Каменная башка

Oct 20, 2008 22:02


Часто можно услышать слова о том, что Филипп Янковский - плохой режиссер. Если кто и одобряет его творчество, то делает это исключительно ради поддержки отечественного кино. Тем не менее, все смотрят его фильмы, злорадно потирая руки от предвкушения очередного провала - такое вот извращенное удовольствие. Но в случае с «Каменной башкой» такого удовольствия в полной мере не получилось. В фильме есть ряд неоспоримых плюсов.


Во-первых, интересен сам сюжет, достойный руки Милоша Формана. Это история о боксере-тяжеловесе Егоре, похожем на неандертальца, бывшем чемпионе, но потерявшем в автокатастрофе свою жену и получившим тяжелую травму. По всей видимости он страдает потерей краткосрочной памяти - её хватает только на день. Он больше не выступает на ринге, потому что ему запретила покойница жена, хотя тот факт, что она покойница, он не помнит. А негодяй директор, Наиль, мечтает выставить Егора на новый бой и подсылает ему каждую ночь проституток, которых тот вначале принимает за жену, но, обнаружив ошибку, страшно кричит на них, крошит каменной головой стены и падает в обмороки. В конце концов одной девушке по имени Таня за большие деньги удается удачно притвориться его женой, и он как будто обретает новую жизнь. С возвращением любви он готов продолжать биться на ринге, не зная о своем смертельном диагнозе. Если учесть, что Егора играет боксер Николай Валуев, можно подумать, что фильм повествует о женском коварстве - так умело и искренне проститутка Таня изображает любовь к скале в человеческом облике. Но, все-таки, этот фильм не о том, что при желании может сделать женщина из мужчины.

Во-вторых, как стало уже ясно, ключевое достоинство «Каменной башки» - это актер, исполняющий главную роль, собственно каменная башка Николай Валуев. Одно его появление в кадре уже вызывает положительные эмоции, сопровождаемые удивлением и легким испугом. Играет Валуев на все сто, хотя, по его же словам, роль давалась ему не просто: играть было «психологически сложно… потому что в кадре важно всё, даже размер прищура. А откуда я могу знать, какой нужен прищур?» Но Валуев справился и в который уже раз за жизнь, но впервые на сцене, завоевал симпатии зрителей. Он и ужасен и обаятелен, и безумный буйвол и психически неполноценный ребенок, и, конечно, чудовище, которого красавица Таня сделала прекрасным принцем (ну не совсем прекрасным) - а этот беспроигрышный сюжет срабатывает всегда, ровно столько, сколько существует сказка о красавице и чудовище. Действительно, эволюция Валуева в  кадре не может не удивлять. Особенно сильно трогает, когда он вдруг улыбается с правильным прищуром, преображаясь из глыбы в живого, одухотворенного человека. Не исключено, что Скорсезе в свое время легко бы променял Де Ниро на Валуева, когда снимал «Бешеного быка», а Сталлоне в первом «Рокки» ограничился бы скромной ролью сценариста. Однако этого актера мир нам подарил только сейчас и не приходится сомневаться, что мы ещё не раз насладимся его игрой. Можно даже предположить, что когда-нибудь он сыграет ставшего уже легендой Ленокса Льюиса.

Третий, и последний плюс фильма, состоит в его эмоциональности. Филипп Янковский с успехом добился, чего хотел - заставить зрителя плакать, что в эпоху современного кинематографа и искушенной публики не так уж просто, и удается далеко не всем. Если, например, наиболее слезливый и пошлый фильм прошлого века «Титаник» вызывал нужный эффект за миллионы, вложенные в скрупулезно обставленную драматургию, то здесь слезы льются за бесплатно, просто потому что истории про Человека-слона, Джонни-красавчика и Дэвида из «Ванильного неба» всегда грустные. Простые человеческие чувства любви и одиночества заставляют любую циничную душу вздрогнуть, даже против воли.

О недостатках «Каменной башки» говорить нет нужды, пусть зритель сам выносит свой вердикт. Хочется лишь сказать, что фильм в самом деле очень грустный. Но самое грустное в том, что даже идеальный сюжет можно легко испортить.

Каменная башка

Previous post Next post
Up