В мае каждого года представители индустрии платины и палладия и представители различных аналитических институтов собираются в Лондоне на форум, известный также как Platinum Week (Платиновая неделя) или, как сейчас её называют - LPPM Week 2017. В этом году она стартует в понедельник, 15 мая, в Лондоне. Как я отмечал в
предыдущем посте: «Сейчас все крупные аналитические конторы будут публиковать обзоры рынков PGM. GFMS Thomson Reuters опубликовал доклад GFMS PLATINUM GROUP METALS SURVEY 2017. Выложил
ЗДЕСЬ. Ждём доклады от World Platinum Investment Council (WPIC), PGM Market Report от Johnson Matthey и прочие».
Чем интересна LPPM Week 2017?
Цены на палладий в этом году оказались намного сильнее, чем цены на платину: спотовые цены сейчас в районе $ 800 - 805 за унцию, что на 17% больше, чем в начале текущего года. Металл продолжает превосходить остальные драгоценные металлы по доходности, установив новый максимум в 2017 году 1 мая на уровне $ 830 за унцию. Самого высокого уровня с 2001 года - $ 833.75 за унцию цена на палладий достигла 19 сентября 2014 года.
Тем временем платина, которая сейчас котируется на уровне $ 918 за унцию, оказалась самым неблагодарным металлом в текущем году. «Платина действует как пьяный подросток из колледжа после похмелья, тогда как палладий - королева променадов, которая только развлекается», - отметил аналитик Metal Bulletin Энди Фарида. «Более строгие факторы поставок - одна из сильных сторон палладия», - отмечают аналитики Scotiabank.
Согласно данным доклада PLATINUM GROUP METALS SURVEY 2017 группы GFMS Thomson Reuters, цены на палладий выросли на 20,7% в 2016 году, чего нельзя сказать о ценах на платину. В отличие от палладия, платина в прошлом году опустилась на 6%, упав ниже $ 1000 за унцию впервые с 2005 года. И хотя эксперты Thomson Reuters не обязательно ожидают, что цены на платину упадут ещё ниже в 2017 году, они таки считают, что палладий может скоро превзойти свою старшую сестру в цене.
«На наш взгляд, это пока будет в большей мере случайность, когда и если цена на палладий вновь превысит цену на платину впервые с 2001 года», - сказал Росс Страчан, менеджер по драгоценным металлам в Thomson Reuters. Однако в настоящее время разрыв между ценами на палладий и платину составляет всего около $ 100 за унцию. И это по сравнению со средним уровнем чуть более $ 1000 в период между 2007 и 2012 годами.
Объясняя, как этот разрыв настолько сузился, Thomson Reuters отмечает, что «2016 год был ещё одним существенным годом дефицита» на рынке палладия. В то время как производство и платины, и палладия в прошлом году сократилось на 2%, спрос на платину остался на прежнем уровне, а спрос на палладий вырос на 2%. Спрос на палладий во многом был обусловлен увеличением потребности в автокатализаторах, которые используются в автомобилях с бензиновыми двигателями. Бóльшая часть этого спроса была обусловлена спросом в Китае.
Несмотря на то, что производство платины было поставлено под сомнение в результате забастовок, прекращения работы и приостановления добычи на многих шахтах в Южной Африке, рынок платины второй год подряд оставался в физическом балансе. Это происходило потому, что падение добычи было компенсировано увеличением поставок рециклированного металла. Объёмы платиновых ювелирных изделий, которые были переработаны в 2016 году, выросли на 3% - до исторического максимума.
Спрос на платину также оставался относительно стабильным, хотя стоит отметить, что спрос на ювелирные изделия сократился, т.к. в них использовалось меньше платины, чем в промышленном и автомобильном секторах. Ювелирный спрос, на который приходится 36% платины, был слабым, особенно в Индии и Китае. Спрос на платиновые ювелирные изделия снизился на 12% в 2016 году до 2,18 млн унций. Однако общий спрос на платину вырос в Китае и Европе, что несколько компенсировало ослабление спроса в Японии и Северной Америке.
Несмотря на свой прогноз о том, что цены на палладий в этом году могут вырасти выше, чем цены на платину, эксперты Thomson Reuters не думают, что для платины все надежды потеряны. Фактически Страчан считает, что платина потихоньку начнёт восстанавливаться, и в этом году ожидается дефицит на рынке, «поскольку добыча руды по-прежнему сдерживается отсутствием инвестиций в предыдущие годы». «Мы считаем, что недавнее снижение цен было слишком быстрым и слишком крутым, и в этом году платина должна подняться выше $ 1000 за унцию на фоне слабой добычи», - отметил Страчан.
