31 марта в 9:00 BST Thomson Reuters GFMS опубликовала доклад «GFMS GOLD SURVEY 2016». Первая реакция многих аналитиков была кричащей: «GFMS: скоро золото опять окажется ниже $ 1200». Действительно, по прогнозам GFMS: «Закрыв снижением три последних года, золото начало 2016-й мощным ростом, который был вызван резким сокращением аппетита к риску и всплеском спроса на защитные активы. По нашему мнению, текущее ралли окажется непродолжительным, и по мере ослабления рыночной турбулентности, цены возобновят снижение. В пользу этого говорит ослабление спроса на физический металл в Азии (что касается, например, Китая, то спад спроса на золото был обусловлен резким ростом местного фондового рынка в первой половине года, который всосал в себя бóльшую часть капитала). В ближайшее время мы ждём падения котировок золота ниже $ 1200. В более отдалённой перспективе прогнозируемое сокращение добычи и восстановление спроса окажет ценам поддержку».
Однако, как я всегда утверждал, никогда не стóит доверять мнению одного аналитика, пусть даже такому крупному, как GFMS. Почему? Простой пример. Ниже я привожу две таблицы, основанные на данных докладов двух крупнейших аналитических структур. Первая - из текущего доклада GFMS, вторая - из доклада Геологической службы США (USGS), опубликованного в конце января 2016 года. Данные по производству золота в разных странах в 2015 году в таблице USGS - предварительные, однако данные за 2014 год - окончательные.
Как видите, даже исходные данные для анализа у различных аналитических контор различаются. Что уж говорить о прогнозах, которые зависят от субъективных мнений различных аналитиков. Я уже говорил, что, например, «
в докладе WGC используются некоторые данные и других исследовательских компаний, в частности - Bloomberg (конкурента Thomson Reuters) и других». Тем не менее, доклад GFMS интересен, и вот основные тезисы:
• Физический спрос на золото по итогам 2015 года снизился на 1,8% по сравнению с 2014 годом - до 4124 тонн
• Потребление золота ювелирной промышленностью снизилось на 3,4% до 2166 тонн.
• Розничный спрос на слитки и монеты вырос на 1,3% до 1115 тонн, включая 851 тонну слитков (без изменения) и 263 тонны монет (+4,8%).
• Покупки золота банками (официальный сектор) в отчётный период выросли на 3,6% до 483 тонн.
• Общее предложение золота в мире за год упало на 2% до 4306 тонн, при этом производство первичного золота выросло на 0,9% до 3158 тонн, переработка вторичного золота выросла на 1,3% до 1173 тонн.
• Баланс между спросом и предложением составил 182 тонны против 187 тонн годом ранее.
• Средняя цена на золото по итогам 2015 года составила $ 1160,06 за унцию, что ниже показателя 2014 года на 8,4%.
Доклад «GFMS GOLD SURVEY 2016», конечно, на данный момент - самое всеобъёмлющее исследование рынка золота. В нём представлена многочисленная статистика и анализ самых разных аспектов этого рынка, начиная от добычи в различных странах и компаниях, оценки её себестоимости, предложения рециклированного металла, и заканчивая потреблением как в инвестиционных (слитки, монеты, ETFs и т.п), так и в рыночных (биржевых и внебиржевых) секторах. Для тех, у кого нет подписки, выложил
ЗДЕСЬ Собственно, всё то, что я хотел сказать по поводу прогнозов GFMS, уже
высказал Олег Душин:
Таким образом, будем снова рассуждать о разумности инвестиций в золотой хедж против американского доллара. В канве этой позиции последний прогноз GFMS Thomson Reuter (от 31 марта) о том, что золото в ближайшие месяцы опустится ниже $1200, не выглядит безупречным. По крайней мере, даже если это случится, можно предполагать активизацию покупок физического металла при опускании цены золота ниже $1200. Что говорит в пользу покупок золота? Уже с момента заседания ЕЦБ 10 марта, мы стали наблюдать снова нарастание корреляции (обратная - доллар вниз-Gold вверх и, наоборот) между сессионными движениями доллара и золота. Одновременно ослабевает корреляция (обратная) между движением индекса S&P 500 и желтого металла.
