Этот текст сначала родился как комментарий к одному из постов о недавнем выступлении Грофа. Он несколько раз менял местоположение и в конце концов реинкарнировался в полноценный пост :)
В общем, вопросец у меня тут один возник. Т.е. он давно возник, а сейчас как бы еще раз всплыл.
Это касается картографии Грофа и особенно - того, что он называет перинатальной областью психики. Ну или, скажем так, моего понимания этих понятий... В общем, либо я чего-то не понимаю, либо психоделические состояния в своих самых сильных аспектах являются не совсем переживанием биологического рождения...
Хотя я сам был в тех состояниях, которые описывает Гроф, мне кажется очень сомнительным, что весь спектр проявляемых ими эмоций, ощущений, переживаний, видений и прочего можно свести всего лишь к фазам биологического рождения, вызываемых из бессознательного. Поскольку совершенно не секрет, что то, что там переживается, действительно похоже на смерть (а иногда - и воспринимается как смерть), и что что-то такое напоминают соответствующие Книги Мертвых, а также шаманские путешествия и прочее - как раз то, о чем он говорил в первый день. Отсюда мы можем сделать вполне правильный вывод, что это чем-то похожие состояния, и что то, что переживается в холотропных и психоделических сессиях, действительно может иметь место к нефармакологическим и визионерским переживаниям "потусторонних" миров. Более того, исследования Грофа (и, как я понимаю, не только) говорят о том, что переживания людей, переживших клиническую смерть, тоже чем-то похожи на все это. Значит, мы можем считать, что в таких состояниях действительно можно пережить смерть.
А дальше Гроф сообщает, что на самом-то деле эти переживания смерти - не переживания смерти, а всего лишь повторное переживание рождения. И получается, что как там будет дальше, после окончания жизни - неизвестно, поскольку, как холотропные состояния, так и по всей видимости разнообразные книги мертвых и соответствующие ритуалы на самом-то деле описывают этапы рождения, которые были так или иначе воссозданы из памяти и пережиты заново. И на самом-то деле может после смерти в таком случае и ничего вообще не будет, или этот процесс будет существенно отличаться от того, что мы о нем думаем, даже с учетом мировых религий (если они все описывали просто процесс рождения, считая, что это переживания смерти). Тут правда несколько не вписывается переживания людей, бывших в клинической смерти, но ведь их удалось вернуть, и они до конца не ушли, и может просто восстановили самые ранние переживания (Гроф опять что-то там говорил, вроде, что перинатальные области могут всплывать в таких состояниях).
Получается, что о смерти мы, согласно Грофу, ничего не знаем, а то, что под ней подразумевает как трансперсональная психология и холотропная/психоделическая терапия, так и восточный мистицизм/шаманический опыт - это просто этапы рождения, просто хорошо замаскированные под переживания смерти.
Впрочем, меня не оставляет мысль, что я просто чего-то не понимаю... Но не могу понять, чего? Т.е. мое мнение - что все вышеописанное (включая холотропные состояния и ЛСД-сессии) нельзя объяснить исключительно через переживания рождения, и если человек ощущает радость и счастье в таком состоянии или боится всего вокруг - это не обязательно воспоминание того, как он рождался, хотя, несомненно, это там тоже присутствует. Говоря терминологией Уилбера, скорее всего, такие состояния, могут включать в себя весь спектр сознания (а то и, вероятно, и другие сектора, по крайней мере, не только ВЛ, но НЛ в индивидуальном переживании, да и все остальное, вероятно), при этом в определенные моменты "самость" смещается к самому началу спектра и действительно может пережить то, что она переживала при рождении (и это будет очень тяжелые переживания), но по-моему Гроф совершает редукцию или, так скажем, до/транс-заблуждение, описывая другие эффекты, которые творятся в эти моменты, как непременные атрибуты и сопровождение биологического рождения. И потом, после прохождения этих всех перинатальных матриц обычно "трансперсональные" эффекты - кстати, вероятно, не обязательно только лишь "психического" уровня - могут быть пиковые прозрения и казуального состояния, а можно взять и увидеть вообще весь этот спектр сознания (как повезет и на что настроишься :). Но у Грофа все это сводится к его перинатальным матрицам и биологическому рождению. Или я ошибаюсь? Как можно согласно модели Грофа объяснить это все?
Объясните, в чем я не прав? :)