А что палладий? Страчан заключил: «В то время как рынок сейчас восприимчив к краткосрочной коррекции, мы ожидаем, что цены на восстановлении превысят $ 850 задолго до конца года». Эксперты GFMS ожидают, что в этом году на рынке палладия будет наблюдаться дефицит в 600 тыс. унций по сравнению с дефицитом 120 тыс. унций на рынке платины. Использование палладия в значительной степени сконцентрировано в отрасли автокатализаторов, где используется 70% палладия, причём в основном - в бензиновых двигателях. Это сравнимо с приблизительно 34% платины, используемой в автомобильной промышленности, в основном - в дизелях. Сильные продажи автомобилей в последние годы, особенно в Китае и США в прошлом году, стимулировали спрос на палладий.
Аналитики пока не до конца определились с прогнозами. «Торможение платины относительно золота, поскольку цены на платину сейчас примерно на $ 300 долларов за унцию ниже цен на золото, стали негативными факторами для платиновых ювелирных изделий, потому что этот металл, как оказалось, не сохраняет свою ценность», - говорит аналитик Metal Bulletin Уильям Адамс.
«Я думаю, что платина действительно запуталась в настоящий момент», - добавляет Фарида. «Её любят и покупают во времена высокого спроса - следуя за золотом и серебром, - но в то же время она пока не в состоянии устоять на своих ногах как индустриальный металл и теряет свой блеск относительно палладия». «Восходящая звезда палладия, как я думаю, находится в заимствованном времени - на предположении, что его экономический успех 2016 года повторится в 2017 году, что пока явно не соответствует действительности, - останутся ли продажи автомобилей настолько сильными?», - задаётся вопросом Фарида.
В прошлом году продажи легковых автомобилей на трёх крупнейших рынках - США, Китае и ЕС - выросли на 8,5%, но Scotiabank ожидает, что в этом году рост продаж будет намного скромнее. Есть признаки того, что цикл снижения проявится на американском автомобильном рынке после семилетнего бума. В апреле общий объём продаж автомобилей в США в годовом выражении составил 16,88 млн единиц по сравнению с 17,4 млн в апреле 2016. Американская автомобильная промышленность сообщила о снижении продаж четвёртый месяц подряд в годовом исчислении в апреле 2017 года, подтвердив тот факт, что спад, хотя и умеренный, продолжается.
Правда, по отношению к марту продажи в апреле немного подросли. Тем не менее, продажи автомобилей в США сократились более чем на 2% в первой трети 2017 года. По сравнению с тем же периодом 2016 года это снижение составило 135 тыс. единиц, несмотря на рост продаж внедорожников/кроссоверов и пикапов. Например, продажи Ford F-Series, самого продаваемого автомобиля в Америке, в этом году выросли на 7%, а самый продаваемый в США внедорожник Nissan Rogue добавил в этом году почти 37 тыс. автомобилей. Объёмы продаж минивэнов сокращаются восьмой месяц подряд. Также сокращаются продажи коммерческих фургонов.
Аналитики Commerzbank отмечают, что китайский автомобильный рынок сейчас тоже колеблется: по данным China Association of Automobile Manufacturers в апреле в Китае было продано 1,72 млн автомобилей, что на 3,7% меньше, чем в том же месяце прошлого года. Казалось бы, введение новых налоговых стимулов для покупки автомобилей в настоящее время должно оказывать влияние на показатели продаж, однако Commerzbank полагает, что китайская автомобильная промышленность достигла критической точки, после которой мы можем увидеть снижение продаж. Я не знаю, где Commerzbank взял эти данные - на
сайте CAAM пока данные только за март:
Ещё интересные факты о предстоящей LPPM Week 2017
Помимо фундаментальных факторов, новые контракты, вероятно, также будут обсуждаться в ходе лондонского форума этого года. Лондонская биржа металлов планирует запустить фьючерсные контракты на PGM в начале 2018 года, после возможного успешного запуска золотых и серебряных фьючерсных контрактов в июле этого года. Об этом сообщалось на LME Week Asia в начале этой недели. Контракты на золото и серебро поступят в продажу 10 июля, а запуск фьючерсных контрактов на PGM запланирован на начало 2018 года.
Предполагается, что фьючерсные контракты на PGM используют те же структуры и даты, что и на золото и серебро. Кроме того, последнее объявление London Bullion Market Association (LBMA) о том, что она опубликует объёмы запасов драгоценных металлов в хранилищах Лондона в рамках политики повышения прозрачности рынка, скорее всего, будет также обсуждаться на форуме в этом году. Объёмы запасов золота и серебра должны быть опубликованы этим летом, а объёмы запасов платины и палладия появятся позднее.
Кто станет новым поставщиком услуг для управления и администрирования аукциона (фиксинга) по цене серебра в LBMA после того, как CME Group и Thomson Reuters отказались от этих своих ролей в марте этого года, - ещё одна тема, которая, вероятно, будет доминировать на обсуждениях на следующей неделе. CME и Thomson Reuters выиграли битву за обеспечение методологии и ценовой платформы для ежедневного фиксинга в июле 2014 года, заменив традиционный 117-летний фиксинг серебра в августе того же года под лозунгами радикального реформирования всего комплекса рынков драгоценных металлов.
