Первый квартал серебро закончило ростом на 11.4% - лучшая динамика за более чем три года, а в марте подорожало на 3.6%. В США и Европе всё популярнее становятся серебряные монеты и ювелирные изделия из серебра. Продажи серебряных монет Монетным двором США (12-месячная скользящая средняя) в марте поднялись до исторического максимума (по данным Bloomberg, доступным с 1986 года). Продажи серебряных монет с начала 2016 года составили 14,843 млн унций против 12,071 млн унций в аналогичный период 2015 года.
Австрийский монетный двор на прошлой неделе сообщил, что увеличил продажи серебра в 2015 году до 7,3 млн унций против 4,6 млн унций в 2014 году. Продажи серебряных монет составили 1,756 млн унций против 1,049 млн унций в феврале 2016 года. По сообщению Пертского монетного двора, с начала продаж новой серебряной монеты "Кенгуру" в августе 2015 года, их было продано уже 7,5 млн штук.
Объёмы вложений биржевых фондов в серебро также весьма стабильны, несмотря на долгосрочный понижательный тренд белого металла. Физические активы в ETFs превысили 31 марта максимумы 2015 года. Со 2 марта 2016 начался активный прирост запасов, и на 04.04.2016 запасы в ETFs достигли 632 млн унций. Максимумы запасов в ETFs в 2015 году фиксировались 6 марта и 27 апреля - 628 млн унций.
Китай, являющийся крупнейшим потребителем серебра в мире, нарастил в январе импорт белого металла на 52% (г/г), хотя в феврале импорт немного упал на 7.4% (г/г). В 2015 году импорт серебра в Поднебесную возрос на 25.2%. Китай является лидером в производстве солнечных панелей. 21 марта глава Национальной энергетической ассоциации Китая подтвердил, что до 2020 года страна более чем утроит свои мощности в солнечной энергетике с 43.2 ГВт до 143 ГВт. В 2015 году Китай стал крупнейшим рынком солнечных панелей, обеспечив ввод 13.74 ГВт из 55 ГВт во всём мире.
По ожиданиям Silver Institute, в 2016 году использование серебра в солнечной энергетике превысит максимум 2011 года и составит 13% общего промышленного потребления металла. Индустрия обеспечивает примерно 54% глобального спроса на серебро. Правда, Thomson Reuters считает, что в 2015 году общий промышленный спрос на серебро упал на 4.1%. Прирост спроса в солнечной энергетике на 11 млн унций был нивелирован снижением спроса в электронике на 12.9 млн унций, спадом спроса на серебряные припои и сплавы на 5.9 млн унций и т.д.
Тем не менее, спрос на серебряные монеты и в ювелирном секторе продолжает расти. The Silver Institute опубликовал результаты ежегодного опроса абонентов из Национальной ювелирной ассоциации США «2015 Silver Jewelry Sales Results». Опрос проводился онлайн с 21 января по 13 марта 2016 года. В общей сложности 33555 абонентам National Jeweler был направлен вопросник. По состоянию на 13 марта на вопросы ответили 149 розничных продавцов, и их ответы легли в основу этого отчёта.
Введение
Серебро становится всё более важным драгоценным металлом для многих ювелиров в течение последних нескольких лет, как в продвижении продаж, так и в обеспечении рентабельности торговли. Чтобы определить специфику производства и продаж на ювелирном рынке и помочь поддержать дальнейший рост этого сектора, служба Silver Promotion Silver Institute в партнёрстве с National Jeweler седьмой год подряд проводит исследования и оценку этого рынка.
Цели
Розничным продавцам ювелирных изделий был направлен опросник с целью определить:
• Как изменились продажи серебряных ювелирных изделий в 2015 по сравнению с 2014 годом.
• Как изменились праздничные продажи ювелирных изделий в 2015 по сравнению с сезонами 2014 года.
• Какие категории товаров показали лучшие продажи в праздничные сезоны 2015 года.
• Серебряные ювелирные изделия какой ценовой категории показывают наибольшие объёмы продаж.
• Какова доля серебряных ювелирных изделий по сравнению с другими категориями товаров в их магазинах.
• Увеличили ли они свой оборот серебряных ювелирных изделий в 2015 году.
• Какая категория товаров продемонстрировала наилучший показатель оборота.
• Какие возрастные группы покупают больше всего ювелирных изделий из серебра, и в чём ритейлеры видят свои лучшие возможности продаж изделий из серебра.
• Каковы были два самых продаваемых стиля/тенденции в серебре в 2015-м, и какие из них будут иметь повышенное значение в 2016 году.
• Насколько важны серебряные ювелирные изделия для их бизнеса.
• Насколько оптимистично они настроены в том, что нынешний бум покупок серебра будет продолжаться в течение следующих нескольких лет.
Резюме
• 60% ювелирных ритейлеров заявили, что их продажи ювелирных изделий из серебра увеличились в 2015 году, 22% сказали, что их продажи остались на прежнем уровне, и у 18% наблюдалось снижение продаж.
