Сибирский цирюльник, 1998

Oct 21, 2008 00:34


"Сибирский цирюльник", 1998
В ролях: Джулия Ормонд, Олег Меньшиков, Алексей Петренко, Марина Неелова, Владимир Ильин и д.р.

Один из признаков хорошего фильма - когда во время просмотра не  считаешь ляпы и нестыковки, а  не можешь оторваться от истории, забывая обо всем, кроме судеб выдуманных героев. Поэтому для меня "Сибирский цирюльник" - фильм замечательный и  пронзительный, фильм, которому можно простить все, даже всеобщее владение английским языком в России конца 19 века (им и в начале века 21го не все владеют).
Парадокс: в интернете преобладают отрицательные отзывы, между тем я знаю множество людей, для которых "Сибирский цирюльник" является любимым фильмом. Правда, отзывов они не пишут.

Исправляю положение
После просмотра нашла на просторах интернета обвиненения в: нецелевом использовании бюджета, лубочности, великодержавности и тэдэ. Великодержавность есть. Но эта царская Россия показана так ярко и по -кустодиевски вкусно;, что дух захватывает. Я говорю не только про красивые картинки Масленицы, великолепие балов и парадов, не говорю про просторы Сибири и сказочную русскую зиму - фильм творит настоящую  "русскую легенду"; (которой давно пора обзавестись).  Почему-то роскошные костюмные фильмы на тему славного прошлого старой доброй Англии или прекрасной Франции  воспринимаются нами совершенно нормально, а вот возможность прекрасного мифологизированно  го прошлого для своей собственной страны даже не рассматривается. 
А  что за красота и величие в делах душевно - духовных! Безумства юнкера Толстого во имя первой любви; сцена присяги (Михалков умудрился снять так, что даже у зрительницы из 21 века бегали мурашки по спине и душа замирала от торжественности и важности момента), братство юнкеров (лично у меня возникли ассоциации с "каноническим" братством пушкинских лицеистов) и пресловутые честь и долг, которых не заметить  - значит вообще не видеть фильма...
Но эти красота и величие не перерастают в слащавый лубок, и вопящие о лубочности, ээээ, мягко говоря, глубоко не правы. Вы в лубках много видели террористов -бомбометателей? Да и хорош лубок, в котором невинного человека, невиновность которого могут подтвердить добрая сотня свидетелей, отправляют на каторгу, считай, без суда (хорош суд, который настолько не вник в дело и не потрудился разобраться, как Андрей собирался убивать великого князя - смычком, что ли?) И еще хорош диалог между Джейн, узнавшей, что Толстому грозит каторга, и генералом Радловым:
-Неужели человеческая жизнь в вашей стране ничего не стоит?
- Смотря чья жизнь, сударыня
С тех времен, видать, положение дел нисколько не изменилось. Михалков показал страну не сказочную - непонятную и великую, завораживающе красивую и всегда немного "чересчур". Как там у классика Алексея Толстого:
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча
Коль рубнуть, так уж сплеча
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
От этого "чересчур" - и ошибка Джейн, и последовавшая за ней трагедия. Джейн, выполняя контракт с американским авантюристом Маккрейном, просто не рассчитала усилий, просто немного перестаралась. Играя на генеральском самолюбии, убедила Радлова выпить рюмку водки, чтоб был сговорчивее, - получила запойное безумство. Для успеха дела попыталась  слегка увлечь генерала -  получила предложение руки и сердца. С юнкером Толстым она вообще ничего не хотела - получилось известно как. У него жизнь загублена, да и ей самой не сладко. 
Троекратное "ура!" Меньшикову за его блистательную игру, за юнкера Андрея Толстого! Я не знала, что в фильме актер на 20 лет старше своего героя, и не почувствовала ни малейшего несоответсвия. Юнкер Толстой удивительно, прозрачно чист, каким бы обормотом и повесой не хотел казаться, и не его вина, что души прекрасные порывы обернулись каторгой. Драться на дуэли из-за нескольких неосторожных слов в адрес прекрасной дамы, потерять голову из-за ее кокетства с генералом, исхлестать его, генерала, смычком, быть обвиненным в покушении на великого князя - и пойти на каторгу, так и не признавшись... (Кстати по поводу чистоты и невинности. Услышав, что любимая так и не была замужем, он светлеет лицом, хотя и так понятно, и любимая ему прямым текстом заявила, что успела, изящно выражаясь, переспать со многими без всяких там "замужем").
=Понятно, почему Джейн так тянет к этой искренности и чистоте  - только рядом с мальчишкой-юнкером она видит и чувствует себя настоящую, подлинную, живую. Но, влюбившись, она не может оставаться самой собой до конца, продолжая разделять кокетство "для бизнеса"; и любовь "для души", для Толстого же это в высшей степени противоестественно и смерти подобно. Результат известен. Кстати, мне очень понравилось абсолютно неголливудское начало любовной сцены. Юнкер Толстой, падающий в обморок от внезапно обнажившейся дамы, Джейн, наседающая на бедного парня так, что он чуть не отбивался от нее....Как ни крути, а Джейн его соблазнила. 
В самом-самом конце фильма меня горько восхитила невстреча, особенно момент, когда повзрослевший Андрей бежит на крик "Go, go!" и прибегает, и видит проносящуюся почти рядом повозку с его роковой любовью, и и не зовет ее, хотя мог бы. Решает не ворошить прошлое? Понимает, что не сотрешь этих десяти лет, не вычеркнешь из жизни жену и детей, не станешь вновь веселым и беззаботным юнкером? Он не зовет ее, и это  тоже прекрасно и не по-голливудски.
А братство юнкеров (с покрывающим все их проступки старшиной)? Вы заметили - в конце их разжаловали, насколько я поняла, в солдаты, а старшина так вовсе в сцене прощания стоит явно в штатском. Ох, эта сцена отправки Андрея на этап, истрепавшая мне все нервы (как говорит одна моя знакомая, гарантированная слезодавка), когда кажется, что весь мир, вся эта толпа на вокзале, прощается с одним Андреем, и плачущий старшина отдает ему, каторжнику, честь, как офицеру, и прорвавшиеся на перрон юнкера запевают походную кадетскую, и он в этой однотонной, уродливой толпе каторжников, в душном заклепанном вагоне, поет арию Фигаро, прощаясь со всеми, со всей своей жизнью...
При разлуке только товарищи пробираются на перрон, а Джейн остается за оцеплением. Так через десять лет - невстреча с ней, и мне остается только молить того, кто распоряжается судьбами героев (ну не режиссера же и не сценариста - давайте не будем обожествлять Михалкова)  пожалуйста, подари им встречу, разреши им встретиться так же, как ты разрешил им попрощаться. Пожалуйста, пусть они хотя бы раз увидятся - Андрей Толстой и его братья-юнкера, ставшие офицерами, все равно где - Сибири, в Петербурге, на поле боя близких уже русско-японской и первой мировой. Ну пожалуйста....
Этот фильм, единственный, виденный мною михалковский, убедил меня раз и навсегда, что Михалков  талантлив. Гениален. Нет, я не пытаюсь его идеализировать, и, эээ, общественная деятельностьНикиты Сергеевича меня, мягко говоря, не восхищает, но зачем путать мух и котлеты, отрицать очевидное и ругаться на фильмы?

Михалков, Сибирский цирюльник

Previous post Next post
Up