Платина и палладий. Обзор рынков и прогнозы ГМК «Норильский никель»

Mar 17, 2016 08:18


ГМК «Норильский никель» опубликовала отчёт по финансовым результатам 2015 года, в котором также приводится прогноз по рынкам платиноидов на ближайшее будущее. Как обычно опубликован пресс-релиз, консолидированная финансовая отчётность, презентация на английском языке и сведённые в таблицу операционные и финансовые результаты. В связи со снижением цен на PGM на мировом рынке выручка компании от реализации металлов сократилась довольно существенно.

В 2015 году выручка компании от реализации палладия снизилась на 19% (на $ 414 млн) с $ 2 221 млн в 2014 году до $ 1 807 млн в 2015 году. Основные факторы изменения: снижение цен реализации (-$ 289 млн) и снижение физических объёмов реализации (-$ 141 млн), которые частично были компенсированы реализацией палладия, приобретаемого на рынке с целью обеспечения контрактных обязательств. Так в рассматриваемом периоде было реализовано покупного палладия на сумму $ 95 млн (2014: $ 79 млн).

Выручка от реализации палладия, произведённого в России, уменьшилась на 19% с $ 2 084 млн в 2014 году до $ 1 691 млн в 2015 году. Снижение выручки связано как со снижением цены реализации металла на 14% с $ 804 за унцию в 2014 году до $ 695 за унцию в 2015 году, так и со снижением физических объёмов реализации палладия на 6%, преимущественно в связи с формированием страхового запаса металла.

Снижение выручки от реализации платины в 2015 году составило $ 238 млн (27%) с $ 869 млн в 2014 году до $ 631 млн в 2015 году. Основные факторы изменения: снижение цен реализации (-$ 205 млн), а также снижение физических объёмов реализации (-$ 41 млн). При этом, с целью обеспечения контрактных обязательств на рынке была приобретена и реализована платина на сумму $ 8 млн.

Выручка от реализации платины, произведённой компанией в России, уменьшилась на 26% с $ 827 млн в 2014 году до $ 609 млн в 2015 году. Снижение выручки от реализации платины связано с существенным снижением цены реализации металла на 24% с $ 1 388 за унцию в 2014 году до $ 1 057 за унцию в 2015 году, а также уменьшением физического объёма реализации в связи с формированием страхового запаса металла.

Всего российские предприятия реализовали в 2015 году 2 464 тыс. унций аффинированного палладия, что на 8% меньше объёма 2014 года (2 667 тыс. унций). Платины было реализовано в 2015 году 590 тыс. унций, что на 6% меньше объёма 2014 года (629 тыс. унций).

Интересно, что, несмотря на снижение объёмов реализации и существенное падение цен на металлы (не только группы PGM, но и никеля, золота и меди), годовая чистая прибыль компании составила $ 1 716 млн относительно $ 2 000 млн в 2014 году. И это при том, что денежный поток от операционной деятельности в 2015 году по сравнению с 2014 годом сократился на 38% и составил $ 3,7 млрд, чему способствовали следующие факторы:

• Снижение показателя EBITDA за 2015 год по сравнению с 2014 годом на сумму $ 1 385 млн в основном за счёт падения цен на металлы;
• Интенсивное снижение оборотного капитала в 2014 году на сумму $ 1 млрд по сравнению с увеличением в размере $ 112 млн в 2015 году.

Я обращаю внимание на эти факторы, поскольку уже не раз отмечал, что девальвация региональных валют способствует поддержанию на плаву добывающих компаний в недолларовых юрисдикциях. В этом и кроется разгадка высокой прибыли компании. Скажем, себестоимость реализованных металлов в 2015 году составила $ 3 179 млн, снизившись по сравнению с 2014 годом на 34% (на $ 1 626 млн), а именно:

• денежные операционные расходы снизились на $ 1 056 млн (или 26%);
• амортизационные отчисления снизились на $ 222 млн (или 32%);
• сравнительный эффект от увеличения запасов металлов в 2015 году к 2014 году составил $ 348 млн.

«Беспрецедентное падение цен на металлы не могло не отразиться на наших финансовых результатах и привело к снижению выручки и показателя EBITDA, однако негативный эффект низких цен был частично компенсирован благоприятной динамикой обменного курса рубля, сокращением расходов на российских предприятиях и выходом из зарубежных активов. В результате, показатель рентабельности EBITDA вырос до лидирующего в мировой отрасли показателя 50%, а свободный денежный поток составил $2,4 млрд», - отмечается в комментарии президента «Норильского никеля» Владимира Потанина.

Посмотрим на представления Норникеля о фундаментальных факторах на рынках платины и палладия и прогнозах на будущее. Норникель ожидает, что дефицит предложения на рынках платины и палладия сохранится и в этом году, несмотря на то, что в 2015 году из-за оттока металлов из ETFs на рынке палладия фактически наблюдался небольшой профицит, а на рынке платины дефицит значительно сократился.




