВГИАХМЗ мы обнаружили рукописное обращение А. А. Веселовского к потенциальным собирателям народной словесности:
Молодые краеведы!
Очень нужны записи:
I. Дословные и с сохранением произношения:
1. Песен: детских, колыбельных, хороводных, обрядовых (особенно погребальных плачей);
2. Сказок и легенд;
3. Заговоров;
4. Загадок, пословиц и поговорок;
5. Приветствий, пожеланий, ругательств, божбы, клятвы и т. п.
II. Описания:
1. Детских игр (и также игр взрослых) и времени игры;
2. Народного календаря (с каким числом месяца, с каким праздником связаны какие приметы о погоде, урожае и т. п.);
3. Обычаев при родинах, при крестинах, при болезни, при смерти и погребении, при покупке скота, при переходе в другой дом, при начале и конце сел(льско)- хоз(яйственных) работ и т. п.
4. Народной медицины (список лечебных трав, способы их приготовления и врачевания). Взгляд народа на болезнь и смерть. Какие приметы, что больной выживет или умрет.
5. Примет житейских и суеверий.
III. Характеристики:
1. Колдуны, ворожеи и т. п.;
2. Порченой (кликуша);
3. Лешего, водяного, домового, кикиморы, банника, овинника и т. п. Доставленные материалы (мой адрес: Малая Екатерининская, д. 17, кв. 1. Дома буду по вторникам вечером) будут использованы для подготовляемого учебника и хрестоматии по народной словесности и этнографии (причем будут упомянуты имена приславших записи), а потом переданы в этнографическую секцию ВОИСК’а. Записывающих прошу на данном листе:
1) написать свои имя, отчество и фамилию;
2) что они будут записывать или описывать, или давать характеристику;
3) местность, где будут проводиться записи;
4) очень прошу везде (и здесь, и в записи) писать четко.
А. А. Веселовский (ВГИАХМЗ. Ф. 157. № 128. Л. 9)
Призыв А. А. Веселовского не остался без ответа. Как следует из его отчета о работе по линии ВОИСК, в 1923-1924 годах студенты Вологодского педагогического техникума предоставили ученому около 40 рукописей с фольклорно-этнографическими материалами, собранными, по-видимому, во время каникул в родных им деревнях.77 К сожалению, оригиналы студенческих записей в настоящее время в Отделе письменных источников ВГИАХМЗ отсутствуют, но копии их рукой А. А. Веселовского сохранились.78 Так, представляют явный интерес записанные Ф. Ф. Поздиным в Ведерковской волости Грязовецкого уезда свадебные приговоры дружки, его же очерк «На посиденке» и тексты песен.79 Студенткой Б. Е. Соколовой были представлены свадебные обряды Новленской волости Вологодского уезда.80 Прекрасные тексты свадебной причети из Ведерковской волости Грязовецкого уезда находятся на л. 21-32 той же единицы хранения. Все эти материалы сохраняют свою ценность до наших дней и достойны публикации.
Рукописи студентов, наряду с другими материалами, хранившимися в ВОИСК, и были охарактеризованы А. А. Веселовским в его «Описании рукописей по этнографическому краеведению Вологодского общества изучения Северного края» - самом важном, на наш взгляд, и самом трагическом труде ученого. Трагичность этого труда состоит в том, что осуществленное издание редактировалось и сокращалось помимо воли автора, что в конечном счете оно потеряло само имя его создателя, что именно эта книга стала одним из поводов для ареста ее составителя, что сами рукописи, описанные А. А. Веселовским, по-видимому, были уничтожены (в настоящее время в фонде ВОИСК они отсутствуют).
