В понедельник в Лондоне стартовала Платиновая неделя - LPPM Week 2017. В
первой части этой статьи я отмечал значение этого форума крупнейших представителей промышленности и различных аналитических институтов для рынка и индустрии металлов платиновой группы (PGM) и говорил о предположительном круге вопросов, которые в его рамках будут обсуждаться. Сейчас публикуются доклады различных добывающих и перерабатывающих компаний, аналитических институтов, а также интервью их руководителей и экспертов. В первой части я приводил доклад GFMS Thomson Reuters
PLATINUM GROUP METALS SURVEY 2017. Сегодня свои доклады опубликовали крупнейшая в мире компания по переработке PGM - Johnson Matthey и Всемирный совет по инвестициям в платину World Platinum Investment Council (WPIC).
Но начать я хочу с сегодняшнего интервью главы департамента маркетинга ГМК "Норильский никель" Атона Берлина агентству Reuters. И вот почему. Норникель является крупнейшим поставщиком палладия на мировой рынок - 40% от всей мировой добычи. В апреле компания сообщила, что видит риск недополучения до 3% от прогнозной добычи никеля и платиноидов в 2017 году. Компания, тем не менее, подтвердила прогнозы производства из собственного сырья и заявила, что проводит работу по минимизации рисков. Вот выдержка из пресс-релиза компании от 27 апреля:
Производство палладия и платины в первом квартале 2017 года составило 553 тыс. унций (-14% по сравнению с 1 кв. 2016 г.) и 130 тыс. унций (-24% по сравнению с 1 кв. 2016 г.), соответственно. Производство палладия из собственного сырья составило 521 тыс. унций (-17%), производство платины - 118 тыс. унций (-28%). Снижение производства палладия и платины в первом квартале 2017 года связано, главным образом, с ростом НЗП на транспортном плече «Заполярный филиал - Кольская ГМК» (существенный объем МПГ содержится в никелевом файштейне, отправляемом на переработку из Заполярного филиала на Кольскую ГМК), истощением техногенного сырья в виде лежалого пиротитового концентрата, а также более длительным сроком аффинажа концентрата драгоценных металлов, производимого из шламов Медного завода, на Красноярском заводе цветных металлов.
Сегодня Берлин отказался прокомментировать, как пессимистичный сценарий при его реализации повлияет на продажи платиноидов в этом году, но сказал, что компания выполнит обязательства в любом случае. Норильский никель обещает выполнить заказы покупателей платиноидов, невзирая на риски недополучения части прогнозной добычи в 2017 году, о которых предупредил ранее. «Мы достаточно гибки в этом, потому что мы можем занять металл или перенести дату поставки», - сказал Берлин в интервью Reuters.
В 2016 году компания из-за реконфигурации мощностей в Сибири сократила производство палладия на 3% до 2,6 млн тройских унций, выпуск платины снизился на 2% до 644 тыс. унций. В том числе производство палладия из собственного сырья в прошлом году составило 2,518 млн унций, платины - 608 тыс. унций. В этом году Норникель планирует увеличить производство палладия из своего сырья до 2,6-2,7 млн унций, выпуск платины ожидается на уровне 581 - 645 тыс. унций.
Норникель в прошлом году создал фонд, который покупает палладий у Центробанка РФ и других поставщиков и использует металл для выполнения клиентских заказов. Я
много писал о проблемах при создании этого хедж-фонда Global Palladium, однако
в марте Норникель заявил, что закупил таки в 2016 году 5 тонн палладия. В текущем году фонд планирует купить также не менее 5 тонн (160 тыс. унции) палладия. Однако Берлин отказался сообщить, сколько палладия фонд уже купил с начала года.
