Обозначение Dornier Do 28 было присвоено двум разным двухдвигательным самолетам короткого взлета, производимым компанией Dornier Flugzeugbau GmbH. Большинство из них служили в German Air Force и Marineflieger и других ВВС в мире, выполняя роль связных и транспортных самолетов. Серия Do 28 состоит из сильно различающихся Do 28 A/B (1959 года) и Do 28 D Skyservant (1966 года). Мы посмотрим на Do 28 D. Построено таких самолетов было более 200...
Dornier museum Friedrichshafen. Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш борт это Do-28D-2 Skyservant с военным номером 58+85 и заводским 4160. Служил в German Air Force (Luftwaffe).
Компания Dornier получила финансовую помощь от правительства Германии для создания более крупного транспортного STOL самолета для перевозки до 13 пассажиров, чем Do-28B. Тип получил обозначение Do 28D, а затем имя собственное Skyservant.
Do 28D был полностью переработан и сохранил только базовую компоновку и конструкцию крыла более ранних версий Do-28B. Фюзеляж и гондолы двигателя стали прямоугольными, в отличие от закругленных на Do 28A/B. Задача состояла в том, чтобы разработать простой и прочный самолет для использования в тяжелых условиях, который можно было бы легко обслуживать.
С экипажем из двух пилотов в салоне можно было разместить до 12 пассажиров, груз мог быть легко загружен через большие двойные двери, а с удаленными сиденьями кабина имела 26,3 м3 свободного пространства. Опытный образец совершил первый полет 23 февраля 1966 года; через год этот тип был сертифицирован, а 19 апреля 1968 года последовала сертификация Федеральным управлением авиации США варианта, обозначенного Do 28D-1. Самолет был публично представлен на парижском авиасалоне в аэропорту Ле-Бурже в июне 1967 года.
Компания получила заказы на 125 самолетов для ВВС и морской пехоты ФРГ, от военных ведомств Эфиопии, Марокко, Нигерии, Турции и Замбии. В настоящее время в эксплуатации находятся 220 самолетов Skyservant.
В течение 1972 года самолет Do 28D-1 установил несколько рекордов в своем классе: он набрал высоту 8624 м с полезной нагрузкой в 1000 кг, а также установил несколько рекордов скороподъемности.
Затем появился Do 28D-2, в конструкции которого были некоторые улучшения. В 1980 году самолет Do 28D-2 ВВС ФРГ получил новые двигатели Avco Lycomyng TIGO-540 с турбонагнетателем (военные самолеты Do-28D-2 Skyservant тоже были модернизированы), после чего появилось новое обозначение: Do 28D-2Т.
Была продолжена работа над первоначальной концепцией Do 28D, и усовершенствованная модификация получила наименование Do 128. Она имела два основных десятиместных варианта: Do 128-2 и Do 128-6.
Do 128-2 был оснащен двумя поршневыми двигателями Avco Lycomyng IGSO-540, а Do 128-6 - двумя турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney PT6A-110 мощностью 400 л.с.
Опытный экземпляр Do 128-6 был впервые показан под наименованием Do 28D-5Х TurboSky. Он имел два турбовинтовых двигателя Avco Lycomyng LTP 101-600-1A мощностью 600 л.с., дефорсированными до 400 л.с.
Кроме того, Do 128-6 имел новый топливный бак, приспособленный для укрепления опор двигателей, и другие изменения. Было объявлено о заказе на 30 самолетов Do 128-6 для клиентов из Африки.
Вариант самолета Do 128-6, оснащенный РЛС "MEL Marec", был поставлен в Камерун для морского патрулирования. Производство прекращено в 1980 годах.
В общей сложности 121 Dornier Do 28D-2 были построены в период с 1971 по 1974 год в Оберпфаффенхофене для Бундесвера (Федеральные вооруженные силы Германии), где они заменили стареющие Percival Pembroke. Они служили до появления Dornier Do 228 в 1994 году, преимущественно в качестве транспортного и коммуникационного самолета. 20 самолетов были переведены в Marineflieger, 10 с 1978 года служили в морской разведке и на них были установлены дополнительные топливные баки.
Высокий уровень шума и вибрация в салоне Do-28D, привели к замене типа на значительно более тихий Do 228 с турбовинтовым двигателем. За 20 лет службы в Германии только три самолета Do-28D погибли в результате несчастных случаев.
Do 28D летал в 30 странах мира и до сих пор находится в эксплуатации. Было построено более 150 самолетов. На жаргоне Федеральных вооруженных сил Германии Skyservant назывался «колхозным орлом»("farmer's eagle") и считался надежной «рабочей лошадкой». Турция получила два специально оборудованных самолета SIGINT с кодовым названием «Anadolou», а также обычную транспортную версию.
Еще одним вариантом Skyservant был Do 28D-2/OU ((Oil Unit) нефтяная установка). Два самолета были оснащены радиолокатором и SLAR (бортовым радиолокатором бокового обзора) для мониторинга загрязнения нефтью в Балтийском и Северном морях. Окрашенные по белой схеме, они эксплуатировались в период с 1984 по 1995 год MFG 5 из Marineflieger от имени Министерства транспорта Германии.