Как следует из отчета А. А. Веселовского о работе по линии ВОИСК за 1924-1925 годы, над «Описанием» он работал в январе-марте 1925 года.81 В качестве образца, без сомнения, послужил знаменитый труд Д. К. Зеленина по архиву Русского географического общества.82 Помимо паспортных данных рукописи (автор, место и время записи, ее объем, название) А. А. Веселовский, как и Д. К. Зеленин, раскрывал ее основное содержание и приводил некоторые примеры фольклорных произведений. 24 мая 1925 года исследователь в газете «Красный Север» сделал сообщение о готовящемся издании.83
В отделе письменных источников ВГИАХМЗ сохранился первоначальный черновой рукописный вариант «Описания рукописей по этнографическому краеведению ВОИСК».84 Рукописи фольклорно-этнографического характера, как можно судить, некогда в ВОИСК были представлены архивом известного вологодского краеведа П. А. Дилакторского, скончавшегося в 1910 году. Эти материалы в свое время были приобретены у его вдовы. Часть из них была уже опубликована, что и отмечал А. А. Веселовский в своем «Описании». Второй блок архивных материалов принадлежал А. А. Шустикову - другому неутомимому вологодскому собирателю. Третий блок - это студенческие записи 1923-1924 годов, инициированные А. А. Веселовским. Всего в ВОИСК во времена А. А. Веселовского находилось около 200 рукописей фольклорно-этнографического плана.
Описывая студенческие материалы, отражающие устную словесность пооктябрьского периода, исследователь, что весьма любопытно, не ограждал себя внутренней цензурой. Исходя из строго научных интересов (и, несомненно, полностью сочувствуя определенным настроениям в крестьянстве), А. А. Веселовский включал в свои описания частушки антисоветского содержания. Приведем пример. Рукопись № 85 описывается ученым следующим образом:
«Частушки Семенцовской вол. Волог(одского) у. Зап(исал) студ(ент) I к(урса) В(ологодского) пед(агогического) техн(икума). 1923. 4 стр. 16 №№. Политические). Критич(еское) отнош(ение) к властям.
На осинке, на вершинке
Коммунист болтается.
Дезертиры Богу молятся:
Война кончается.
Троцкий Ленину сказал:
״Пойдем, Ленин, на базар.
Купим лошадь карюю,
Накормим пролетарию”.
Ой, яблочко,
С богу (боку. - Т. И.) зелено!
Комсомольцев любить
Дома мне не велено.
Частушки политические с отрицат(ельным) отношением к власти».85
В ВГИАХМЗ хранится также беловой вариант «Описания» (№ 24), состоящий из предисловия и развернутой статьи, раскрывающей историю Ученого архива ВОИСК (автограф А. А. Веселовского), и машинописи самого описания архива. Сравнение данного белового варианта с черновым экземпляром рукописи выявляет некоторые тенденции в редактировании «Описания», осуществленные самим А. А. Веселовским:
«Х85 ״. Частушки Семенцовской волости, Вол(огодского) у., записанные студентом 1-го курса Вологодского педтехникума (фамилия не поставлена. - Т. И.). 1923. 4 стр. 16 номеров. Частушки политические, с критическим отношением к властям (выделенное курсивом в рукописи вычеркнуто. - Т. И.)».86 Далее следуют приведенные выше частушки, но не три, как в черновом варианте, а только две. Частушка «Яблочко» составителем была убрана, что, вероятно, явилось необходимой данью грядущим цензурным требованиям.
В 1925 году «Описание» А. А. Веселовского было издано. Однако читателю был представлен отнюдь не тот вариант книги, который задумал автор. «Описание» уже в корректуре подверглось значительной цензурной правке. В Вологодском государственном историко-архивном художественном музее-заповеднике сохранилась корректура, титульный лист которой выглядит следующим образом: «Труды Вологодского общества изучения Северного края. Вып. 1. А. А. Веселовский. Описание рукописей Ученого архива Вологодского общества изучения Северного края. Вологда, 1926. Приложение к № 2 (6) журн. ״Север”».87 Подчеркнем, что авторство А. А. Веселовского здесь заявлено на титульном листе. Корректура в основном совпадает с названной выше беловой рукописью «Описания».
(окончание
здесь)