Проблема детерминизма и свободы воли по-прежнему играет значительную роль в философии, поскольку от способа её разрешения зависят и ответы на различные вопросы этики. Физикализм - то есть сведение всего происходящего к цепи исключительно физических причин и следствий не оставляет никакого места для духовной реальности, а значит - и для этики как
(
Read more... )
Comments 93
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
Вам тоже непонятно?
Не "зачем" - в аффекте. Алкоголик был, в гнев впадал с пол-оборота; увидел - жена сына простоволосой ходит, да и приложил наследника тем, что под руку попалось.
Аффект прошёл...
Reply
Конкретно - нынешнее наблюдаемое событие A0 мы считаем аксиомой, не требующей доказательства. Соответственно, если есть A0 - то есть его причина A(-1). Для A(-1) есть и причина A(-2) - итого есть безначальная цепь причин-следствий A(n), где n - любое целое отрицательное число.
Утверждение о невозможности безначальной цепи причин-следствий используют для доказательства креационизма (созданности мира нематериальным духом конечное время назад), а не интеракционизма (влияния на мир нематериальных сознаний). Интеракционизм с бесконечностью прошлого нормально уживается.
Reply
==
Конкретно - нынешнее наблюдаемое событие A0 мы считаем аксиомой, не требующей доказательства. Соответственно, если есть A0 - то есть его причина A(-1). Для A(-1) есть и причина A(-2) - итого есть безначальная цепь причин-следствий A(n), где n - любое целое отрицательное число.==
- Здесь не слова о существовании, тем более - о физическом существовании. Не понимаю, на основании чего Вы будете отрицать физическое существование чисел, если в Вашей системе аксиом даже понятия такого нет. Впрочем, доказывать физическое существование чисел было бы ещё более странно...
Reply
2) На каком основании вы опровергаете "аристотелевскую" версию детерминизма, согласно которой причины есть все вещей, кроме самой первой вещи? Конечно , такая версия противоречит вашему постулату что "Причины есть у каждой вещи", но ведь никто не обязан его принимать без изъятия.
Reply
2) Постулат "причины есть у каждой вещи" на мой. Я его как раз критикую)
Reply
Reply
Reply
Ну так честно и откровенно, скажите в какого Бога (Создателя?) вы верите? Зачем же морочить голову всякими псевдо логическими рассуждениями.
”Следовательно, в ряду причин актуально не существует никакой крайней причины (или «первопричины»), у которой не было бы своей причины. Но если крайняя физическая причина не существует актуально, то, вследствие того же Постулата 1, только взятого в преобразованной форме, не существует актуально и физическое событие, являющееся первым следствием крайней причины в этой цепочке.”
Рассмотрим подробнее это рассуждение. Первое утверждение говорит, что не существует нечто. Что же не существует, а не существует крайней причины (или «первопричины»), у которой не было бы своей причины. Обозначим подчеркнутое выражение буквой А. Т.е. первый тезис: А не существует. Во ( ... )
Reply
Насчёт "несовпадения" А и Б: они тождественны. Вы не замечаете слово "актуально" в А, а это и есть "физически" в Б. Потому, как "физически" - это означает , что существование доступно приборам измерения, регистрации. То есть и в А - речь о крайней физической причине.
Там же наглядный пример в конце имеется, если трудно понять о чем речь из чисто вербального изложения. И подробно разбирается на этом примере, что если бы физически не существовало бы первопричины описываемого бесконечного множества физических событий, находящихся друг с другом в причинно-следственной связи, то физически не было бы и этого самого бесконечного множества событий. То есть, первопричина может и не входить в бесконечное множество, но тем не менее, оставаться первопричиной.
Reply
Reply
1. Актуально не существует никакой крайней физической причины, у которой не было бы своей причины = Актуально не ( ... )
Reply
2. Причинный ряд - это не логика, а трансцендентальная логика. Причинность - априорная форма познания, с действительностью связанная своеобразным способом. Крайняя причина,соответственно, будет трансцендентальной идеей, что значит, имеет регулятивный, а не конститутивный статус. Так что на здоровье, можно пользоваться этой идеей, если она нам помогает упорядочить мир, просто не надо ее гипостазировать.
Reply
- Сравнивать можно, подчёркивая различие, что я и делаю. Приравнивать нельзя.
Крайняя причина,соответственно, будет трансцендентальной идеей, что значит, имеет регулятивный, а не конститутивный статус. Так что на здоровье, можно пользоваться этой идеей, если она нам помогает упорядочить мир, просто не надо ее гипостазировать.
- Я не против.
Reply
Leave a comment