Эти самолеты легко узнаются по установленной на фюзеляже антенне SLAR и обтекателю под кабиной. В 1991 году оба самолета эксплуатировались в течение нескольких недель в Персидском заливе во время войны в Персидском заливе под контролем Организации Объединенных Наций. Эти два самолета были заменены Do 228 в конце 1995 года. Эти Skyservants хранятся в музее Aeronauticum в Нордхольце.
В 1997 году венгерский инженер A. Gál разработал конверсию на основе Do-28D, для выброски парашютистов. Вместо поршневых двигателей Lycoming A. Gál установил два Walter M601-D2, модифицированные трехлопастные винты AVIA и оборудование для выброски парашютистов, установленное Aerotech Slovakia на семи самолетах.
Хотя CAA, авиационные власти Венгрии, сразу же сертифицировали конверсию, сертификацию JAA нельзя было сделать до 2007 года из-за ограничений на сертификацию двигателей. В 2008 году в Европе было совершено шесть полетов, в основном в дропзонах в Зоесте, Германия, в Target Skysports, в Хибальдстоу в Великобритании, Алгарве (Португалия) и Севилье (Испания).
Это воздухозаборник для вентиляции кабины?
Цилиндр поршневого двигателя.
Обтекатель неубираемой основной стойки.
Попытка заглянуть в кабину.
Это же видимо и аварийный люк?
Плюс еще один аварийный люк под крылом.
Общий вид справа.
Крыло с антиобледенительной воздушной системой и без предкрылков.
Общий вид слева.
Видна большая двухстворчатая грузовая дверь.
Теперь шириком.
Общий вид спереди.
Мотогондола правого двигателя.
Интересно, насколько такая конструкция выдерживает грубые посадки?
Да и колеса в обтекателях не очень рассчитаны на посадку на плохой грунт....
Модификации Dornier Do 28 D Skyservant и его производные:
Do 28D Модернизированный самолет с прямоугольным фюзеляжем, большим крылом, новым хвостом и двумя двигателями IGSO-540 мощностью 380 л.с. (280 кВт), семь построено.
Do 28D-1 серийная версия Do 28D, с крылом большим на 0.5 m (1 ft 7½ in)и увеличенным макс весом. 54 построено.
Do 28D-2 увеличенный макс вес, усиленный фюзеляж с увеличенной кабиной, 172 построено.
Do 28D-2/OU Do 28D модифицированный как самолет контроля за загрязнениями.
Do 28D-2T в 1980 один самолет German Air Force Do 28D-2 был оснащен двумя турбопропами Avco Lycoming TIGO-540.
Do 28D-5X Turbo Skyservant прототип с турбопропами Lycoming LTP-101-600 мощностью 298 kW (400 shp) каждый. один построен, первый полет 9 апреля 1978. Также известен как TurboSky.
Do 28D-6X Turbo Skyservant прототип с турбопропами PT6A-110, мощностью 298 kW (400 shp) каждый. один построен, первый полет 4 марта 1980 позже переобозначен как Dornier 128-6.
Do 28E-TNT это Do 28D получивший новое, высокотехнологичное крыло (Tragflügel Neuer Technologie - New Technology Wing) размахом 19.97 m для испытаний, оснащенный двумя 533 kW (715 shp) Garrett TPE331-5-252D смонтированными на крыле. один построен, первый полет 14 июня 1979. Крыло позже использовали на Dornier Do 228.
Do 28 G.92 конверсия 1995 самолета Do 28D оснащенного двумя Walter M601-D2 750 hp для выброски парашютистов, семь построено
Do 128-2 улучшенная версия Do 28D-2, заменила D-2 в 1980.
Do 128-6 серийная версия Turbo Skyservant, шесть построено.
ЛТХ: Do.28D-2
Размах крыла, м 15.55
Длина самолета,м 11.41
Высота самолета,м 3.90
Площадь крыла,м2 29.00
Aspect ratio: 8.3:1
Airfoil: NACA 23018 (модифицированный)
Масса, кг
пустого самолета 2304
максимальная взлетная 4015
Внутренне топливо, л 893
Тип двигателя 2 × Lycoming IGSO-540-A1E
Мощность, л.с. 2 х 380
Винты: 3-лопастные Hartzell виш
Максимальная скорость, км/ч 325 на 3000 м
Крейсерская скорость, км/ч 241 на 3000 м (экон круиз, 50% мощности)
Скорость сваливания: 104 km/h (65 mph, 56 kn) (двигатель выключен, закрылки выпущены)
Мин контролируемая скорость: 65 km/h (40 mph, 35 kn) (двигатель выключен, закрылки выпущены)
Максимальная дальность, км 2950 с макс топливом
Дальность действия, км 650
Практический потолок, м 7680
Скороподъемность: 5.3 m/s (1,050 ft/min)
Экипаж, чел 1-2
Полезная нагрузка: 12-13 пассажиров