Другими словами, если понижательный тренд 2016г. по долларовому индексу продолжится, а 31 марта доллар, обратим внимание, обновляет годовые минимумы 2016г.!, то у золота сохраняется шанс на продолжения ралли. Правда, в конце квартала (29 марта) наблюдались крупные продажи ETF 0.336 млн унций, но это, по нашему мнению, отражает скорее стремление к profit-taking, а не изменение глобальной ситуации. Не следует забывать, что в 2016г. впервые с 2008г. прогнозируется снижение добычи желтого металла, что благоприятно влияет на ситуацию глобального спроса-предложения.
Слабые моменты. С точки зрения рыночной ситуации позиция золота ослабляются форс-мажорным снижением потребления его в Индии. Перед принятием бюджета 29 февраля импорт золота в Индию сократился с 93.3 тонн в январе до чуть ли 23.8 тонн в феврале. На рынке широко ожидали понижением импортной 10% пошлины на золото 29 февраля - в день оглашения бюджетного плана правительства. Однако пошлина не изменилась, так как правительство Индии больше озабочено дефицитом торгового баланса, чем коммерческими интересами ювелиров.
Более того, импортная пошлина на ввоз gold dore (золотой неочищенный сплав) повышена с 8% до 8.75% и введен 1% акциз на золотые украшения. Из-за введения акциза индийские ювелиры 2 марта объявили продолжительную забастовку, которая закончилась, но, увы, не везде, с 20 марта, на обещании правительства не усердствовать на местах при сборе акциза и разобраться в течение 60 дней с порядком его применения.
Чистый импорт золота в страну потребитель номер 1 Gold - Китай - из Гонконга подрос в феврале по сравнению со слабым январем с 17.6 тонн до 42.9 тонн, но февраль все равно остался самым слабым месяцем с 2012г.. Январь-февраль показали 56% снижение по сравнению с январем -февралем 2015г. Экспорт золота в Китай из Швейцарии в феврале снизился до 27.2 тонн после 43.4 тонн в январе. В марте вялая ситуация по импорту, похоже, продолжилась.
Покупки центробанков - основных быков на золотом рынке в феврале снизились. ЦБ РФ закупил в феврале 0.356 млн унций после 0.688 млн унций в январе (МВФ). Народный банк Китая купил 0.52 млн унций в январе и 0.32 млн в феврале. Казахстан купил в феврале 2.7 тонны (0.0868 млн унций). Отметим, что февральские продажи золота центробанком Турции перекрывают с лихвой эти месячные цифры по КНР и РФ. Турция продала 37.3 тонны (1.199 млн унций). Также Малайзия продала 2.2 тонны (0.0707 млн унций).
Активы крупнейшего ETF SPDR Gold Shares доросли 28 марта до 823.74 тонн и к 30 марта снизились до 819.28. 14 марта наблюдался сильный сброс активов в размере 8.63 тонны до 790.14, 12 февраля были продажи на 5.06 тонн…
Я понимаю, что очень хочется, чтобы было так, как кажется. Однако для того и существуют инфовбросы, чтобы регулировать различные рынки. После голубиного выступления Йеллен и других членов ФРС, часть инвесторов воспряли духом, и SPDR Gold Trust ETF (GLD), крупнейший ETF, инвестирующий в золотые слитки, во вторник подорожал на 1,9%. Однако лидерами роста этого дня стали ETFs компаний, добывающих драгметаллы. Так, акции крупнейшего ETF золотодобывающих компаний Market Vectors Gold Miners ETF (GDX), выросли на 5,7%.
Однако трейдеры довольно скептически отнеслись к очередному вбросу, подняв сначала золото до $ 1246 на волне эйфории, но уже в среду спокойно его распродавали. Вот в чём прелесть инфовбросов, как для регуляторов, так и для мудрых трейдеров: регуляторы предотвращают чрезмерные опасения, вызывающие неконтролируемую волатильность рынков и тем самым поддерживают их стабильность в нужном диапазоне, а трейдеры зарабатывают на краткосрочных всплесках этой самой волатильности после вбросов.
Я продолжаю считать, что сейчас пока нет серьёзных фундаментальных драйверов для приличного ралли в золоте, поэтому думаю, что пока золото так и будет торговаться вокруг $ 1200, показывая краткосрочные взлёты и падения. Уровень $ 1200 - фундаментально обоснованный уровень поддержки, как с точки зрения производителей, так и потребителей. Однако краткосрочную волатильность в пределах $ 1080 - $ 1380 не исключаю.