Ванеян Степан Сергеевич

Jun 27, 2010 17:25



Статья: Архитектура и иконография. Проблемы классических методов истории искусства.

Доклад: Иконография архитектуры и архитектурная иконология или "Возвращение торгующих" ,
(источник текста доклада)

Диссертация: Архитектура и иконография. Архитектурный символизм в зеркале классической методологии.

Книга: Архитектура и иконография. "Тело символа" в зеркале классической методологии
Впервые в науке об исскустве предпринимается попытка систематического анализа проблем интерпретации сакрального зодчества. В рамках общей герменевтики архитектуры выделяется иконографический подход и выявляются его основные варианты, представленные именами Й. Зауэра (символика Дома Божия), Э. Маля (архитектура как иероглиф священного), Р. Краутхаймера (собственно - иконография архитектурных архетипов), А. Грабара (архитектура как система семантических полей), Ф.-В. Дайхманна (символизм архитектуры как археологической предметности) и Ст. Синдинг-Ларсена (семантика литургического пространства). Признаются несомненные ограничения иконографии, заставлющие продолжать поиски иных приемов описания и толкования архитектурнолитургического целого - храмового тела, понимаемого и как "тело символа", как форма и средство теофании. В обширных Приложениях представлен в том числе и обзор отечественного опыта архитектурной иконографии. Книга предназначена широкому кругу читателей, должна быть полезна историкам искусства и может представлять интерес для богословов, философов, культурологов - как ученых-специалистов, так и студентов-гуманитариев.


Ванеян Степан Сергеевич. Доктор искусствоведения, доцент.
В 1989 году окончил отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ. Работал в отделе популяризации и экскурсионном бюро ГМИИ им. А.С.Пушкина, преподавал в частных учебных заведениях и в средней школе, сотрудничал со "Словарем русских писателей" Большой Советской (Российской) Энциклопедии. В 1999 году окончил аспирантуру кафедры всеобщей истории искусства. С 1998 года работает на данной кафедре. С 1999 года - старший преподаватель, с 2004 - доцент той же кафедры. Параллельно с научной и педагогической работой он обращается к церковному служению в качестве алтарника, позже - дьякона. С 1999 года рукоположен в иереи и служит в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне и в храме Казанской иконы Божией Матери на Калужской площади. В настоящее время он сотрудничает с "Православной энциклопедией". Является профессором и заведующим кафедрой теории и истории христианского искусства факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, членом редколлегии ежегодника "Искусство христианского мира". Является также профессором и заведующим кафедрой истории и истории искусства Общецерковной аспирантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия Московской Патриархии Русской Православной Церкви.

Область научных интересов - теория искусства, методология искусствознания, теория архитектуры, психология искусства.

В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию "Методологические проблемы истории искусства в трудах Ханса Зедльмайра" под руководством В.Н.Гращенкова. В 2007 году защитил докторскую диссертацию "Архитектура и иконография. Архитектурный символизм в зеркале классической методологии".

Список основных публикаций

Монографии:

Пустующий трон. Критическое искусствознание Ханса Зедльмайра. М., 2004.
Симвология, археология, иконография и архитектура. М., 2006.
Тело символа. Иконография архитектуры как классический метод. М., 2009.

Статьи:

В.П.Елагин // Биографический словарь русских писателей. Т.2.
М.Н.Катков // Там же. Т.2.
М.Н.Катков // Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993-1999. Т.3.
В.Ф.Корш // Там же. Т.3.
Львова // Там же. Т.3.
А.Н.Попов // Там же. Т.4.
Архитектура как икона // Иконография архитектуры. Сборник статей. М., 1990.
А.Н.Попов: славянофильство между самодержавием и народностью // Богословский вестник. Сергиев Посад, 1998. Т.2. Вып.1.
Между гештальтом и теофанией. Структурный анализ и история духа в творчестве Ханса Зедльмайра. // Искусствознание, 2/98.
"Возникновение собора" и возрождение науки. // Искусствознание. 2/99.
Искусствознание как наука и поэзия // Российский исторический вестник. Т.3, 2000.
Пределы смысла и границы пространства. Проблемы интерпретации архитектуры в искусствоведческой рефлексии переходного периода // Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры. М., 2000.
Храм и Грааль в Западном средневековье // Храм земной и небесный. М., 2003.
Иконография архитектуры Рихарда Краутхаймера // Искусство христианского мира. Вып.9. М., 2006.
Архитектура и иконография. Проблемы классических методов истории искусства // Вестник МГУ. 2007, №2.
Экфрасис и иконография в сакральном пространстве // Искусство христианского мира. Вып.10. М., 2007.

Перевод книги: Зедльмайр Х. Утрата середины. Прогресс-Традиция, 2008.- 640 с.

Лекции:

Теория искусства (для студентов-искусствоведов 4 курса д/о и 5 курса в/о)
Методология истории искусства (для студентов-искусствоведов 4 курса д/о и 5 курса в/о)
Введение в историю искусства (для студентов-искусствоведов 1 курса)
История зарубежного искусства (для студентов-историков)

Семинар:

Описание и анализ памятников (для студентов-искусствоведов 1 курса)

Спецкурсы:

Психологические проблемы искусства и искусствознания
Иконография средневековой архитектуры
Современное искусствознание: теория и методы

Спецсеминар:

Теория и практика искусства ХХ века (совместно с В.Д.Дажиной)

источник информации об авторе

архитектура, библиография

Previous post Next post
Up