Согласно прогнозам Норникеля, в этом году ожидается увеличения дефицита палладия на глобальном рынке до 1 млн тройских унций с 300 тыс. унций в прошлом году. Основной причиной роста дефицита металла является повышенный спрос со стороны автомобильной промышленности, в частности, при производстве автомобилей с бензиновыми двигателями, пользующимися популярностью на крупнейшем в мире автомобильном рынке Китая, сказал Берлин. Продажи легковых автомобилей в Китае в прошлом году достигли рекорда, увеличившись на 14,9% до 24,38 млн благодаря налоговым льготам, по данным CAAM. Аналитики ждут в 2017 году дальнейшего роста на китайском авторынке, но более медленными темпами.
Что касается платины, то Норникель в марте прогнозировал, что после пяти лет дефицита рынок платины в 2017 году перейдет к профициту в 100 тыс. унций или 1% от годового потребления. По приводившимся в марте оценкам компании, потребление платины автомобильной отраслью в этом году, вероятно, снизится в связи с уменьшением доли дизельных автомобилей в общем объёме производства после скандала с Volkswagen, признавшего фальсификацию данных о выбросах на своих авто. Норильский никель по-прежнему ожидает, что мировое предложение и спрос на платину будут близки к балансу в 2017 году, сказал Берлин сегодня.
Норникель, к сожалению, не раскрывает внутренние прогнозы цен на металлы. Цены на палладий поднялись на 19% в этом году на ожиданиях роста дефицита, а на платину - только на 2,6%, что сузило разрыв между ними. «Пока дефицит на палладий сильнее, и это главная причина низкого спреда. Динамика спроса на эти металлы разная, но фундаментально платина недооценена», - сказал Берлин. Он назвал «вполне реалистичным» ценовой сценарий, описанный в последнем докладе экспертов GFMS, ожидающих, что цены на палладий превысят $ 850 за унцию задолго до конца года, а платина может вернуться в этом году на уровень выше $ 1000.
Обзор и прогнозы в докладе Johnson Matthey
PGM Market Report May 2017 ПЛАТИНА
Результаты 2016 года
В 2016 году на рынке платины сохранялся дефицит предложения. Высокий уровень спроса со стороны инвестиционного, промышленного и автомобильного секторов компенсировал падение объёмов ювелирного производства в Китае. 2016 год был пятым подряд годом дефицита предложения, годом максимальных объёмов спроса со стороны автопрома и промышленности за многие годы
Закупки в инвестиционных целях выросли более чем на треть, объёмы реализации платины японским инвесторам были на исключительно высоком уровне.
Продажи платины автопроизводителям были максимальными с 2008 года, чему способствовал рост выпуска дизельных автомобилей в Европе и полное внедрение законодательства по выхлопам Евро 6b.
Объёмы промышленного потребления были на самом высоком уровне за последние пять лет, благодаря высокому спросу китайских производителей стекла и химической продукции.
Этот рост был нивелирован резким падением спроса со стороны ювелирного производства в Китае, где низкая активность в розничном секторе привела к сокращению складских запасов торговых сетей. При неизменном объёме первичного предложения и ограниченном росте утилизации металла из автокатализаторов на рынке сохранился небольшой дефицит предложения в объёме 6,5 тонн.
Прогноз на 2017 год
В 2017 году ожидается снижение объёмов спроса в автомобильном и инвестиционном секторах. На рынке впервые за шесть лет сформируется избыточное предложение из-за снижения ювелирного, автомобильного и промышленного спроса
Вновь ожидается падение объёмов выпуска китайской ювелирной продукции, при этом спрос для автокатализаторов снизится из-за внедрения цикла испытаний Реальных дорожных выхлопов. Ожидаются позитивные показатели инвестиционного спроса, однако его уровень будет ниже, чем в последние два года, т.к. темпы закупок японских инвесторов замедлятся. Несмотря на неизменные объёмы промышленного спроса и ожидаемого падения как первичного предложения, так и утилизации, этого, вероятно, будет недостаточно для сохранения баланса на рынке.