• 42% отметили, что их продажи ювелирных изделий из серебра увеличились от 11 до 25%. У 8% был отмечен рост более чем на 25%. Среднее увеличение в 2015 году продаж ювелирных изделий из серебра составило 15%.
• 48% ювелирных ритейлеров заявили, что их продажи в праздничные сезоны 2015 года серебряных ювелирных изделий увеличились по сравнению с праздничными сезонами 2014 года. 29% ответили, что их продажи остались прежними, и 23% заявили, что их продажи снизились.
• Следующие категории товаров показали лучшую рентабельность в розничной торговле во время праздничных сезонов (проценты в рейтинговой категории "лучший товар"):
• Серебряные ювелирные изделия 45%
• Ювелирные изделия с бриллиантами 27%
• Свадебные украшения 16%
• Золотые ювелирные изделия 9%
• Платиновые ювелирные изделия 3%
• 45% ритейлеров отметили, что изделия из серебра показали наилучший оборот в 2015 году; 22% заявили, что это были изделия с бриллиантами, 17% - свадебные украшения, 12% - из золота и 4% - из платины.
• Две лучшие ценовые группы, в которых розничные торговцы показали наибольшие объёмы продаж серебряных ювелирных изделий, составляют $ 100 - $ 500 (42%) и менее чем за $ 100 (48%). Ценовые группы расположились так:
• Более $ 1000 - 2%
• $ 501 - $ 1000 - 8%
• $ 100 - $ 500 - 42%
• Менее чем за $ 100 - 48%
• Розничные продавцы отметили, что продажи серебряных ювелирных изделий в процентах от их общего объёма продаж ювелирных изделий в среднем составили 35% в единицах от объёма и 27% от объёма продаж в долларах. Медианные продажи серебряных ювелирных изделий составили 25% в единицах от объёма и 16% от объёма продаж в долларах.
• 57% ритейлеров увеличили оборот серебряных ювелирных изделий в 2015 году в среднем на 21%.
• Возрастная группа, покупающая больше всего ювелирных изделий из серебра, составила 20 - 40 лет, что соответствует 58% от оборота. Возрастная группа 41 - 50 лет была второй.
• Более 60 лет - 1%
• 51 - 60 лет - 6%
• 41 - 50 лет - 20%
• 20 - 40 лет - 58%
• Менее 20 лет - 15%
• Самыми активными покупателями изделий из серебра были самостоятельные женщины, на втором месте - покупки с целью дарения.
• Самостоятельные женщины - 46%
• С целью дарения - 34%
• Молодёжный рынок - 17%
• 62% ритейлеров отметили, что серебряные ювелирные изделия очень важны или важны для их бизнеса; 37% сказали, что очень важны.
• 87% ритейлеров говорят, что они настроены оптимистично на то, что нынешний бум продаж серебра будет продолжаться в течение следующих нескольких лет; 46% сказали, что они настроены очень оптимистично.
• 75% респондентов являются независимыми ритейлерами, 5% представляют ювелирные сети, 2% - универмаги и 18% - другие структуры.
• 65% имеют один физический магазин, 18% работают с двумя или более магазинами и 17% - в сетях.
• Среднегодовой объём продаж в магазинах респондентов составляет $ 1 500 000.
Заключение
Несмотря на снижение спроса на серебро в электронике, который, как ожидается, останется на низком уровне в этом году, цены на серебро, вероятно, покажут более сильную динамику роста относительно цен на золото. Объёмы добычи серебра, как побочного продукта добычи других металлов, как ожидается, сократятся впервые за последние десять лет, так как шахтёры реагируют на снижение цен на металлы. Это, в сочетании с ростом интереса к возобновляемым источникам энергии, как ожидается, подтолкнёт вверх цены на серебро.
«Рост цен на серебро сдерживался слабостью в промышленном секторе, где оно в наибольших объёмах потребляется в электронике», - говорит Симона Камбарини, экономист по товарным рынкам в Capital Economics. Она отметила, что потребление серебра в электронике составляет 45% от промышленного спроса и 25% от общего спроса на металл. По словам Камбарини, отношение между PMI производства электронного оборудования на мировом рынке и соотношением золото/серебро (GSR) также предполагает, что неудовлетворительная оценка серебра преувеличена.
Признавая расхождения в отношениях между этими двумя переменными с 2009 года - возможно, из-за минимизации и использования более дешёвых сплавов в электронике, в результате чего уменьшилась доля серебра в секторе, или изменения взвешенных финансовых и экономических показателей, используемых для определения соотношения, как следствия финансового кризиса, - она сказала, что PMI в электронике, даже при некоторой степени волатильности, предполагает, что GSR должно быть ближе к 70.
Серебро является одним из ключевых компонентов солнечных панелей. По данным Bloomberg New Energy Finance, снижение стоимости солнечных проектов на 47% за мегаватт приведёт к волне малых и крупных инвестиций в солнечную энергетику на $ 3,7 трлн. в период между 2015 и 2040 годами. Вторым важным фактором станет развитие сектора электромобилей, в производстве которых серебро также является одним из важнейших компонентов.