Cessna O-1 Bird Dog - самолет целеуказания и связи, созданный американской компанией Cessna на базе гражданского самолета Cessna Model 170. Это был первый цельнометаллический самолет заказанный United States Army после того как U.S. Army Air Forces выделились из Army в 1947, став ее отдельным родом войск- U.S. Air Force.О-1 был создан в 1949 году. Bird Dog имел длинную карьеру в Вооруженных силах США и других стран. Всего был построен 3431 самолет.
Очень и очень многие летают до сих пор.
National air and space museum, Steven f udvar-hazy center, 2018 год ч1. National air and space museum, Steven f udvar-hazy center, 2018 год ч2 Национальный Аэрокосмический музей в Вашингтоне Все, что у меня есть по L-19 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Самолет в музее это Cessna L-19A (305A) Bird Dog 1951 года постройки с заводским номером C/N 22277 и военным 51-11963 (гражданским N4508B).
18 января 1952 года Cessna поставила этот O-lA в армию США.
Она была передана в Вичиту в феврале 1952 года.
Пробел в записях самолетов существует до 31 января 1958 года, когда он был передан 502nd Aviation Company. Он был переименован в ТО-1А (учебный).
Он оставался в 502-го до 2 марта 1962 года, когда его перевели в склад передового воздушного оружия (FAWD) в Форт-Уэрте, штат Техас.
18 мая 1963 года он покинул FAWD для службы в AQC (авиационный квалификационный курс), Департамент авиационного обслуживания, Форт Худ, штат Техас, где он оставался до 10 июня 1966 года.
19 ноября 1971 года он был отправлен в U.S. Army Aviation School (USAAVNS) в Форт Стюарт, штат Джорджия.
Вскоре после этого, 28 декабря 1971 года, он был передан в аренду Fort Devins Flying Club, Айерс, штат Массачусетс.
К этому времени планер налетал 10333 часа.
Самолет начал гражданскую карьеру как Cessna 305A, серийный номер производителя 22277, FAA Peg. # N4508B.
Он оставался в Flying Club до его передачи в Национальный музей авиации и космонавтики 2 мая 1978 года в соответствии с распоряжением U.S. Army Aviation System Command от 14 апреля 1977 года.
В конце 1940 годов армия США начала искать замену своим самолетам наблюдения Piper L-4 и Stinson L-5. В августе 1949 года в сотрудничестве с ВВС США армия США выпустила совместную спецификацию для цельнометаллического самолета, короткого взлета и посадки, способного летать с неподготовленных площадок и способного выполнять различные задачи. Среди них были наблюдение, спасение, фоторазведка и управление огнем артиллерии. Кроме того, самолет должен иметь возможность летать на лыжах и поплавках. Первоначальная дата конкурса была назначена на март 1950 года.
Cessna была заинтересована в том, чтобы побороться за этот контракт. Чтобы уложиться в срок, эта компания решила использовать компоненты из существующих производственных моделей 170 и 195. Новый самолет получил обозначение Model 305 и был построен за 90 дней. Затем он был доставлен в Райт-Филд в штате Огайо для соревнования с самолетами из компаний Piper, Temco и Taylorcraft. Cessna выиграла и получила контракт 29 мая 1950 года на 418 самолетов под обозначением L-19A. Как указывалось, этот самолет имел способность менять колеса на лыжи или поплавки и имел подвес для бомб МК4А под каждой консолью крыла. Шасси из стальных пружин уменьшило тенденцию к циркулю и сделало полеты на неподготовленные площадки обычной практикой. Щелевые закрылки улучшили способность к полету на малой скорости и приземлению на короткие площадки. Испытания показали, что L-19A может взлетать и приземляться над препятствием высотой 50 футов всего с площадки в 152 метра.
25 июня 1950 года началась Корейская война. Cessna увеличила производство этих самолетов. Другие службы также заинтересовались этим универсальным самолетом. Это был первый цельнометаллический одномоторный самолет высокоплан, служивший в армейской авиации США и в итоге было построено 3105 самолетов. У L-19 было двойное управление для пилота и наблюдателя. Иностранные государства также заинтересовались L-19 . Генерал Марк Кларк назвал L-19 "Bird Dog". Он выбрал это имя, поскольку оно представляло одну из основных задач самолета - охоту. За время своей жизни L-19 оказался одним из самых живучих самолетов в современной военной истории.
В Корейской войне L-19 или, как его ласково называли, «джип с крыльями» ("the jeep with wings"), использовался для различных задач, в том числе для обнаружения артиллерии, установления связи, эвакуации раненых, а также для сброса припасов и ракет. Он часто использовался в качестве наблюдательной площадки для командиров на местах.
Опять же, во время войны во Вьетнаме, L-19 показал себя незаменимой. В новой роли ВВС начали использовать Bird Dog в качестве передового воздушного диспетчера (FAC) для сверхзвуковых реактивных истребителей. Летя низко и медленно, пилот L-19 искал места расположения Вьетконга, в то время как штурмовик летал на большой высоте. После обнаружения врага, Bird Dog "направляла" ударный самолет на цель с помощью ракет с белым фосфором.
В феврале 1952 года L-19 был поражен зенитным огнем противника на высоте 6000 футов. Двенадцать футов правой консоли крыла было отстрелено, но пилот и наблюдатель восстановили контроль над самолетом и чудесным образом посадили его на базу ВВС. В течение трех часов было установлена новая правая консоль крыла, и пилот смог вылететь на другую авиабазу для дальнейшего осмотра и ремонта.
В ответ на потребность армии в учебном самолете для обучения пилотов полетам по приборам, Cessna модифицировала L-19A и начала производство TL-19D. Он получил ВИШ, модифицированный двигатель и заднюю кабину с откидной приборной панелью. Всего было поставлено 307 TL-19D. Последняя версия L-19, L-19E, была выпущена в 1956 году. Она получила шестицилиндровый двигатель Continental O-470-11 мощностью 213 л.с., эта версия имела электрические закрылки и могла нести четыре 2,75 дымовых ракеты (четыре дополнительные ракетные установки были добавлены позже). В 1962 году по новой системе обозначений самолеты L-19A, TL-19D и L-19E Армии США получили наименования O-1A, TO-1D и O-1E.
30 апреля 1975 года падение Сайгона стало неизбежным. Майор военно-воздушных сил Вьетнама вместе со своей женой и пятью детьми сел на O-1A на острове Кон Сон (у побережья Южного Вьетнама) и вылетел на авианосец USS Midway. С почти пустыми топливными баками он совершил отличную посадку на авианосец и стал первым O-1А, приземлившимся на палубу авианосца.
Модификации :
O-1А первая модификация.
O-1B тренировочный вариант (L-19A-1T).
OЕ-1 модификация О-1B для Корпуса Морской пехоты США.
O-1G самолет целеуказания (ТL-19D).
O-1E последняя промышленная модификация.
L-19L модификация О-1Е для ВВС Канады.
ЛТХ:
Модификация O-1A
Размах крыла, м 10.97
Длина самолета,м 7.85
Высота самолета,м 2.22
Площадь крыла,м2 16.16
Масса, кг
пустого самолета 732
максимальная взлетная 1102
Внутренние топливо, л 155.2
Тип двигателя 1 ПД Continental O-470-11
Мощность, л.с. 213
Максимальная скорость, км/ч 243
Крейсерская скорость, км/ч 167
Практическая дальность, км 853
Практический потолок, м 5640
Экипаж, чел 2 + 1 пассажир