Палладий

Восстановление добычи в ЮАР и отток средств из биржевых фондов (ETFs) оказали давление на цены. Аналогично прочим промышленным металлам динамика палладия в 2015 году была разочаровывающей: среднегодовая цена снизилась на 14%, составив $ 691 за унцию. В течение первого полугодия металл торговался в довольно узком диапазоне $ 670 - 830 за унцию, однако уже в мае его цена начала падать, пробив важный уровень поддержки $ 530 за унцию.

После завершения 5-месячной забастовки в ЮАР, парализовавшей в 2014 году 20% всего мирового производства палладия, африканские горняки довольно быстро восстановили добычу, что вывело рынок из глубокого дефицита в более сбалансированное состояние. Дополнительным негативным фактором, повлиявшим на цену, стал рекордный отток средств из палладиевых ETFs, эквивалентный 700 тысячам унций.

Тем не менее, компания даёт позитивный прогноз по рынку палладия при сохранении дефицита предложения металла на рынке:

Мы считаем текущую слабость цен на палладий временным явлением. Рекордные продажи автомобилей в США и Китае (где преобладает автомобили с бензиновыми двигателями, в производстве катализаторов для которых используется палладий) должны стимулировать рост спроса со стороны автоиндустрии в 2016 году (+200 тысяч унций). Причём, поскольку физический объём палладия в расчёте на один автомобиль в США заметно выше, чем в Китае (в силу более строгих экологических норм и большего объёма двигателя), то ситуация на авторынке США является для палладия более важной. Таким образом, восстановление экономического роста в США и низкие цены на нефть должны стимулировать рост продаж автомобилей с двигателями большого объёма (например, внедорожники и пикапы).

Отток из палладиевых ETF-фондов существенно замедлился в последние месяцы, что может означать разворот негативного тренда. Несмотря на то, что южноафриканские горняки успешно восстановили добычу МПГ после окончания забастовки, мы не ожидаем дополнительного роста предложения с их стороны, так как длительный период низких цен негативно сказывается на инвестициях и уровне добычи на высокозатратных шахтах. Мы также считаем, что риск остановок производства из-за трудовых споров или аварий в ЮАР достаточно велик.

Растущие затраты на электричество и заработную плату были компенсированы в 2015 году девальвацией рэнда, однако мы не ожидаем столь сильного ослабление южноафриканской валюты в 2016 году. Мы считаем, что предложение первичного палладия сократится на 4% вследствие снижения производства в ЮАР и реконфигурацией производства «Норильского никеля». Мы также не ожидаем продаж палладия Гохраном. Таким образом, мы ожидаем в 2016 году на рынке палладия значительный дефицит.



Платина

Cильный рынок платины оказался под давлением негативных ожиданий по Китаю и скандала с Фольксвагеном. В 2015 году средняя цена на платину снизилась на 24% до $ 1 053 за унцию, при этом в конце года под влиянием негативных настроений на рынках металлов цена падала ниже $ 900 за унцию. В настоящее время мы видим некоторую стабилизацию на рынке, и платина торгуется на уровне $ 950 - 1 000 за унцию (самый низкий уровень с 2008 года). Опасения инвесторов по поводу «жёсткой посадки» Китая, падение курса ранда а также ожидания падения спроса со стороны автокатализаторов для дизельных автомобилей (последствия «дизельного» скандала «Фольксвагена») стали основными причинами падения цены.

В то же время, в целом ситуация на рынке платины в 2015 году была благоприятной. Промышленный спрос на первичный металл вырос на 8% в результате ужесточения стандартов выхлопов Евро-6, а также более низких объёмов переработки вторсырья. Рекордный инвестиционный спрос на физический металл в Японии (+530 тысяч унций) полностью компенсировал отток из платиновых ETFs (-320 тысяч унций).



Прогноз по рынку платины умеренно позитивный:

Мы ожидаем умеренный рост первичного потребления платины в 2016 году (+1%) благодаря спросу со стороны автомобильной промышленности и оживлению в ювелирной и химической отраслях. Инвестиционный спрос будет стабильным. При этом, мы ожидаем небольшого (-1%) снижения мирового предложения вследствие снижения добычи в Африке и реконфигурацией производства «Норильского никеля». Дополнительным позитивным риском для цены на платину может стать обострение ситуации в ЮАР в случае провала переговоров по трудовым контрактам между горными компаниями и профсоюзами, поскольку срок действия текущих контрактов истекает в июне 2016 года.

В будущем главными позитивными факторами для обоих металлов компания видит рост производства автомобилей и ужесточение экологических норм по стандартам выхлопов.



Подробные таблицы и выкладки желающие могут посмотреть на сайте компании.


прогнозы, статистика, инвестиции, Гохран, Норникель, Япония, etf, Китай, РФ, палладий, Европа, драгметаллы, США, pgm, ЮАР, autocatalyst, платина

Previous post Next post
Up