Соко 522 / Soko 522 - двухместный югославский учебный самолёт и лёгкий штурмовик, производившийся в 1960-е годы авиазаводом СОКО. Было построено порядка 110 самолетов.
Muzej Yugoslovenskog Ratnog Vazduhoplovstva / Aeronautical Museum. Все, что у меня есть по Soko-522 Самолет в музее это Soko-522 с номерами 60132/32. Этот самолет был построен 19 января 1959 года, а после списания с эксплуатации на авиационной базе в районе Батайница, он был перенесен в музей 13 апреля 1979 года.
Soko 522 был разработан Югославскими инженерами Sostaric, Marjanovic и Curcic на заводе Ikarus Aircraft в Zemun. Первый полет прототип совершил в феврале 1955 года. После первоначального успеха нового самолета, производство было передано на авиационный завод Soko в Mostar. Это был первый самолёт, полностью собранный на стапелях Soko. В отличии от лёгких "Аэро-2" и "Аэро-3" это уже был почти полный аналог боевого истребителя.
"522" предназначался для замены учебно-тренировочных самолетов Ikarus 213 Vihor. Он имел в целом идентичную, хотя и цельнометаллическую конструкцию, но совершенно другой внешний вид, так как был оснащен радиальным двигателем Pratt & Whitney R-1340-AN-1 Wasp вместо мотора Ranger SVG-770-CB1.
Самолеты тип 522 начали эксплуатироваться ВВС Югославии в 1957 году. Производство продолжалось до 1961 года и составило 110 самолетов. Они использовались как основной учебный самолет для ВВС Югославии вплоть до своей отставки в 1978 году.
Самолет получил в мире определенную известность благодаря съемкам в 1960-х и 1970-х в Югославии в фильмах о войне, где он играл роль Германских истребителей Fw 190. Наиболее известные роли были в фильмах "Battle of Neretva" и "Kelly’s Heroes", где снялся Клинт Иствуд.
После демобилизации из армии самолет использовался во многих авиаклубах в Югославии и ряда соседних государств. Часть этих самолетов попало к владельцам из других стран и летает до сих пор. Как минимум один летающий Soko 522 есть во Франции, и пара в США. Например один Soko 522 был в Dixie Wing Commemorative Air Force (США).
Общий вид зала.
Вид спереди. Не зная об этом самолете его легко принять за модификацию всем хорошо знакомого Тексана.
Общий вид.
Вид сбоку.
Описание самолета.
Еще.
Беспереплетный фонарь кабины.
Двухлопастной ВИШ.
Фонарь кабины. А трубочка это антиобледенительная система?
Общий вид с другой стороны.
Чуточку крупнее.
Выпуклый фонарь.
Двигатель Pratt & Whitney R-1340-AN-1 Wasp мощностью 600 лс такой же как на большинстве Тексанов.
Общий вид.
Фото 58.
Выхлопные патрубки.
Общий вид винтомоторной группы.
Фонарь кабины сдвижной.
Хвостовая стойка.
Хвостовое оперение.
Вид сбоку.
И снова переходим вниз.
Кок винта.
Ниши уборки основных стоек шасси.
Хвостовая стойка.
Фото 138.
7,9 мм пулеметы в крыле.
Технические характеристики
Экипаж: 2 человека
Длина: 9,2 м
Размах крыла: 11 м
Высота: 3,58 м
Масса пустого самолёта: 1089 кг
Двигатель: Pratt & Whitney R-1340-AN-1 Wasp, радиальный воздушного охлаждения (мощность 600 л.с. или 450 кВт)
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 351 км/ч
Дальность полёта: 978 км
Практический потолок: 7000 м
Вооружение
Пулемёты: 2 × 7,9 мм
Бомбы: 4 × 50 кг