Давайте продолжим борьбу со стереотипами. Весьма распространенный стереотип, который к тому же всячески поддерживается и пропагандируется: свобода заключается в наличии (возможности) выбора. Реже говорится, что чем больше выбор - тем больше свободы. Всё это не просто неверно - это существенная ошибка, порождающая множество других. По сути
(
Read more... )
Comments 51
Reply
Что касается дзена - не знаю, что вы у меня углядели :)
//Предлагаете выбрать одну верную позицию из двух и тут же, если следовать вашим же словам, резко ограничиваете свободу.//
Где я предлегал выбирать одно из двух и где ограничивал свободу?
Reply
Reply
Reply
И чем же в этой ситуации принципиально различаются осел и человек? Хотя выбор осла конечно не так разумен, как выбор человека.
Reply
Reply
1. свободу воли как отцепление от незаинтересованного поведения материальных элементов ощущающей системы (будь то детерминистские или вероятностные как у Демокрита или Эпикура (Лукреция))
2. свободу как широту возможных действий во внешней среде:
а) материальной
б) идеальной общественной.
В недавнем моем посте "О возможности свободы воли при незаинтересованном движении на микроуровне"
http://community.livejournal.com/ru_philosophy/990244.html
я писал только о первом случае. Непонимание этого ограничения и смешивание его со свободой в обществе привело к длинным спорам. Похоже, придется добавить приведенную здесь оговорку.
Reply
2. Широта возможностей может быть обозначена как свобода, но это неудачный подход. Зачем умножать сущности и при этом приплетать понятие, которое имеет другие значения?
Reply
---
«Если ж движения все непрерывную цепь образуют
И возникают одно из другого в известном порядке,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Как у созданий живых на земле не подвластная року,
Как и откуда, скажи, появилась свободная воля,
Что позволяет идти, куда каждого манит желанье,
И допускает менять направленье не в месте известном
И не в положенный срок, а согласно ума побужденью?»
(/1/, II, 251-260)
В цитируемой поэме «О природе вещей» предлагается онтологическое
«… чтоб ум не по внутренней только
Необходимости все совершал и чтоб вынужден не был
Только сносить и терпеть и пред ней побежденный склоняться,
Легкое служит к тому первичных начал отклоненье,
И не в положенный срок и на месте дотоль неизвестном».
(/1/, II, 289-293)
--------------------
Reply
Reply
Reply
http://metaphysica.narod.ru/consult/8.htm
Я ни в коей мере не соотношу свободу и необходимость, вы видимо как-то не так прочли мой пост. Моё определение свободы: Свобода есть возможность сопротивляться внешнему (человеческому) давлению и реализация этой возможности.
Reply
А вообще появление желаний - это не свобода от микроосновы?
Вы сильно недодумываете.
Reply
Если они сталкиваются с ограничениями действительности - возникает иллюзия несвободы. Старый фокус с антропоморфизацией бытия.
//Вы сильно недодумываете.//
Давайте, что называется, не выпячивать ЧСВ. Есть аргументы - предоставьте их. Нет - ну на нет и суда нет.
Reply
Надо полагать, призыв должен реализовываться на основе поведения, отличного от «закабаления себя в...», причем критерием такого различия у вас является.................?!
Reply
Reply
Reply
Извините, но выражение "критерий различения видов деятельности в рамках вопроса выбора" представляется мне бессмыслицей, возможно вы просто неудачно выразились.
Reply
Leave a comment