Фиксинг или, как теперь говорят - бенчмарк - серебра, как известно, представляет собой глобальную контрольную цену, используемую центральными банками, шахтёрами, аффинажёрами, ювелирами и всей окружающей финансовой отраслью для рассчёта цен контрактов на серебро. LME, Intercontinental Exchange (ICE) и Autilla, как большинство экспертов сейчас полагают, подают предложения, чтобы стать новыми поставщиками бенчмарка (фиксинга) серебра.
Ну и напоследок несколько фактов из
сегодняшнего обзора «Открытие Брокер»:
По данным статистического бюро ЮАР добыча металлов платиновой группы в марте выросла на 45,6% против роста на 30% в феврале 2017 года. По данным GAC импорт платины в Китай в марте 2017 года вырос на 54% в годовом выражении и составил 8,3 тонны. Основные поставки производились из ЮАР, Японии и РФ. Импорт платины в 1 кв. 2017 года снизился на 5,5% к аналогичному периоду 2016 года и составил 18,2 тонны. По предварительным оценкам доля автомобилей с дизельным двигателем в Европе к 2021 году снизится до 40%. По опросу Рейтер среднегодовая стоимость платины в 2017 году составит 1007$/унция, в 2018 году - 1100$/унция. Среднегодовая стоимость платины по нашему прогнозу в 2017 году составит 952$/унция.
Рынок палладия вновь стал «звездой» прошедшего периода, установив новый максимум на уровне 830$/унция. По оценке GFMS цены на палладий могут вырасти до 850$/унция до конца 2017 года. Дефицит на рынке палладия с учетом запасов в 2016 году составил - 673 тыс. унций, а в 2017 году может усилиться. Дефицит смягчают довольно высокие наземные запасы металла, оцениваемые в 10,5 млн унций к концу 2017 года или в 16 месяцев мирового потребления.
Производство палладия в 2016 году сократилось на 2%, т.к. рост добычи в Зимбабве и США не смог компенсировать снижение добычи в других местах. Основную поддержку рынку в прошедший период оказало сообщение компании «Норильский никель» о снижении производства палладия в 1 кв. 2017 года на 14% к 1 кв. 2016 года до 553 тыс. унций. Производство платины также сократилось на 24% до 130 тыс. унций.
Падение производства палладия было частично уравновешено ростом потоков металлолома, при этом рециклирование в автомобильной промышленности выросло до рекордного уровня в 1,72 млн унций. Спрос на палладий в автомобильной промышленности вырос на 5,3% и достиг 7,6 млн унций, чему способствовали высокие продажи автомобилей в Китае и рост доли рынка бензиновых автомобилей в Европе. При этом спрос на палладиевые ювелирные изделия в 2016 году упал на 13,3%.
Рынок палладия показывает рост спроса на металл в связи с растущими продажами бензиновых автомобилей. Росту продаж бензиновых авто будет способствовать расширение налоговых льгот в Китае, что указывает на растущий спрос на палладий со стороны китайской автомобильной промышленности. Продажи автомобилей в Китае в марте 2017 года достигли 2,54 млн единиц, что на 31% больше, чем в феврале, но всего на 4% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общее производство автомобилей увеличилось на 3% по сравнению с предыдущим годом до 2,6 млн единиц. За первые три месяца года общий объём производства и продаж автомобилей составил 7,1 и 7,0 млн единиц соответственно, причем ежегодный прирост составил более 7%.
По данным GAC импорт палладия в Китай в марте 2017 года упал на 11,1% в годовом выражении и составил 1,6 тонн. Основные поставки производились из РФ, ЮАР и Британии. Импорт палладия в 1 кв. 2017 года упал на 39,1% к аналогичному периоду 2016 года и составил 4,6 тонн.
По данным Metal Focus поставки палладия в Гонконг в 2016 году выросли на 31% в годовом выражении и были особенно высокими в 4 кв. 2016 года. В 1 кв. 2017 года объем импорта палладия в Гонконг вырос на 17% к 1 кв. 2016 года. По опросу Рейтер среднегодовая стоимость палладия в 2017 году составит 770$/унция, в 2018 году - 800$/унция. Рост спроса в производстве автомобилей с бензиновым двигателем и ограниченное предложение будут создавать дефицит на рынке палладия в 2017-18 годах. Среднегодовая стоимость палладия в 2017 году по нашим расчетам может составить 814$/унция.
Как только появятся обзоры от World Platinum Investment Council (WPIC), Johnson Matthey и прочих, сразу опубликую.
Всем Удачи!