Сфера

May 18, 2015 15:21

к Вячеславу ШевченкоЦелостность мира может быть видна только больными, нездоровыми, несовершенными глазами, а то и вообще, слепыми глазами. Именно благодаря своей ущербности, можно хоть как-то почувствовать полноту. А когда взгляд ясный, на все четыре стороны пронзает космос - ну, какая тут полнота! - только актуальная бесконечность открывается ( Read more... )

Leave a comment

Comments 89

i_ddragon May 18 2015, 12:54:12 UTC
А вот для меня самой очевидной фигурой является не сфера, а куб.

Reply

dralkin May 18 2015, 13:14:42 UTC
Верно, Шевченко так и говорит: пространство лаборатории - куб - настолько прочно сидит в наших головах (со времен Галилея по его хронологии), что иное трудно вообразить, не говоря уж о том, чтобы им воспользоваться.

Добавлю. Много фигур на свете есть. Но любая фигура предполагает некое пространство для своей развертки - некую "пустоту". Так что можно любую фигуру взять - суть не изменится, на мой взгляд.

Reply

\\сидит в наших головах...\\ upuna_n May 20 2015, 03:56:16 UTC
Такое впечатление, что вы говорите о ПОСВЯЩЁННЫХ и только для них...

Reply

Re: \\сидит в наших головах...\\ dralkin May 20 2015, 07:09:24 UTC
Пожалуйста, потрудитесь задать вопрос по-человечески. Укажите конкретное место текста или обсуждения и мои СЛОВА, после которых Вы начали видеть "посвященных". Тогда, обещаю, я постараюсь Вам помочь.

Reply


egovoru May 18 2015, 13:09:31 UTC
"Там вообще нет речи о пространстве как о вместилище"

Да, и Ли Смолин, современный физик, именно в этом и видит важное достоинство предтставлений Лейбница. Сам Смолин пропагандирует идею, что фундаментальным свойством явлается время, а пространство - это производная взаимодействия тел.

А как Вы поняли "лейбницевский принцип достаточного основания"? Смолин (книжку которого я прочла, в отличие от трудов Лейбница) тоже считает его очень ценным, но мне так и не удалось понять, что при этом имеется в виду :(

Reply

dralkin May 18 2015, 13:26:13 UTC
//производная взаимодействия тел//

По Шевченко (он также ссылается на Маха) именно взаимодействие, как столкновение - базовый образ механистической картины мира. Физика уже перешла к полю.
Смолина не читал, хотя планировал. Отзыв Евгения меня малость охладил ))

//лейбницевский принцип//
пошел за цитатой.
паузу беру.
Как я понял, Вам неясно это:
«что значит здесь эта "достаточность"? Почему именно "достаточную" причину, а не просто причину?»

Reply

egovoru May 18 2015, 14:05:07 UTC
Да, совершенно верно - почему именно "достаточного"? И какой конкретно смысл он в эту достаточность вкладывает? Буду Вам очень признательна, если Вы поможете с этим разобраться.

А книжка Смолина мне как раз понравилась - независимо от того, что не все излагаемые там идеи показались мне убедительными. Читать ее мне было интересно, и пишет он весьма внятно. Там у уважаемого evgeniirudny я оставила ссылки на свои многочисленные посты, на которые меня сподвигнула эта книжка - может быть, захотите взглянуть для сравнения.

Reply

dralkin May 18 2015, 15:32:56 UTC
Начну отвечать потихоньку.
Во-первых, что такое принцип.
Это требование, которое мы предъявляем сами себе. Т.е. это некоторое ограничение, в рамках которого идет движение (напр. рассуждение). Вы говорите: «"принципы" - не более чем индуктивные заключения, основанные на прошлом опыте», - это не существенно, на чем они основаны. Главное последовательность и четкость в применении принципа. Наиболее "продуктивные" позволят нам продвинуться достаточно далеко. Даже если мы упремся в стену, все равно можно гнуть свою линию - никто не запрещает, пока мы сами себе не разрешим.
Напр., "закон" сохранения энергии - не более чем принцип. Руководствуясь им, мы совершаем некие "познавательные" движения (акты) - формулируем законы количественно. А в самом законе сохранения энергии ни о каком кол-ве нет речи. Т.е. это чистое требование.

Reply


joint_joint May 18 2015, 13:13:48 UTC
>>А когда взгляд ясный, на все четыре стороны пронзает космос - ну, какая тут полнота! - только актуальная бесконечность открывается бездной.

эта актуальная бесконечность все такой же формализм, как и ваша сфера. Действительно, чем это сфера, так относительно, безопасна? Такое же чудовищное/прекрасное образование. Как посмотреть.
Так что никакого риска. Воображайте что угодно.

Забавно как дело привычки, разделяет в нас, наше отношение к вещам.
Привычный ужас, вроде бы и не ужас :)

Reply

dralkin May 18 2015, 13:39:53 UTC
//Привычный ужас, вроде бы и не ужас :) //
Вероятно, у Вас не было соответствующего опыта ))

А что Вас удерживает в том, чтобы оставаться человеком?
Обратитесь в ворону или в солнце - и дело с концом.

Reply

dralkin May 18 2015, 13:42:36 UTC
т.е. вообразить что угодно вряд ли получится.
В любом случае, воображение будет осваивать ближайшую окрестность.

Reply

dralkin May 18 2015, 13:47:13 UTC
по поводу ужаса уточню.
Его причина, как я понимаю, в том, что есть опасность потерять "форму" без возможности ее восстановления. Так что у страха и ужаса - крепкий экзистенциальный привкус. Все равно, что с обрыва прыгнуть.

Reply


Ох, уж, эта красивость! :) upuna_n May 18 2015, 13:23:52 UTC
Разве видят глазами? :))

Reply

Re: Ох, уж, эта красивость! :) dralkin May 18 2015, 13:34:52 UTC
о чем и речь.
сплошная синестезия.

Шевченко, конечно, говорит об умозрении. Хотя, противопоставляет зрению - осязание. Тем самым подчеркивая отличие того, что постигается зрением и явно (созерцается) - от того, что познается на ощупь, вслепую, в лабораторном испытании.
Или, например, возражая против модели мира как Наблюдателя наблюдающего изменения в самом себе, он говорит: "первородный грех науки в том, что созерцание она подменила зрением".

Reply

Re: Ох, уж, эта красивость! :) upuna_n May 18 2015, 14:06:22 UTC
Слабоват мой умишко для постижения такой мудроты!..

Reply

Re: Ох, уж, эта красивость! :) dralkin May 18 2015, 14:34:54 UTC
откуда вы знаете?

Reply


0nomatodox May 18 2015, 18:22:39 UTC
вы квн наверное любите...

Reply


Leave a comment

Up