Фото с сайта eizvestia.com
Земля в Московской области уже давно стала лакомым куском для тех, кто желает быстрых и легких денег: скупая бывшие сельскохозяйственные участки и продавая их втридорога, можно существенно поправить свое материальное положение. Впрочем, этой схемой пользуются коммерсанты. А вот сотрудница администрации президента РФ Екатерина Малинникова стала землевладелицей другим путем: посредством давления на судей она отняла у своего бывшего мужа 1100 гектаров земли в Подмосковье.
Подмосковный земельный рынок давно стал одним из самых прибыльных и криминальных способов вложения средств. С тех пор как в 90-х годах тогда еще президент РФ Борис Ельцин подписал указ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», пайщиками бывших колхозов и совхозов стали тысячи простых жителей области. А затем началась тотальная распродажа бывших колхозных земель и застройка их коттеджами - вести сельхозбизнес на «золотых» подмосковных гектарах стало попросту невыгодно. По данным экспертов, бизнесмены, скупающие колхозные паи, при перепродаже участков под застройку получают 300-400% прибыли. При этом такие участки занимают 69% площади всей Московской области.
Развод некстати
Сегодня процесс перевода земель сельхозназначения под иные цели поставлен на поток - после принятия Земельного кодекса этим заняты сотни крупных и мелких фирм, зачастую имеющие собственников из числа сильных мира сего. Однако и рейдерские схемы, по которым идет передел собственности, с 90-х годов сильно изменились. От вульгарной подделки реестров и банкротств рейдеры перешли к более изощренным методам.
Яркий пример подобных рейдерских «новшеств» - история с покупкой земельных участков в Егорьевском районе Московской области, начавшаяся еще в 2005 году. Тогда столичный бизнесмен Александр Боханов взялся скупить более 2000 га бывших колхозных земель - разумеется, с целью последующей перепродажи. Чтобы расплатиться с собственниками земельных паев, он взял кредит у своего знакомого, и покупка участков была успешно проведена.
К 2008 году все участки были выделены и зарегистрированы. Но грянул кризис - и стоимость участков резко упала. Чтобы вернуть кредит, взятый на покупку земли, Боханов договорился со своим займодавцем о том, что часть средств будет погашена собственно земельными участками. Кредитор охотно пошел на такое соглашение - и в результате получил почти половину всей купленной земли, однако и сам бизнесмен внакладе не остался, ведь прибыль от перепродажи участков может покрыть любые издержки.
Но тут и обнаружилась проблема. Как раз в это время Александр Боханов находился в процессе расторжения брака со своей супругой Екатериной Малинниковой- сотрудницей администрации президента РФ. Нового избранника супруга Боханова нашла из числа своих коллег со Старой площади. Его имя Олег Акимов, и он трудится начальником департамента правового обеспечения администрации президента.
Новоиспеченная парочка чиновников решила «отжать» хотя бы часть сверхдорогих участков у бывшего супруга. Начался бракоразводный процесс, который проходил в Зюзинском суде Москвы.
Одновременно Екатерина Малинникова подала иск в Егорьевский районный суд о признании купли-продажи земли недействительной.
Давление на суд
Первое, что сделала Малинникова в судах - назначила Акимова своим официальным представителем по доверенности. А первыми документами, которые были получены от Малинниковой Егорьевским райсудом были: приказ о назначении ее на должность в администрацию президента и копия трудовой книжки. Зачем это было сделано ясно любому - ведь именно управление, где служит Малинникова, занимается, в том числе, и назначением федеральных судей. Таким образом, чиновница недвусмысленно намекнула, что идти против нее егорьевским судьям попросту небезопасно для карьеры.
В свою очередь Олег Акимов поначалу в свое рабочее время приходил на суды в качестве адвоката Малинниковой, и даже после жалобы адвокатов другой стороны регулярно посещал все судебные заседания в Егорьевске и в Зюзино. Сама Малинникова, по данным защитников ее бывшего мужа, неоднократно козыряла своими «серьезными» связями и явно чувствовала себя хозяйкой положения, пишет портал The Moscow Post.
Результат судебных тяжб оказался предсказуемым - личными усилиями Акимова и его неприкрытым давлением на егорьевского судью Елену Степнову Малинниковой удалось оформить в личную собственность около 1100 гектаров земли в Егорьевском районе.
