к
Вячеславу Шевченко Целостность мира может быть видна только больными, нездоровыми, несовершенными глазами, а то и вообще, слепыми глазами. Именно благодаря своей ущербности, можно хоть как-то почувствовать полноту. А когда взгляд ясный, на все четыре стороны пронзает космос - ну, какая тут полнота! - только актуальная бесконечность открывается бездной. Именно благодаря своей ущербности и несовершенству, взгляд исследователя формирует вокруг себя сферу* и горизонт - замыкает на себе пространство в обратной перспективе. Сфера является моделью пространства в том смысле, что ничего кроме нее мы не можем себе вообразить без риска разорваться на куски. Сфера - это спасительный островок, в котором можно чувствовать себя в некоторой степени защищенными, т.е. без серьезного риска потыкаться мокрым носом вокруг, как слепые котята.
Хорошо помню чувство с которым читал Монадологию Лейбница. Я все никак не мог себе представить, как же там эти монады упакованы? Как я теперь понимаю - никак не упакованы. Там вообще нет речи о пространстве как о вместилище. Другой совершенно подход. Пространство - это порождение наших потенций (или можно сказать стремлений), а не пустота, в которую они разворачиваются. Пустота нужна только для того, чтобы мы могли составить карту своих робких попыток шевелиться.
----
UPD
* Основной символ пространства у Вячеслава Шевченко - сфера. А структура этого пространства - обратная переспектива. А символ квадрата Ш. использует для выявления представления о пространстве как о "лаборатории" (комната Галилея), т.е. как о некой отделенной от всего остального мира коробке. Начиная с Эйнштейна, символ квадрата теряет свою "влияние". Дальнейшую перспективу развития представления о пространстве Шевченко видит в восстановлении "центральной перспективы" и "сферы" как ключевого символа.