Jun 28, 2010 12:30
"Мы будем говорить более узко и более определённо о деятельности художественной. Потому ли, что художник насыщает известные области пространства содержанием, доступным восприимчивости,на которое рассчитано данное произведение, - оно искривляется и делается особенно сильно или особенно слабо ёмким, т.е. организуется; или потому, что оно уже организовано, обладает особливыми ёмкостями, стало быть искривлено и потому допускает неравномерность нагрузки потребным содержанием, - то и другое есть один факт. Можно образно пояснить: художник насыщает некоторым содержанием известную область, силою нагнетает туда содержание, заставляя пространство поддаться и вместить больше, чем оно обычно вмещает без этого усилия. (...)
Таков один подход. Другой же понимает самое пространство как имеющее в известных областях заметно выделяющуюся ёмкость в отношении того или тех восприятий, на которые расчитывает данный художник. Эти места пространства оказываются жадно впитывающими, всасывающими те средства, которыми работает данный художник; или, напротив, эти средства ими принимаются весьма слабо. Художник со своим средством запечатления движется в данном пространстве, как в неровной местности, и по тому, как эти его средства разбегаются из одних мест и скапливаются в других, составляет себе представление об организации пространства. Он ощущает себя тогда принуждённым объективными условиями работы - рельефом местности, в которой он работает, поступать так, а не иначе, не делать того, что ему казалось бы желательным, и, напротив, делать нежелательное, и дааже непредвиденное. Он - словно натирает карандашом бумагу, с подложенною под неё моделью, образы же выступают сами собою. Таков реалистический подход к искусству".
о. П. Флоренский. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях.
конспект,
Флоренский,
пространство