Адвокаты бывшего супруга Малинниковой дважды обращались с жалобами по месту работы новоиспеченных рейдеров, но получили отписки. Обращение, отправленное на имя начальника управления госслужбы и кадров Сергея Дубика и вовсе осталось без ответа.
Теперь чиновница президентской администрации Екатерина Малинникова стала настоящей крупной помещицей, а ее бывший супруг Александр Боханов остался фактически на бобах, поскольку существенная часть из 2200 га егорьевской земли еще раньше ушла его кредиторам, а бывшая супруга отобрала последнее. И проблема тут даже не в элементарной справедливости: отношения между бывшим мужем и женой - дело личное. Интересно то, что высшие госслужащие в очередной раз решают свои материальные вопросы исключительно благодаря служебному положению, заключает портал.
Лесопарк для ФСБ
Вообще, земля в столичном регионе интересует не только отдельных чиновников, но и целые ведомства. Так, недавно стало известно, что ради возведения учебного здания Академии ФСБ РФ могут уничтожить 5,78 га лесопаркового комплекса в действующей природоохранной зоне на территории столичного района Раменки.
Речь идет о роще рядом с Парком 50-летия Октября, высаженной жителями района вдоль реки Раменка в середине 80-х годов прошлого века. За это время благодаря усилиям городских служб и жителей района это место превратилось в полноценный парк, территория которого в официальных документах Москомархитектуры уже много лет обрамлена красными линиями природоохранных территорий, запрещающими любое строительство.
Теперь парковой зоне грозит полная вырубка в целях освобождения места для четырех многоэтажных жилых домов.
В феврале 2011 года распоряжением департамента земельных ресурсов правительства Москвы № 236-07 ДЗР территория парковой зоны была передана в соответствии с «Договором безвозмездного срочного пользования земельным участком» № М-07-605571 от 28.02.2011 во временное пользование (до 03.01.2012) ФГОУ ВПО «Академия Федеральной службы безопасности РФ» для проведения проектно-изыскательских работ. При этом п. 3.3 указанного договора допускает также проведение земельных и строительных работ на данном участке, а п. 1.3 допускает возможность изменения цели предоставления участка.
Московская земля понадобилась федеральному ведомству для расчетов с генподрядчиком строительства учебного корпуса по адресу Мичуринский проспект, владение 70, - ООО «МонАрх-Центр».
Вскоре после получения участка (18 марта 2011 года), академия ФСБ утвердила дополнительное соглашение к инвестиционному контракту № 190-1202/4 от 17 марта 2003 года, одним из объектов которого является софинансирование строительства учебного корпуса. В соответствии с этим соглашением 100% объекта (комплекс жилых домов с нежилыми помещениями на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0013005:1014 по адресу Москва, Мичуринский проспект, ул. Раменки) при разделе имущества по итогам реализации контракта переходит в собственность ООО «МонАрх-Центр». 11 августа Москомархитектура утвердила проект строительства жилого комплекса из четырех домов, и застройщик начал геодезические работы.
Москомархитектура подтвердила планы по застройке парка жилым комплексом, сообщив в ответ на запросы жителей и депутата Мосгордумы Андрея Клычкова, что в данный момент проводятся проектные работы. Возможность выдать ГПЗУ (градостроительный план земельного участка) на территорию парка Москомархитектура получила благодаря названному «редакторской правкой» изменению функционального назначения этого участка в проекте закона «О правилах землепользования и застройки города Москвы» (ПЗЗ). А само решение о внесении изменений в ПЗЗ, превратившее парк в «зону многоквартирной жилой застройки», было принято на заседания городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при правительстве Москвы 19 октября 2010 года.
«В ответах Москомархитектуры и департамента градостроительной политики сказано, что ГПЗУ выдавалось на основе «редакторских» правок в проект ПЗЗ, внесенных комиссией Ресина, - говорит представитель инициативной группы граждан, борющихся за сохранение парка, Сергей Кузнецов. - При этом ст. 78 градостроительного кодекса Москвы содержит прямое указание, что, пока ПЗЗ не утвержден законом, ГПЗУ выдается на основе генплана. За нашим парком еще с 1991 года закреплен статус памятника природы «Долина р. Раменки». На слушаниях по проекту генплана Кузьмин (глава Москомархитектуры Александр Кузьмин, - прим.) лично говорил нам, что теперь наш парк защищен законодательно. И вдруг с такой легкостью протаскивается решение об изменении статуса парка и утверждается проект застройки».