В целом, совокупные первичные и вторичные поставки снизятся на 1,5% до 7,91 млн унций, а валовой спрос снизится на 8% до 7,61 млн унций. Платина, согласно нашим прогнозам, впервые за шесть лет переместится в умеренный профицит на рынке. Ввиду того, насколько рыночные запасы сократились в последние годы, мы не думаем, что умеренный профицит на рынке в этом году будет иметь существенное значение для доступности платины.
ПАЛЛАДИЙ
Результаты 2016 года
В 2016 году дефицит на рынке палладия сократился из-за роста поставок из России и снижения объёмов промышленного спроса. Рынок палладия был более сбалансированный, несмотря на рекордный спрос со стороны автопрома
В 2016 году рынок палладия был более сбалансированным, несмотря на рост на 23% спроса со стороны китайских автопроизводителей и слабые показатели утилизации.
Спрос со стороны китайского автопрома резко вырос до 63,1 тонн, т.к. снижение налога на покупку автомобилей привело к увеличению объёмов реализации транспортных средств более чем на 15%.
При этом промышленный спрос снизился, а рост цен привёл к фиксации прибылей инвесторов в фондах ETF.
При росте предложения на 5% в связи с увеличением поставок из российских запасов, дефицит на рынке палладия снизился до 4,9 тонн.
Прогноз на 2017 год
В 2017 году ожидается увеличение дефицита, благодаря новым пиковым значениям спроса на металл для автокатализаторов и замедления реализации позиций фондов ETF
Прогнозируется рост спроса для автомобильной промышленности до 255,7 тонн в условиях дальнейшего увеличения выпуска в мире бензиновых автомобилей и ужесточения законодательства по выхлопам в Китае, Европе и Северной Америке.
Имеется потенциал дополнительной фиксации прибылей в инвестиционном секторе, однако темпы ликвидации позиций, как представляется, снизятся после двух лет активных распродаж. При благоприятных прогнозах по промышленному спросу, особенно со стороны китайских производителей крупнотоннажной химической продукции, по нашей оценке, брутто-спрос вырастет более, чем на 7%, до 315,0 тонн.
При ожидаемом росте утилизации автокатализаторов после двух лет низкой активности, первичное предложение палладия ожидается на низком уровне. "Норникель" поставит на мировой рынок менее 2,7 млн унций (83 тонны) палладия. В результате дефицит палладия на рынке значительно увеличится - до 24,4 тонн.
Предполагая, что мы правильно оцениваем прогноз по снижению темпов ликвидации запасов в ETF, валовой спрос на палладий в 2017 году должен восстановиться до уровня 10 млн унций, который в последний раз наблюдался в 2014 году (когда спрос поддерживался покупкой в ETF почти в 950 тыс. унций). В то же время совокупные первичные и вторичные поставки будут расти незначительно, поскольку более высокая доля рециклирования автокатализаторов компенсируется более низкими поставками из России, Северной Америки и Зимбабве. Результатом будет значительное увеличение дефицита палладия на рынке в этом году, до почти 800 тыс. унций.
Обзор и прогнозы World Platinum Investment Council (WPIC) в докладе
PLATINUM QUARTERLY Q1 2017 Результаты первого квартала
В первом квартале 2017 года общий объём предложения платины от добывающих компаний составил 1330 тыс. унций, что на 6,3% ниже уровня первого квартала предыдущего года и является самым низким с третьего квартала 2014 года. Глобальные запасы платины в ETF выросли на 65 тыс. унций в первом квартале, причём рост наблюдался в большинстве регионов. Запасы в фондах ETF в этом квартале находились на самом высоком уровне с четвёртого квартала 2015 года.
Спрос на слитки и монеты в течение первых трёх месяцев 2017 года был поддержан чеканкой 20 тыс. монет American Eagle США в январе, весь тираж которых был продан всего за три дня. Мировой спрос на платиновые ювелирные изделия в первом квартале вырос на 3% по сравнению с предыдущим годом, чему способствовало увеличение розничных продаж в Китае в течение квартала.
