Латышский режиссер Алвис Херманис в интервью газете РБК daily склоняется к отрицательному ответу:
" - Когда мы с вами разговаривали полтора года назад, вы сказали, что читаете «Колымские рассказы» Варлама Шаламова и хотите перенести их на сцену, но только не в России.
- Да, я сильно думал про это, но в конце понял, что есть граница, которую театр бессилен переступить. Человеческая природа иногда проявляется таким ужасным образом, что театральный язык адекватно изобразить это не способен. Во всяком случае я не способен, мне не хватает фантазии, понимания, как это можно перевести на язык театра."
Тем временем в Тюмени хореографом
Натальей Шургановой поставлен спектакль по мотивам "Колымских рассказов", сообщает тюменский интернет-портал Наш город
Вот здесь можно посмотреть.
Наталья Шурганова о спектакле "Шаламов. Эскизы" * * *
Еще один балет, но уже французский
"Шерри-Бренди" ("Творение")
Национальный Хореографический центр г. Орлеана
Фантастический гибрид, родившийся в танцевальном пространстве из стихов и жизни Осипа Мандельштама, рассказов Варлама Шаламова и того, как увидел и почувствовал все это режиссер спектакля Жозеф Надж.
"Синтетический спектакль дает бесценный коллективный опыт. Зрители, которых ты не знаешь, становятся соучастниками процесса, а это - исключительная полнота ощущений. Даже по сравнению с кинематографом, который я тоже очень люблю. То, что мы делаем, похоже на поэтический язык, у которого свои метафоры, своя образность. Я пытался записывать свои спектакли словами, и это было похоже на авангардную поэзию. Ведь поэзия тем и хороша, что каждый вычитывает в ней что-то свое".
Елена Евстратова, "Театр традиционный и неожиданный...", с сайта ЭтоЯ
* * *
"Шаламов на сцене: первые опыты", с сайта Данте XX века
* * *
Существует также
моноспектакль Вениамина Смехова "Я забыл погоду детства" , приуроченный к 100-летию со дня рождения писателя, но это все-таки несколько маргинальный жанр.
«Я забыл погоду детства», информация, смотреть, скачать также
здесь и
здесь (требуется регистрация) купить
здесь ________
Сам Шаламов написал только одну пьесу,
"Анна Ивановна";
здесь о попытке сделать по ней спектакль
Впрочем, еще не все опубликовано:
«Есть, например, набросок пьесы под названием "Вечерние беседы" - я о ней писала. Там русские нобелевские лауреаты, начиная с Бунина и кончая Солженицыным, сидят в камере. Их выгоняют на пилку дров, они выносят парашу, присутствует надзиратель. И Шаламов с ними сидит. Вечерами они ведут разговоры, в которых первую скрипку играет Варлам Тихонович - он говорит то, что хотел бы сказать каждому нобелевскому лауреату. Очень критически о них высказывается - он их собрал, чтобы сказать все, что о них думает. Но это незаконченная пьеса.»
Из интервью Ирины Сиротинской Ежедневной газете, с сайта издания