«Нам так и написали из Москомархитектуры, что генпланом они не руководствовались», - сообщил Кузнецов.
По словам заведующей кафедрой юридического факультета МГУ Марины Ивлиевой, она видит в организованной мэрией схеме фальсификацию с целью передачи земли под застройку в обход генплана и градостроительного кодекса Москвы.
Как заявила Ивлева, планируемая застройка грубо нарушает нормы регионального закона, согласно которому данная территория была отнесена к многофункциональным парковым зонам (под литерой 7 на стр. 65, книга 2), в которой реорганизация разрешена только путем воссоздания новых озелененных территорий. К тому же, обращает внимание юрист, еще не утвержденным в установленном порядке проектом ПЗЗ территория парка также отнесена к зонам охраняемого ландшафта. Кроме того, переданный в срочное пользование участок 77:07:0013005:1014 не отражен на федеральной публичной кадастровой карте, опубликованной на портале Россреестра, то есть не сформирован в установленном законодательстве порядке.
«В обход действующего законодательства реализована нелегальная схема как по изменению функционального назначения общественной парковой зоны, так и фактически предусматривающая безвозмездный переход права собственности на землю к частной структуре, - считает юрист. - Чиновники фактически наплевали и на генплан, и на Земельный кодекс, и на требования закона о предоставлении земли под застройку только через аукционы». При этом формально людям даже не с чем пойти в суд: нет конкретного распоряжения или постановления правительства Москвы, выделяющего землю под строительство в парке, есть только протоколы разных совещаний, говорит Ивлиева. Поэтому остается только обжаловать в суде ГПЗУ, выданный «с нарушением права граждан на участие в слушаниях по изменению градостроительного индекса территории».
ФСО решила поселиться в лесу под Барвихой
А в июле этого года СМИ писали о том, что Федеральная служба охраны (ФСО) РФ готовится к занятию территории новой Москвы. В Одинцовском районе планируется построить специальный объект ведомтсва, под который будет отдано 50 га леса вблизи Барвихи.
Ради этого объекта министерство экологии и природопользования Московской области решилось на изменение границ Подушкинского лесопарка: соответствующий тендер несколько дней назад был размещен на официальном портале государственных закупок.
В разговоре с газетой «Известия» представитель Федеральной службы охраны Сергей Девятов не отрицал факт оформления земли в собственность организации, но добавил, что никакими данными о скором начале строительства не располагает. Похожей позиции придерживались и в администрации поселка Барвиха: то, что у ФСО есть интерес к земельному наделу, подтверждали, но никаких подробностей не сообщали.
При этом в министерстве экологии и природопользования уверяли: строительство скоро начнется, но обсуждать технические параметры пока никто не готов. Впрочем, руководитель Подушкинского лесничества Лариса Королева заявила, что о готовящемся пересмотре границ и вовсе ничего не знает. То же самое говорят и в администрации Одинцовского района.
Президент национальной ассоциации телохранителей и бывший сотрудник ФСО Дмитрий Фонарев предположил, что грядущее строительство может быть связано с двумя вещами: речь идет либо о наметившемся переезде государственных структур, либо об организации дачного поселка для сотрудников. «Не думаю, что речь идет о каком-то санатории: в последнее время ФСО скидывает непрофильные активы, да и 50 га для этих целей слишком большой участок», - рассуждает Фонарев.
А сотрудница экологической организации «Прозрачный мир» Мария Семенцова выразила беспокойство судьбой леса: выбранные участки вплотную прилегают к поселениям Барвиха и Подушкино. На отчуждаемой территории находятся родники и пляжи реки Саминки. Вырубка лесов в этом районе может нанести огромный урон экологии - здесь произрастают особо ценные породы дубов.
По материалам:
The Moscow Post,
NEWSru.com,
Газета.ру,
«Известия»