Баланс мирового рынка платины в первом квартале закрылся с дефицитом в 300 тыс. унций. При этом наблюдалось значительное снижение добычи платины во всех крупных регионах производства. Общее предложение платины в первом квартале 2017 года снизилось на 7,7% к первому кварталу 2016 года и составило 1,750 млн унций. Мировое потребление платины в первом квартале 2017 года снизилось на 5,7% к первому кварталу 2016 года до 2,05 млн унций. Значительное падение наблюдалось в ювелирной промышленности, рост произошёл стекольной и химической промышленности. В автомобильной отрасли наблюдалось незначительное повышение спроса. Инвестиционный спрос в платине оставался слабым.
Прогноз WPIC на 2017 год
Общий объём поставок платины, по прогнозам, упадет на 2% в годовом исчислении до 7330 тыс. унций в 2017 году, при этом ожидается, что и первичное, и вторичное предложение будут снижаться. Ожидается, что объёмы утилизации упадут на 6% в годовом исчислении до 1760 тыс. унций в 2017 году. Объёмы вторичного предложения от рециклирования ювелирных изделий сократятся на 20% по сравнению с предыдущим годом, а тенденции рециклирования нормализуются после необычно больших объёмов в Китае в прошлом году.
Автомобильный спрос в 2016-м и на 2017 год нами пересмотрен в сторону повышения на 45 тыс. унций. Пересмотр отражает более высокие, чем ранее ожидалось, глобальные продажи грузовых автомобилей, в то время как более тщательный контроль за выбросами, как мы также полагаем, является ограничением движения к более бережливому использованию платины.
В настоящее время мы прогнозируем общий инвестиционный спрос на платину в этом году в размере 250 тыс. унций. Однако мировой спрос на ювелирные изделия в 2017 году, по прогнозам, снизится на 1% с 2016 года, причём ожидаемое снижение в Китае и Японии перевешивает ожидаемый рост в Индии и других регионах. Скорее всего, рынок платины будет сбалансирован в течение года, и мы прогнозируем дефицит металла на рынке в объёме 65 тыс. унций в 2017 году. Ожидается, что запасы над землей составят 1885 тыс. унций, что на 3% меньше, чем в 2016 году.
Пол Уилсон (Paul Wilson), главный исполнительный директор WPIC, отметил:
Отчёт за первый квартал подтверждает наше давнее мнение о том, что в 2017 году предложение будет всё более ограничиваться, в то время как изменения в данных показывают, что 2016 год был в ещё большей степени дефицитным, чем мы ранее предполагали. Сегодняшний анализ ещё раз показывает, насколько устойчивый спрос на платину в автомобильном секторе продолжает снижать многие негативные ожидания на рынке. Мы полагаем, что приведённый в докладе пересмотр спроса на автомобильную платину в 2016 и 2017 годах указывает на то, что автопроизводители увеличивают использование платины в транспортных средствах в условиях усиления контроля за уровнем выбросов.
Результаты недавно проведенного независимого дорожного теста C40 во главе с мэрами Лондона и Парижа отправили самые серьёзные сообщения автопроизводителям, которые теперь должны действовать быстро, чтобы очистить наиболее загрязняющие элементы в выбросах своего автопарка, или они столкнуться с нехорошими последствиями. Мы считаем, что платина станет неотъемлемой частью решения, к которому придут производители автомобилей в 2017 году и в последующие годы.
Таким образом, ГМК "Норильский никель" и компания Johnson Matthey прогнозируют небольшой профицит, а GFMS Thomson Reuters и WPIC - небольшой дефицит (все - в пределах 0.5-3% от объёмов годового потребления) на рынке платины в 2017 году. На рынке палладия все прогнозируют существенное увеличение дефицита в 2017 году. Платиновая неделя продолжается.