Мне неожиданно прислали приглашение на конференцию по философии математики, участие в чем, в силу ряда требований к научной квалификации участников для меня просто исключено. Но приглашение помогло появиться мысли, с чем бы я мог выступить на подобной конференции, включившись в работу секции «использование математики». Предваряя последующие
(
Read more... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А что такое "доведение смысла" как процесс, что означает и с каким результатом? И почему в этом не участвует грамматика "чтения", аграмматичный текст вы не поймете по смыслу.
//Лингвистика не понимает подобного разделения//
Тут вы как раз ошибаетесь, прагматический аспект сообщения проработан в лингвистике достаточно подробно. У нас это Падучева, например, много зарубежной литры по этому поводу. Модальность в лингвистике как предмет существует давно.
Reply
А чем я, собственно, хуже средневековых читателей? Некоторые предложения, да, не пойму, но основную массу - почему нет?
== У нас это Падучева, например, много зарубежной литры
Если это имеется в виду подобное:
«связанности диалога: согласование реплик по иллокутивной функции, 2) связь реплики с успешностью предшествующего речевого акта, минуя содержания высказывания, 3) направленность реплики на презумпцию предшествующего высказывания, 4) связь реплик, устанавливаемая на основе обращения к импликатурам дискурса.»
- то такие модели, по моей оценке, просто непродуктивны. Они не раскрывают, например, проблему смысловых инструментов, а такие инструменты существуют. Чтобы пояснить я приведу мое понимание предмета речевой, коммуникативной структуры "вопрос" - он представляет собой утверждение о непонимание заявляемое источнику, способному устранить непонимание. Это, естественно, логическое определение; а теперь попытайтесь объяснить, что такое определение возможно, лингвисту...
Reply
А разве у средневекового читателя небыло грамматики? )) Она есть даже у примитивных народов, не имеющих в своем языке еще числительных и местоимений такие как пираха. Пиджин и тот имеет правила последовательности называния существительных ... Ну в общем, тут надо быть в теме, чтобы рассуждать.
//утверждение о непонимание//
Так я и спрашивал, что такое "понимание" в вашем понимании? Это с точки зрения лингвистического, коммуникативного или когнитивного аспекта?
// а теперь попытайтесь объяснить, что такое определение возможно, лингвисту...//
Лингвистика не работает с пониманием. Это в когнитивистике изучается. Но "вопрос" - это прежде всего лингвистический факт, а потом уже когнитивный. Потому что это определенная форма высказывания.
Reply
Я неудачно выразился. Средневековые тексты писались без знаков препинания и пробелов. Темнеменеепонимались :) Насколько существенны данные правила, сложно сказать, жесты же понимаются и без всякой грамматики; грамматика, возможно - это средство диверсификации (ускоритель) понимания. А так - в качестве знака можно рассматривать не только жесты, но и настроения с интонациями, и для них следует определять грамматику?
== что такое "понимание" в вашем понимании?
Я исхожу из модели Бартлетта: символ есть "сенсорно-эффекторное упреждение". Понимание - это возможность отождествить некий носитель символа (код) как указание на реализацию подобного упреждения. Далее это все развивается в сложные структуры, но на уровне начального примитива так.
== Но "вопрос" - это прежде всего лингвистический факт
Я именно не принимаю подобного подхода (возможно, дело во мне ...) "Лингвистический факт" это... "надстройка, а не базис"...
Reply
Вы говорите о том что средства вырвался ни есть выражаемое содержание. Это известный и очень дискуссионный тезис. Слова вроде только "код", а не сам "смысл", который за ними стоит. И это безусловно так, о чем я писал ранее тут - за ними стоят концепты, совокупности связанных с этим словом других слов. Но слов. И понимаете в этом процессе - это совпадение этихкконцептов у говорящего и слушающего так, что слушающий может преругадать по концерту о чем может идти речь дальше.
Reply
Здесь описана... одна из сложных задач понимания. А ведь подобных задач достаточно много, - если вам произносят сугубо командную фразу (положим, вы попадаете на корабль и вам называют морской термин), включающую неизвестное слово - что вы будете делать? Вначале следует определить в чем, собственно, схема поступка понимания, и лишь далее - строить подобные схемы под множество разнообразных задач...
Reply
Leave a comment